Морис Дени, мастер икон

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Морис Дени не принадлежит к числу моих любимых художников, — более того, его станковые работы и вовсе оставляют меня равнодушной. Но когда смотришь их в уменьшенном — по сравнению с холстом — масштабе, трудно не почувствовать их волшебство. А если думать о Дени как о художнике-маге, художнике-визионере, иллюстраторе средневековых сказаний, то открывается его значимость и прелесть.

Итак, еще один из «Наби» — по прозвищу «мастер икон». Дени было пятнадцать лет, когда он записал в своем дневнике: «Несомненно, я — христианский художник и я преклоняюсь перед всеми чудесами христианства; иначе я и не могу». Дени был католиком Третьего ордена, то есть, оставаясь светским человеком, имел обязательства религиозного служения.

Автопортрет 1921 года
Автопортрет 1921 года

Морис Дени (Maurice Denis) родился в 1870 году в Гранвиле (Нормандия) в благополучной семье. Он учился в Лицее Кондорсе, где его друзьями стали будущие собратья по кружку «Наби» — Вюйар, Серюзье и Руссель. Затем Дени учился в Школе изящных искусств и в Академии Жюлиана, как и другие участники круга «Наби».

Друг Дени Поль Серюзье был непосредственным учеником Гогена и проводником его художественных идей; однако именно Дени оформлял эти идеи в тексты, выразив теоретические воззрения группы «Наби» и близких к «Наби» мастеров. К 1890 году относится часто цитируемая формулировка Дени — своего рода манифест нового искусства:

«Надо помнить, что картина — до того, как на ней стал явлен боевой конь, обнаженная женщина или некий сюжет, — это прежде всего плоская поверхность, покрытая красками, расположенными в определенном порядке» («Se rappeler qu’un tableau, avant d’être un cheval de bataille, une femme nue ou une quelconque anecdote, est essentiellement une surface plane recouverte de couleurs en un certain ordre assemblées»).

Портрет Мадам Рансон с кошкой
Портрет Мадам Рансон с кошкой

Художник Дени значителен не только как теоретик-искусствовед; безусловно, он был еще и талантливым литератором: кроме книг по теории искусства он написал монографию о своем друге Серюзье, издано несколько томов его дневников и переписка.

Дени достаточно рано стал работать именно как декоратор. Вообще, модерн как стиль предполагает декор — будь то книжные заставки и концовки, картины маслом или росписи в общественных зданиях и частных салонах. В конце XIX — начале XX веков во Франции стенные росписи украшали не только храмы и светские общественные здания, но и частные дома. По этому поводу Дени некогда сказал, что так вся жизнь и проходит на строительных лесах

Благодаря этой моде у нас в Эрмитаже есть «свой» Дени: сохранились панно, некогда заказанные ему Иваном Абрамовичем Морозовым для концертного зала в его особняке на Пречистенке.

Семейный портрет
Семейный портрет

Дени был главой большой семьи — в 1893 году он женился на Марте Менье, родившей ему семерых детей. Дени считал свою любовь к Марте божьим даром, многократно рисовал Марту, а в первый год своего брака написал «Зеленые деревья» — картину, с которой он до конца своих дней не желал расстаться. Сам он так написал об этом времени: «Первый период в моей живописи — это любовь, потрясение от красоты женщины и младенца».

Если художник-станковист может работать «для себя» и лишь потом пытаться продать свою работу, то художник-декоратор заведомо работает имея в виду заказчика: это определяет жанр, размер, а нередко и технику.

Зеленые деревья
Зеленые деревья

«Зеленые деревья» Дени писал для себя и для Марты. Потому он всегда отказывался продать эту картину, — даже тогда, когда Марты уже не было в живых, а Дени был женат во второй раз.

В 1912 году Дени купил старое здание приората в Сен-Жермен-ан-Лэ (Saint-Germain-en-Laye), где он привык проводить много времени, и оборудовал там для себя студию. В этом здании теперь (с 1980 года) и находится Музей Дени (www.musee-mauricedenis.fr).

Благодаря Интернету мы можем «пройти» по основным залам музея, рассмотреть некоторые картины и оценить благодатную природу этого края. Странным образом Дени как художник после этой виртуальной экскурсии становится более близок.

К началу Первой мировой войны Дени был художником с мировой известностью.

Дега и его модель
Дега и его модель

В 1919 году после долгих лет болезни ушла Марта. В память о ней художник расписал стены и витражи в капелле здания приората на темы жития Святой Марты. В 1922 году капеллу открыли, и там впоследствии венчались дети Дени и Марты. Тогда же Дени женился во второй раз, на Элизабет Гратролль. В дальнейшем Дени много писал и активно преподавал. Жизнь его оборвалась в 1943 году внезапно: его сбил грузовик.

У Дени есть и небольшие по формату работы, которые как будто являются портретами, но декоративное начало в них превалирует. Вот, например, портрет мадам Рансон с кошкой. Эта замечательно гармоничная работа, вероятно, позволяет узнать в грациозно сидящей даме мадам Рансон. При этом лицо ее написано в весьма обобщенной манере, зато с какой тщательностью, с каким изыском написано ее платье, как грациозно стилизована «обобщенно-японская» кошка, как безупречно сочетаются материал платья дамы и рисунок обоев…

Творчество Дени показывает, как мастер менял свою манеру в соответствии с задачей. Например, у него есть вполне реалистическая картина «Дега и его модель», написанная в холодных серовато-коричневых тонах. Ну да, всего лишь «плоская поверхность, покрытая красками, расположенными в определенном порядке», но, чтобы найти этот порядок, нужен Дар.

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: