Откуда берется фолк-хистори?

Теперь о втором блоке антинаучных концепций. Истоки его внутри самой науки. Часто многие ученые, увлеченные той или иной идеей, претендуют на радикальные изменения научной картины мира, не имея на то достаточных оснований. Тогда начинается апелляция к власти, обращение через СМИ к общественному мнению, которые начинают поддерживать это «открытие».

В.С.Степин, академик РАН

Олег Губарев
Олег Губарев

История относится к числу гуманитарных наук. На первый взгляд, она не обладает строгостью естественнонаучного знания. Это и привлекает любителей «внести свой вклад» в историю, а главное, сделать это быстро и без особых усилий. Тревогу научного сообщества вызывает лавинообразный рост псевдонаучных публикаций.

В последнее время работы дилетантов в области истории стали обозначать специальным термином «фолк-хистори». Уже одно это говорит о том, что данное явление привлекает к себе пристальное внимание. В достаточно содержательной и емкой статье в «Википедии» перечислены основные симптомы фолк-хистори, позволяющие отличать ее от настоящих исторических исследований:

  1. то, что сюжет строится по принципам беллетристики с тенденциозным отбором материалов, укладывающихся в рамки выдвинутой концепции, часть фактов при этом додумывается;
  2. сохранение «наукообразия» с оформлением публикации под формат научной работы (цитирование, сноски, перечень источников) с декларацией сенсационного «научного» опровержения традиционных представлений;
  3. настрой на сенсационность, отрицание или игнорирование фактов установленных наукой;
  4. агрессивность в отставании своей концепции, нападки и «разоблачения» заговора официальных историков направленного на сокрытие истины;
  5. стремление поразить читателя и захватить его воображение масштабами подтасовок и сокрытия истины профессиональными историками.

Лично я дополнил бы этот перечень апелляциями фолк-историков к «здравому смыслу» и «логике» вместо работы с источниками и обращение к народу (массовому читателю) как арбитру в споре со своими оппонентами.

Среди настоящих ученых, внесших значительный вклад в науку, тоже иногда встречается неоправданное увлечение сомнительными идеями. В качестве примера я бы привел известнейшего историка Б.А.Рыбакова, утверждавшего, например (вопреки греческому историку и писателю Геродоту), что скифы-сколоты — это древние славяне, позже превратившиеся в Русь. Академик Рыбаков был слишком увлечен своими попытками доказать глубокую древность происхождения славян.

Именно о таких ученых писал известнейший историк царской России Василий Осипович Ключевский: «Прежде господствовало критическое направление в исследовании вопроса: одна сторона разбирала источники, чтобы отстоять летописную легенду; другая, опровергая ее, обращалась к другим источникам, чтобы доказать другое, чаще — чтобы приурочить легенду к другому выводу. Теперь в большинстве исследований господствует творческое направление: торопливо покритиковав спорные известия, спешат составить из них новое сказание о начале Руси, иногда прямо противоположное летописному, или же дать последнему такое толкование, которое делает сагу на себя не похожей. Вообще можно сказать, что легенда о призвании перестала служить средоточием исследований; ученые вступили в полемику с летописцем, перестав быть его комментаторами, и хотят не только доказать, что он написал неверно, но и указать ему, что он должен был написать. Гедеонов служит переходом: наполовину он еще критик, а наполовину уже построитель, реставратор исчезнувшего факта…» [1].

В последнее время предпосылки для размножения работ фолкисториков создает возрождение такого направления в исторической науке, как антинорманизм.

С одной стороны, антинорманизм XIX века являлся вполне научным направлением. Поскольку уровень знаний на тот момент позволял серьезно рассматривать целый ряд гипотез о происхождении руси от финнов (Татищев), из жмуди (Костомаров), от хазар (Эверс), от славян (Гедеонов) и т.д. и т.п. Но ни одна из этих альтернативных гипотез не получила научного признания. После достаточно жесткой критики и обсуждения все они были отброшены и остались историографическими казусами.

С другой стороны, современный антинорманизм, пытающийся пересмотреть с нуля достижения исторической науки и реанимировать давно отброшенные гипотезы, является скорее религиозной сектой единомышленников, чем научным направлением.

Уже к началу XX века критика антинорманизма и его гипотез привела мировое научное сообщество (неотъемлемой частью которого была в то время российская историческая наука) к признанию скандинавского происхождения древних русов и варягов как установленного научного факта, и дальнейшие споры шли о тех или иных аспектах и исследовании конкретных вопросов в рамках данного установленного факта.

Но после 1940-х годов в связи с опорой в ходе Второй мировой войны на национальную идею и отказ от интернационализма антинорманизм снова был выдвинут в качестве официального направления «советской» исторической науки в противовес остальному научному сообществу. Это вызвало и продолжает вызывать непонимание зарубежных историков-медиевистов, недоуменно пожимающих плечами, глядя на наше упорное толчение воды в ступе. В годы «холодной войны» и господства советского официального антинорманизма история и археология стали политизированными науками. К тем, кто пытался иметь собственное мнение вопреки официальному курсу в области истории Древней Руси, применялись административные меры: их публикации запрещались, они теряли работу, студентов могли исключить из университета (как, например, будущего диссидента Андрея Амальрика за курсовую работу «Норманны и Киевская Русь»). Конечно, и тогда, в этой тяжелой обстановке при Ленинградском университете действовал семинар историка и археолога Льва Клейна, отстаивавший достоинство российской науки и давший стране много выдающихся ученых.

Но как только с распадом СССР в 1991 году идеологические шоры исчезли, наука снова возвратилась к историческим фактам и их объективному освещению. «Славянская» гипотеза происхождения Руси, разрабатывавшаяся рядом официальных ученых в условиях монополии и отсутствия критики, сразу же тихо, без лишнего шума прекратила свое существование. Однако через некоторое время в связи с пересмотром демократических ценностей и возвратом к монополизму государства на истину, началось возрождение антинорманизма. Причем источниковедческая база, существовавшая в XIX веке, практически не изменилась. Проведенные за это время исследования только укрепили скандинавскую гипотезу. И тем не менее мы видим реанимацию сразу двух альтернативных гипотез, отброшенных еще в XIX веке, – «славяно-балтийской» гипотезы историков царской России Гедеонова, Морошкина, Забелина, получившей поддержку в работах историков А.Г.Кузьмина и В.В.Фомина, и «роксоланской» гипотезы Ломоносова, поддержанной тем же А.Г.Кузьминым и историком Е.С.Галкиной.

На множестве исторических сайтов развернулись дискуссии и обсуждения этих гипотез. Они породили большое число сторонников и подражателей на уровне фолк-хистори. Прямую связь между антинорманизмом, облеченным в научную форму, и фолк-хистори, демонстрируют, на мой взгляд, появление целого ряда работ, занимающих промежуточное положение, таких, например, как работы современных историков-антинорманистов А.Л.Никитина, Л.П.Грот, Е.С.Галкиной. Научные по форме, эти работы обладают основными признаками фолкхистори со второго по пятый из определения, данного в «Википедии».

Может быть, я преувеличиваю близость работ современных антинорманистов к фолк-хистори?

Но вот, например, попытка последовательницы Кузьмина историка Лидии Грот, публикующей статьи в основном на антинорманистском сайте Переформат.ру, найти на Севере Руси «праиндоевропейское население Севера, в числе которых выделяются предки северных поморов — древние варяги Севера, сменившие здесь мезолитические племена». Рецензент отмечает: «Увы, науки здесь нет. Есть игра в прошлое, которая возникла давно и в наше время приобретает, к сожалению, всё большие масштабы [2].

Поэтому не случайно серьезные историки при рассмотрении псевдонаучных работ в области истории объединяют оба этих явления в одно. Известный историк-скандинавист Елена Александровна Мельникова посвятила этому вопросу замечательную статью «Ренессанс средневековья? Размышления о мифотворчестве в современной исторической науке». Она пишет: «Одержимость какой-либо одной идеей, даже вполне плодотворной в определенных пределах, способна поколебать высокий профессионализм, заставить ученого вполне искренне не видеть факты, ставящие под сомнение его гипотезу, а в особых случаях — и преднамеренно замалчивать или искажать их. Что же тогда говорить о дилетантах или людях, недостаточно, неполно знакомых с научным существом дела (нередко находящегося за пределами их собственной профессии), которому они посвящают свои физические и душевные силы, свою энергию. И уж совсем печально, если одержимость идеей, может быть изначально и искренняя, поддерживается и питается идеологическими, политическими или иными конъюнктурными соображениями».

Антинорманизм тоже претерпел значительные изменения: антинорманисты XIX века не отрицали очевидных фактов, например того, что варяги – это скандинавы и что скандинавы присутствовали на Руси и играли большую или меньшую роль в образовании Древнерусского государства.

Современные антинорманисты, последователи Кузьмина, это отрицают. Они считают варягов балтийскими славянами из Вагрии, области, с юга примыкающей к границе Дании.

Не углубляясь в детальное рассмотрение этих двух гипотез антинорманистов, хочется отметить, что они не отвечают критерию принципиальной простоты для гипотез.

Петербургский историк и археолог Лев Клейн так определил это критерий: «Принципиальная простота – это условие называется «бритвой Оккама». Уильям Оккам – английский мыслитель XIV века — выдвинул принцип: «Не следует умножать сущности без необходимости». В. Гамильтон разъяснил: «Не должно допускать ни большего числа, ни большей сложности причин, чем это необходимо для того, чтобы дать отчет об явлениях». Исаак Ньютон в своих «Началах» изложил суть этой идеи под первым номером: «Не должно допускать иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений». А британский психолог XIX–XX веков Ллойд Морган сформулировал ее так (это «канон Моргана»): лучшая теория – это простейшая теория, которая отвечает всем фактам. Это положение основано на старой истине, известной еще Марку Аврелию: природа «избирает всегда кратчайший путь, ибо это наиболее естественно»».

Поскольку для X века присутствие на Руси варягов-скандинавов документировано письменными источниками, причем неоднократно, антинорманистам, сторонникам «балтославянской» гипотезы, приходится допускать наличие двух видов варягов – до X века это балтийские славяне-вагры (основную роль тут играет созвучие наименований), а с Х века – скандинавы.

Точно такую же картину приходится выстраивать сторонникам «роксаланской» гипотезы, выводящих русь от кочевого сарматского племени роксалан или рухс-алан, кочевавших в Северном Причерноморье (и здесь главную роль играет созвучие наименований). Поскольку для Х века источники уверенно связывают Русь со скандинавами, сторонникам этой гипотезы приходится допускать существование двух видов русов. До Х века это аланы, полукочевое, полуоседлое племя, локализуемое рядом с территорией или на территории Хазарского каганата. Начиная с Х века это русы-скандинавы.

Попутно сторонники обоих гипотез совершенно свободно обращаются с источниками, не затрудняя себя их критикой и разбором.

Забавно, что антинорманист А.Г. Кузьмин, выступивший с жесткой и справедливой критикой «Новой хронологии» фолк-историка Фоменко, сам создал гипотезу, мало чем ей уступающую.

Дело в том, что антинорманисты XIX века, будучи едины в критике «норманизма», которая была наиболее сильной частью их работ (потому что критиковать другого всегда легче, чем чтото создать самому), расходились в позитивной части своих работ, пытаясь вывести Русь из самых разных уголков Средневекового мира. Так образовались гипотезы о множестве различных «русий», каждая из которых претендовала на роль родины Древних русов и конкурировала с другими. Наличие множества альтернативных гипотез, ни одна из которых не была доказана и не получила признания в науке, было серьезнейшей проблемой антинорманизма. Именно А.Г.Кузьмин разрубил это гордиев узел, признав все «русии» внесшими вклад в образование древнерусского народа. При этом никак не объясняя роль этих «русий» в процессе образования Древней Руси, видимо, оставляя этот головоломный вопрос своим ученикам и сторонникам.

Вот что говорит последователь и ученик Кузьмина, историк Вячеслав Фомин: «… из наших современников на протяжении нескольких десятилетий об этом речь вел А.Г. Кузьмин, не ограничивается одной только Киевской Русью, и что параллельно с ней и даже задолго до нее существовали другие русские образования. И Кузьмин, а это является одной из огромных его заслуг перед наукой, впервые в историографии свел воедино многочисленные свидетельства иностранных источников, зафиксировавших в Восточной и Западной Европе применительно ко второй половине I — началу II тысячелетия более десятка различных «Русий» (вначале ученый говорил о близких и родственных Русиях, но затем пришел к выводу, что они, скорее всего, разного этнического происхождения). Это четыре Руси на южном и восточном побережьях Балтийского моря (о. Рюген — Русия, Ругия, Рутения, Руйяна, устье Немана, устье Западной Двины, западная часть нынешней Эстонии — провинция Роталия-Русия и Вик с островами Эзель и Даго), Русь Прикарпатская, Приазовская (Тмутаракань), Прикаспийская, Подунайская (Ругиланд-Русия). Причем, как при этом констатировал исследователь, основная часть известий о руси (первоначально ругов, но со временем почти повсеместно вытесненное именем «русы») практически не задействована в науке, поскольку «они не укладываются в принятые норманистские и антинорманистские концепции начала Руси«» [3].

После появления работ, содержащих такие выводы, не удивительно появление книг и фильмов уже полностью относящихся к области фолк-хистори, как, например, фильм и книга о Рюрике историка-дилетанта, юмориста по профессии, Михаила Задорнова, получившие высокую оценку на антинорманистских сайтах в Интернете.

Наиболее часто встречающимся доводом сторонников данного опуса, как, впрочем, и других книг и фильмов из области фолк-хистори, является следующий: фильм «Рюрик. Потерянная быль» при всех его недостатках хорош тем, что вызывает интерес и привлекает людей к изучению древней истории нашей страны.

Вспоминается лозунг адъюнкта и Почетного члена Российской Академии наук Шлецера: «первый закон истории — не говорить ничего ложного. Лучше не знать, чем быть обманутым».

Не стоит поэтому удивляться быстрому размножению работ, относимых к области фолк-хистори, поскольку этому способствует методология современного антинорманизма. Поразительная свобода обращения с источниками, изучение событий IX века с привлечением сомнительных источников XV-XVII веков, агрессивность и нетерпимость к оппонентам, политизация научных проблем и рассмотрение их с «патриотической» точки зрения — всё это характерно для современных антинорманистов. Фолк-историки только следуют практике антинорманистов, но при этом освобождают свои работы от излишней научности и делают их еще более сенсационными, еще более «ниспровергающими догмы официальной науки».

  1. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. Москва, Наука. 1983.
  2. Кучкин В.А. Был ли русский Север Варягией в праиндоевропейское время // Российская история, № 4, 2010. 
  3. Фомин В.В. Пургасова Русь // Вопросы истории,  № 9, 2007. 

196 комментариев

  1. Да, причём говорили русские так же как и мы. Безударный звук «е» превращался в «и».
    Тому свидетельство из германских хроник города Görlitz:

    Görlitz wurde 1071 erstmals in einer Urkunde König Heinrichs IV. erwähnt. Darin erhielt der Bischof von Meißen das slawische Dorf Goreliz als Geschenk.

    Т.е. немецкое ухо услышало «Горелиц» вместо «Горелец».

  2. Ампериону

    Относительно»русской» топонимике в Европе.

    Вот что говорит о топонимах и гидронимах А.Стендер-Петерсен: «… не обращают никакого внимания на тот факт, что сочетания согласных r и s с гласной заднего ряда между ними встречается повсюду в Европе в названиях рек и озер» (Стендер-Петерсен Varangica 1953)

    Так что если ориентироваться на топонимику с буквами «р» и «с» в разных сочетаниях, то Русь оказывается раскиданной по всей Европе, а не одной только Германии. Что доказывает что этот поход не правомерен.

  3. О.Г.

    Вернёмся к Вашему прекрасному примеру с Нормандией.
    По местной топонимике (названиям поселений) в Нормандии и по местному выговору, учёные смогли определить даже откуда пришли Викинги: большая часть из Дании, меньшинство — из Норвегии.

    Топонимика — это основной инструмент изучения переселения народов в современной науке. Артефакты (типа мечи, кости с изображениями богов и т.д.) — они перемещаемы. Народы активно торгуют между собой всем чем угодно. А вот названия поселений — это надолго. Именно они свидетельствуют о том, кто их основал.

    И что у вас с топонимикой?

    Полное отсутствие каких-либо следов викингов в Новгородской топонимике и в говоре.
    Круглый Ноль.

    Ну и о какой «норманской» гипотезе тут ещё можно говорить???

    Настоящая заслуга Задорнова в том, что он поднял пальчик, указал на «норманистов» (ЛСК со свитой) и воскликнул:

    — А король-то голый!

  4. Ампериону

    Прошу прощения, был занят и не мог сразу ответить на ваш предыдущий пост.
    «Zu ihrem heutigen Namen kam die Normandie …»

    С немецким я в ладах, и текст что Вы привели, прочел. Там говорится что имеющиеся топонимы скандинавского происхождения принадлежат большей частью данам и в гораздо меньшей степени норвегам. О числе таких топонимов не говорится ничего.

    Так что то, что «Нормандия вся покрыта норманнскими поселениями которые имеют норманнские названия» остается на Вашей совести. Какое-то число топонимов скандинавского и потенциально скандинавского происхождения имеется.

    Хочу привести цитату из статьи на англ. яз. ( ее перевод имеется в Интернете — правда перевод корявый, но для наших целей сойдет).

    Нормандия: когда викинги стали нормандцами? (The Normans in Normandy: When did the Vikings become Norman?)

    Раздел статьи: Как могут помочь археология и топонимика?

    «Взяв все топонимы с ВОЗМОЖНЫМ или точно определенным скандинавским влиянием, можно увидеть, что они особенно многочисленны на полуострове Котантен и вдоль побережья, с другим большим кластером в районе Pays de Caux. Они были также многочисленны «вдоль всего маршрута вторжения, которым была Сена» и вообще в устьях рек: свидетельство того, что викинги совершали грабежи и путешествовали на кораблях по морю и вдоль рек. Кажется, очень похоже, что, когда территориальные претензии Ролло на Нейстрию были признаны, он базировался на группе поселений на побережье, УЖЕ СУЩЕСТВОВАВШИХ , благодаря активности викингов в течение ряда лет. Однако, скандинавские топонимы НИКОГДА НЕ ПРЕОБЛАДАЛИ над существовавшими франкскими именами, даже в областях с наибольшей плотностью скандинавской топонимики. Одно объяснение этого – быстрая адаптация местного языка норманнами».

    По этому поводу отмечу что скандинавская топонимика на Новгородчине (работы Экблома и Рыдзевской) точно также присутствует, как и некоторое число топонимов скандинавской природы в Нормандии. Поскольку скандинавы городов не основывали, а приходили и занимали уже существующие городища и поселения, что в землях франков, что в землях славян — ГОРОДОВ с о скандинавскими названиями ни там ни там Вы не найдете. Поселения с топонимами имеющими скандинавские корни и там и там есть. Но их ОТНОСИТЕЛЬНО немного.

    Далее из той же статьи(поскольку этот отрывок особенно важен я сделал свой перевод):

    Фрэнк Стентон сделал интересное заключение , когда он сравнил топонимы в Нормандии и английской области Денло[области Датского права – наиболее колонизованной норманнами области Англии – О.Л.Г.]. Он указал, что топонимы с элементами скандинавских личных имен также имеют и скандинавские окончания., например Гримсби [поселение в Англии – О.Л.Г.]: скандинавское имя Грим и суффикс –би (by), скандинавское слов для обозначения поселения. Он сравнил это с Нормандией где топонимы от персональных имен викингов часто имеют туземные окончания, например, Гремонвилль, окончание которого происходит от латинского ville. Предыдущий топоним [Гримсби – О.Л.Г]обозначает крупный поселок викингов, которые назвали его на своем языке. Последний топоним [Гремонвилль – О.Л.Г] всего лишь показывает что когда находники-викинги основывали или захватывали другие поселения НАЗВАНИЯ ЭТИМ ПОСЕЛЕНИЯМ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДАВАЛО МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ. Это может служить показателем распространенности поселений викингов в Нормандии».

    Ну и далее об отсутствии археологических следов норманнов в Нормандии:

    «Археологические находки могут рассказать немного о ранних поселениях. Патрик Перин, изучавший находки, сделанные в нижней Сене, заметил, что «археологическая документация необычно тонкая». Есть свидетельства присутствия викингов: мечи и топоры викингов найдены, хотя с точки зрения Перина всего лишь две находки сделаны в земле, вероятно, как части погребального обряда, остальное оружие нашли в реке. Это показывает, что викинги тут были, но не ясно, это находки поселенцев или грабящих банд до эры поселенцев. Эти данные мало добавляют нашим знаниям. Ясно, что норманны находились в Нормандии долгое время, но археология скудна и не может дать ясную картину первых лет жизни викингов в поселениях. Малочисленность находок не тревожит слишком Дэвида Бэйтса. «Если экстенсивная колонизация в Англии может быть спорной благодаря отсутствию знаковых находок, то подобное реально и для Нормандии». Отсутствие находок викингов не означает автоматически уменьшения поселений викингов, но это означает, что поселенцы очень быстро ассимилировались с франками».

    Отсюда вывод: даже те топонимы которые можно в Нормандии связать со скандинавами, в отличие от Англии где скандинавы действительно оставили много следов, имеют местное происхождение.

    Археологические следы норманнов в Нормандии очень скудные.

    Так что торжествовать насчет «бесславного «ответа»» не стоит.

  5. Амперион

    «есть у меня сильное подозрение, что русских (не восточно-славянских, а именно русских!) названий поселений вокруг Ладоги до Рюриков не было. Скорее всего, Рюрики и собственно русский язык, на котором мы говорим, на восток принесли»

    Не понял что Вы имеете в виду под «русским языком»?

    Никакого «русского языка» тогда не было. Был язык славян и был Old Norse, на котором говорили норманны (даны, свеоны, норвеги — хотя реальное разделение между ними началось позже). Так что пороги на Днепре согласно Константину Багрянородному имеют два вида наименований -«славянские» и «росские», то есть скандинавские.

    Наш современный язык — это славянский в своей основе язык, произошедший от древнерусского который тоже был в своей основе славянским с наслоениями и заимствованиями. Скандинавизмы в древнерусском немногочисленны и относятся в основном к морскому делу и управлению.

    Но это мы с Вами отвлеклись от основной темы, которой посвящена моя заметка, а именно об ответственности некоторых ученых за бурное размножение работ фолк-историков.

  6. О.Г., «Норманнской гипотезе» Ваши излияния на пользу не идут как-то.

    «Так что то, что «Нормандия вся покрыта норманнскими поселениями которые имеют норманнские названия» остается на Вашей совести.»
    …….

    Викинг Ролло получил в 911-м году от франкского короля Карла Хитрого (Karl der Einfältige) герцогство в Нормандии в управление и так разросся, что застроил всю Нормандию монастырями, которые сегодня туристы толпами посещают. А его потомок Вильгельм Англию захватил — и там норманнских монастырей понастроил.

    Вы — извините за дурацкий вопрос — там хоть раз были?

  7. и по поводу поселений с викингскими корнями.
    10 минут гугельн и вот результат.

    всё побережье Нормандии покрыто поселениями имеющими в своём названии слово «tot». Например:

    Eletot, Etretat, Bennetot, Vergetot, … список действительно бесконечен. Как говорится, откройте карту.

    Согласно вики почти 350 (!) наименований скандинавских мест в Нормандии только с этим корнем:

    » Вторым элементом является TOT древнескандинавского Topt используется в качестве составной части почти 350 наименований нормандских мест. Это означает «фермы, загородная недвижимость» 4.»

    Извините, уважаемый О.Г.
    Единственно, я могу надеяться, что Вы не имеете НИКАКОГО отношения ни к науке — в любой её форме — ни к истории тем более.

  8. Текст который Вы привели оставляет желать лучшего.

    Кто разросся? Викинг Ролло?

    Дело в том что в истории были два вида норманнов.

    Первыми норманнами были скандинавы. Их зарубежные историки чаще называют или викингами или норманнами (на англ. Northmen или Norsemen), а поздних норманнов, уже мало имевших общего со скандинавами и более всего походивших на франков, осевших во Франции и потом основавших королевства в южной Италии и Сицилии, захвативших Англию после битвы при Гастингсе (на англ. Normans).

    На русском же такого различия не получается, у нас и тех и других называют «норманнами», хотя вторые с первыми имеют очень мало общего. Вторые — это романизированные франки-христиане с небольшой примесью скандинавской крови, у которых от скандинавского характера остались только удаль и военное искусство.

    Ассимиляция скандинавов попавших в среду романизированных франков произошла также быстро как ассимиляция скандинавов-русов, также как ассимиляция гунно-болгар среди славян, все за те же 100 — 150 лет.

    Так вот монастыри в Нормандии строили норманны, только не не norsemen, которые в массе еще были язычниками, а normans. Они строили монастыри не только в Нормандии, но и в Южной Италии и в Англии. Позже стиль в котором строились эти монастыри и замки получил название арабо-норманнского стиля (примерно 1060 — 1200).

    Уже в правление сына Вильгельма Длинный меч Ричарда Бесстрашного скандинав норманны полностью ассимилировались и из язычников -скандинавов превратились в романизированных франков-христиан.

    «Из свирепых язычников они превратились в верных ленников французской короны и чуть ли не в примерных христиан. В Нормандии вдруг закипела религиозная жизнь, строились монастыри и церкви, по дорогам шли паломники и пилигримы, основывались школы и проводились философские исследования. Наследники викингов занялись возведением монастырей как центров литературы и просвещения, покровительствовали искусствам, торговле, мореплаванию и ремеслам. Именно норманны разработали и стали широко применять рыцарский кодекс клятв и обетов».

    Так что не нужно путать Бабеля с Бебелем.

    1. О.Г., не уходите от вопроса.

      Нормандия — сотни (а скорее всего и тысячи) поселений с викингскими корнями и названиями. Полно скандинавских следов в культуре и речи.

      То же самое в Болгарии — там тюркских следов хоть отбавляй.

      А Новгородчина? Тут ноль. Ну просто вообще ничего, никаких следов «норманнских». Ни в топонимике, ни в речи, ни в культуре.
      Извините, никакой «ассимиляцией» этот факт вы не замнёте.

      Приходится признать, что Ваша «Норманнская» гипотеза Рюриков потерпела поражение 0:350.

  9. Хотел бы добавить к своей теме следующий пример – С.Н. Азбелев, известный филолог и ученый-историк, стоящий на позициях антинорманизма, посвятил отдельную работу вымышленному персонажу – Гостомыслу.

    То есть Гостомысл или какой-то князь балтийских славян, имя которого франки записали как Гестимус (что восстанавливается историками как Гостомысл), видимо на самом деле существовал.

    С.Н.Азбелев увлекся гипотезой о том, что Гостомысл поздних русских летописей XV века (является исторической личностью и, более того, тем самым ободритским князем, о гибели которого сообщают нам Фульдские анналы франков. использование поздних источников XV-XII веков когда речь идет о событиях IX века вообще характерно для антинорманистов (вспомним их ссылки на Мекленбургские генеалогии)

    Вот краткое сообщение Фульдских анналов:
    «Хлудовик пошёл войной на ободритов, которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб, и Хлудовик велел эту страну и её народ, которые по воле божьей подчинились ему, передать под управление герцога» (Фульдские анналы под 844 г.).

    С.Н.Азбелев посвятил Гостомыслу отдельную работу. Увлеченный своей гипотезой Азбелев пытается, привлекая сведения фальсификата – «Иоакимовской летописи» Татищева, основываясь на том, что только Фульдские анналы сообщают явно о гибели Гостомысла-ободрита, а Ксантенские анналы глухо (sic!- О.Л.Губарев) сообщают, что он погиб или пропал. Далее историку нужно несмотря на информацию в источнике о гибели вождя ободритов оставить его в живых, потому что иначе он не сможет появиться в Новгороде. Тогда историк начинает объяснять, что анналы франков исправлялись в духе угодном королю франков Людовику Немецкому то есть информация о гибели Гостомысла вполне могла быть ложной. Как это похоже на гипотезу Б.А.Рыбакова о Мстиславе и исправлению древнерусских летописей по желанию князя. Предположения Азбелева об исправлении анналов франков в свете выгодном Людовику Немецком и предположения Рыбакова об исправлении русских летописей по заказу Мстислава певращаются у Фоменко и Носовского в вырванные и вклеенные страниц вы летописей.
    Здесь у Азбелева начинается то что В.О.Ключевский называл «реставрацией исчезнувшего факта», а научная гипотеза превращается в догадку. Поскольку Бертинские анналы в сообщении о данной войне не упоминают о гибели Гостомысла Азбелев делает вывод что «Сведения русских летописей позволяют оспорить основанное на односторонней информации мнение, что Гостомысл был убит в 844 г. ЕСЛИ БЫ действительно во время интервенции Людовика Немецкого он находился на берегах Лабы и ЕСЛИ БЫ, только убив славянского короля, Людовик сумел добиться подчинения местных князей, то весьма осведомленный труаский епископ Пруденций, писавший тогда хронику, дошедшую в составе Вертинских анналов, НЕ УМОЛЧАЛ БЫ о столь существенном факте, ибо он уделил специальное внимание этим событиям 844 г».

    И вот на таких рассуждениях в сослагательном наклонении строится шаткая гипотеза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: