Альфред Стевенс, полузабытый художник

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

В XIX веке Альфред Стевенс (1823–1906) был знаменитым французским и даже европейским художником, — настолько знаменитым, что в 1900 году в Париже состоялась его прижизненная персональная выставка, по тем временам совершенно неслыханное событие. Нет, он не был «придворным» художником, хотя, между прочим, «двор» в Париже был, был и салон принцессы Матильды, племянницы императора Наполеона III, где Стевенс бывал как знаменитость.

Если просмотреть несколько десятков репродукций картин Стевенса (Интернет эту возможность дает), то видно, что он был художником одной темы: он писал светских женщин, преимущественно парижанок. Это портреты или жанровые сцены; притом героини — всегда молодые и модно одетые дамы. Иногда с собачкой, реже — с ребенком. И это действительно виртуозные работы. Популярность Альфреда Стевенса отражает и художественный рынок: в 1902 году на аукционе полотно Брейгеля Старшего «Перепись в Вифлееме» было продано за 9200 франков, а картина Стевенса «Радости жизни» («Tous les Bonheurs», 1881) ушла за 25 тыс. франков.

Альфред Стевенс родился в Брюсселе; в энциклопедиях он представлен как бельгийский художник, переехавший в Париж. Семья Стевенса принадлежала к художественной среде: один из его братьев был художником, другой — художественным критиком; отец собирал картины, мать была хозяйкой кафе, где собирались люди искусства. Стевенс сначала учился в Брюсселе, потом переехал в Париж, где был принят в Академию изящных искусств.

Первая работа, принесшая Стевенсу известность, называлась «И это вы называете «бродяжничать»?» и была — скажу как русский зритель — вполне передвижнической по духу и колориту: остросоциальный сюжет, коричнево-серый колорит, «говорящие» детали.

Император Наполеон III заметил эту картину на Всемирной выставке 1855 года и, согласно легенде, повелел впредь не тащить бездомных в Консьержери при всем честном народе, а везти их туда в закрытой повозке…

Радости жизни. 1861 год
Радости жизни. 1861 год

Жюри парижского Салона 1861 года отметило картину Стевенса «Радости жизни», но не присудило ему медаль, поскольку это была жанровая сцена. Стевенс, как писали современники, ответил: «Оставляю вас с вашей медалью, а жанрэто мое дело». Справедливости ради заметим: жанровые сцены он действительно писал всю жизнь, однако выбирал другие сюжеты, соответственно менялся и стаффаж.

Как и Уистлер, с которым он был дружен, Стевенс увлекался всем «японским» — отсюда модели в кимоно, с веерами и японскими куклами.

Стевенсу неоднократно позировала известная натурщица Викторин Меран — мы знаем ее по полотнам Мане. Особенно хороша она на картине Стевенса «Парижский сфинкс» — мне кажется, это его наиболее одухотворенная работа. Прежде всего, это именно Викторин Меран, а не «вообще женщина»: ее лицо узнаваемо. Притом что Викторин одета по моде того времени, здесь она одета достаточно скромно, так что ее туалет не отвлекает внимания от ее лица.

В то же время у Стевенса много работ, где нас поражает не персонаж, а платье, — например, на картине «Внимательная слушательница» туалет дамы как бы оказывается важнее, чем выражение ее лица.

Стевенс был своим в известном парижском кафе «Гербуа», среди французских художников-импрессионистов; в 1883 году на похоронах Мане он нес гроб вместе с Золя, Фантен-Латуром и Моне.

И еще: в наследии Стевенса есть много марин — Стевенс начал их писать потому, что в 1880 году врач посоветовал ему ежегодно проводить побольше времени у моря, чтобы дышать морским воздухом.

Надо отметить большую популярность Стевенса в США: здесь он многим обязан Вильяму Мерриту Чейзу (о нем см. мой очерк в ТрВ № 163 [1]), с которым Стевенс познакомился еще в 1881 году. Чейз приобрел более десятка работ Стевенса, что в 1911 году позволило показать их на выставке в Нью-Йорке. Работы Альфреда Стевенса имеются по меньшей мере в двадцати музеях США.

 

Работа над ошибками:

Уважаемые читатели! «Автопортрет в 14 лет » (взятый редакцией с сайта галереи Тейт — http://www.tate.org.uk/), принадлежит не французскому художнику Альфреду Стевенсу,  а  его однофамильцу, английскому скульптору Альфреду Стевенсу (Alfred George Stevens (1817 – 1875). Редакция приносит свои извинения за эту ошибку.  Картина с автопортретом в html версии удалена.

 

1. http://trv-science.ru/2014/09/23/dama-v-rozovom-i-ee-sozdatel/

Парижский сфинкс. 1870 год
Парижский сфинкс. 1870 год

 

Внимательная слушательница.  1879 год
Внимательная слушательница.
1879 год

1 Comment

  1. Прекрасная статья!

    Время все расставляет на свои места, творцы гламура снова в фаворе а за картины Бугро вообще организаторы выставок только что что не дерутся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: