Егор Базыкин,
канд. биол. наук, PhD Принстонского университета, зав. сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН, вед. науч. сотр. факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ:
Лучшее, что со мной случилось этим летом, — недельный молекулярный практикум студентов-второкурсников факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ на беломорской биостанции (ББС), который я имел честь совести. На ББС отличная молекулярно-биологическая лаборатория, оснащенная несколько лет назад на мегагрант. Можно, грубо говоря, ловить животное в Белом море, тут же относить его в лабораторию, фотографировать хорошими микроскопами (до которых его было бы не довезти, если бы микроскопы были далеко) и исследовать ДНК. Лаборатория используется в том числе и для летних студенческих практик.
В этом году мы решили попытаться осуществить со студентами полный цикл научного исследования — от получения материала до написания статьи. Очевидной сложностью было то, что на одну задачу в ходе практики отводится лишь неделя; но было решено попытаться. По предварительным данным, получалось, что в Белом море не один вид медузы-цианеи, как всегда считали, а два: особи разделяются по ДНК на две четкие группы.
Ученые решили исследовать это детально — и преуспели; удалось полностью разобраться в вопросе и написать статью за шесть дней (!). В понедельник утром студенты махали сачками, ловя с лодки медуз, — а в субботу вечером (точнее, в три часа утра воскресенья) под общее ликование была нажата кнопка submit на сайте журнала (естественно — международного и англоязычного). Посередине было три дня анализа, молекулярного и морфологического (среди прочего, старшим коллегам с помощью студентов удалось найти также и морфологический признак, различающий виды), и три дня совместного написания статьи. Два человека из студенческой группы писали введение, два — методы, три — результаты, два — обсуждение, а преподаватели ходили вокруг и давали полезные советы.
Впереди еще битва с рецензентами, но главное позади. Я сильно сомневался, что задуманное удастся: написание хорошей статьи может занимать многие месяцы, тем более — неопытными студентами, для которых к тому же и тема не родная. Всё получилось в результате сочетания нескольких факторов: простоты и красоты истории, наличия профессионалов — морфологов и молекулярщиков — и очень сильной студенческой группы, заражавшей своим энтузиазмом.
Дмитрий Вибе,
докт. физ.-мат. наук, зав. отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН:
Лето с научной точки зрения оказалось неожиданно продуктивным. Неожиданно — ибо не по нашей воле до лета затянулась битва с рецензентом статьи, которую мы отправили в журнал еще в сентябре 2013 года. Он несколько раз требовал существенных доработок, на которые уходил не один месяц, и сам каждый раз честно выдерживал месяц на написание очередного отзыва. Трудно сказать, написали ли мы в итоге что-то его устроившее или просто надоели. Справедливости ради следует отметить, что все замечания были по существу, и статья в результате их реализации стала лучше на качественном уровне.
Статья посвящена анализу наблюдений полициклических ароматических углеводородов (то есть мы подозреваем, что это они) во внегалактических областях звездообразования разного возраста. До этого одни люди предполагали, что углеводороды в областях звездообразования растут, другие люди предполагали, что углеводороды в областях звездообразования разрушаются. Нам же впервые удалось убедительно показать, что там с углеводородами происходит вообще не пойми что.
Алексей Сгибнев,
учитель математики школы «Интеллектуал»:
В июне мы провели летнюю школу в Москве для учеников 7-8-х классов. Это уже десятая школа, с 2005 года мы заметили довольно сильные изменения в уровне и способностях учеников. С одной стороны, они всё хуже воспринимают лекции — даже яркие и содержательные рассказы от специалистов, умеющих общаться с подростками. Видимо, просто теряется умение воспринимать длинную монологическую речь — как устную, так и письменную. С другой стороны, школьники всё больше погружаются в свои гаджеты.
Картинка из жизни: на перемене из группы в восемь учеников семеро сидят с телефонами, один читает стенгазету в коридоре. Эти два наблюдения связаны: во «ВКонтакте» доминируют красивые картинки и ролики, в компьютере — динамичные стрелялки, которые воспринять гораздо легче, чем речь какого-то дяденьки у доски или книжку (да еще без картинок и диалогов). Наши выпускники, работавшие вожатыми, возмущались: «Когда мы были в их возрасте (десять лет назад), такого не было. Как их вытащить из виртуального мира?»
В этом году мы заметили, что самыми популярными были занятия, на которых надо что-то делать руками. Скажем, самые посещаемые кружки были по рисованию и оригами, самую высокую оценку по опросу получили лекция «Математика в моделях» и инженерные проекты, в которых надо было сделать работающую катапульту, все рвались на экскурсию в «Экспериментаниум», где экспонаты можно трогать и запускать.
Понятно, что в мире гаджетов человеку не хватает самой простой работы руками, которая была обычна еще десять лет назад — прочертить, вырезать, отмерить, склеить, отпилить… Гаджеты выигрывают конкуренцию у уроков за наглядность и привлекательность информации, а вот это они (пока?) не могут заменить.
Мы подумали, что именно такие «ручные» занятия помогут школьнику возвращаться в реальный мир из виртуального. Мы разрабатываем цикл лабораторных работ с условным названием «Ручная математика». В некоторые места школьной программы естественным образом можно включить работу руками. Например, узнать про число π, померив несколько круглых объектов и посчитав нужное отношение. Вырезать и склеить все реберные развертки куба. Построить биссектрисы углов, складывая бумажный треугольник. Построить гиперболу, складывая лист кальки (см. www.youtube.com/watch?v=nEISCCjObPg).
Помогут и наглядные мультфильмы о серьезных математических сюжетах на замечательном сайте «Математические этюды» (www.etudes.ru). Когда школьники включились в процесс и что-то сделали сами, они уже готовы это и обсудить. А там, может быть, говорить и слушать научатся…
Владимир Сурдин,
астроном, доцент физического факультета МГУ:
Мое отпускное лето оказалось очень короткое — всего две недели. Дело в том, что в весенний семестр помимо моих 20 студентов-астрономов и меня было 1700 студентов со всех факультетов МГУ, слушавших мой курс «Общая астрономия». Весь июнь пришлось принимать у них зачет — и это было нелегко! В июле возил своих студентов-астрономов на практику в обсерваторию Терскол (Кавказ, близ Эльбруса, 3200 м). Весьма удачно поработали и познакомились с горами.
А в промежутках между зачетами, экзаменами и практикой мне удалось закончить новое издание книги «Небо и телескоп» из серии «Астрономия и астрофизика», которую вместе с коллегами я пишу в последние годы.
Кроме этих масштабных дел были летом и регулярные повинности: рецензирование и редактирование статей и книг моих коллег, а также помощь в подготовке проекта «Собери свой телескоп» издательства DeAgostini. Эта компания обратилась в ГАИШ с просьбой научного редактирования и консультации по подготовке периодического издания-набора для любителей астрономии, и нам идея понравилась. С августа в газетных киосках еженедельно будут появляться планшеты с деталями телескопа, картами неба и журналами с описанием небесных объектов и методов их наблюдения в телескоп, который человек сам соберет из приложенных деталей. Для любознательного подростка это интереснее, чем сразу купленный готовый инструмент, устройство которого нелегко понять. А для нас, профессионалов, это новая форма популяризации любимой науки. Так что лето прошло не без пользы.
Сергей Белков,
флейворист, популяризатор науки:
Признаюсь, лето я даже не заметил. Не могу похвастаться особенными творческими успехами. Далеко не всегда удавалось написать свою колонку в замечательный ТрВ-Наука.
Из небольших личных удивлений стоит, пожалуй, отметить прошедшее в Петербурге мероприятие «Гик-Пикник», куда меня пригласили с лекцией о химической еде. Понравилась не только организация и просто огромное, несмотря на достаточно высокую стоимость входного билета, количество посетителей. Реально восхитила атмосфера, отношение зрителей, их активность в лектории. Не было дурацких вопросов. Не было вздохов, тиражируемых в телевизоре глупостей о вредности «химии». Было понимание и очень дружеская атмосфера. Может, на самом деле врут все те, кто пророчит нашей стране мрачное антинаучное средневековье?
Ирина Левонтина,
канд. филол. наук, вед. науч. сотр. Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН:
Готовили к сдаче словарные статьи для Первого выпуска Активного словаря русского языка, который мы (сектор Института русского языка РАН во главе с Ю.Д.Апресяном) отправляем уже в издательство. Боже мой, сколько крошечных удач, микроскопических побед и поражений!