Публикуем размышления директора и основателя центра образования № 686 «Класс-Центр» — одной из самых сильных школ Москвы — Сергея Казарновского о важности дополнительного образования, почему-то часто считающегося необязательным.
В древнегреческой школе каждый мальчик должен был уметь играть на кифаре. Зачем? В Древней Греции каждый мальчик виделся будущим воином.
И ему в руки давалось оружие. Но оружие — вещь капризная, созданная изначально, чтобы защищать землю, семью, идеи, то есть быть в руках у воина. Но как осознать грань, после которой этим же оружием начинают уничтожать, порабощать и разрушать, когда воин превращается в бандита? Понять эту грань невозможно. И прописать ее ни в каком уставе невозможно. Ее можно только почувствовать. Вот почему каждый мальчик учился играть на кифаре. Вот почему во всех профессиональных армиях мира, думая о духе солдат, не пренебрегали дополнительным образованием.
Кстати, это и назвалось классическим образованием. Образованием, которое наряду с изучением закономерностей природы развивает эмоциональные возможности человека посредством трех основных «модулей»: музыки, живописи и драмы. И всё потому, что образование искусством основано на умении чувствовать оттенки, полутона, знаки альтерации. И таким образом, возникает способность противопоставлять физиологии и безусловности рефлексов такие человеческие возможности, как ощущение деликатности и интимности, например. И ничего там не было дополнительного.
Вернемся в наше постиндустриальное общество. Что отличает дополнительное образование от общего? В дополнительном образовании дети учатся мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающий мир, стремясь научиться творить. И всё потому, что участие в нем, по сравнению с обычной школой, происходит добровольно, как и выбор программ и учителей, в соответствии с интересом и склонностями.
Когда моя мама узнала, что я начал целоваться с девочками во втором классе, приняла поистине неожиданное педагогическое решение — отвела меня в шахматную секцию Дома пионеров, где за несколько лет я доигрался до какого-то разряда, и тем самым спасла меня от «распутной» жизни. Она, правда, не знала, что еще в конце XVIII века Екатерина II написала в своих инновациях в образовании: «Никогда не держать детей в праздности!» То есть организация досуга, что также нынче является сферой дополнительного образования, — обязательная задача образования и воспитания отроков.
А как измерять качество этого проверенного временем дополнительного образования? Осмелюсь предложить некоторый «механизм», отдавая себе отчет в том, что измерение качества любого творческого продукта всегда субъективно и другим быть не может. И все попытки подогнать механизм «подушевого финансирования» для дополнительного образования тщетны. Образование — это про интерес! Без всяких делений на основное и дополнительное. Это ключевое слово. Про интерес к творческому хулиганству, когда коктейль из уже познанного и узнанного готовится и с безграничным доверием предъявляется как настоящий продукт.
Багаж узнанного — пока только дорожная сумка, но и она дает возможность быть немного пижонами, выбирая экстремальные маршруты. Вот тут-то нам, взрослым, хорошо бы потерпеть… Не торопиться с оценкой. Нет! Вспомнить свое буратинное детство, когда прилежание считалось чуть ли не главным достоинством.
И слава богу, если у наших детей появится вкус к собиранию багажа более увесистого. А эта прижимисто-крестьянская тема «своя ноша не тянет», так многих раздражающая необщественностью позиции, — прекрасна.
Своя ноша не тянет, а, вопреки всем законам физики, позволяет идти легче, подниматься выше, азартно пружинить при каждом шаге и так потихоньку ощутить в себе истинное состояние свободы, которое и есть умение нести много всякого разного, чего знаешь и умеешь и чего не знаешь и не умеешь, но очень хочешь узнать и научиться. И пусть этот путь будет радостным. Вот так и происходит образование!
Фотографии из архива автора
Наша справка: История школы начинается с создания в 1981 году детского театра—спутника Московского театра юного зрителя, который стал основой государственной школы «Класс—Центр», открытой в 1990 году. Программа «Класс—Центра» «Театр как система гуманитарного образования» объединяет общеобразовательную (с 1-го по 11-й классы), музыкальную (включая джазовое отделение) и драматическую школы в единое образовательное пространство. После окончания школы учащиеся кроме аттестата получают диплом о музыкальном образовании. Все учащиеся за время обучения имеют возможность попробовать себя на сцене детского театра. Каждый год ставятся новые драматические спектакли, шоу и мюзиклы. При этом школа не ставит задачу сделать из учеников профессиональных музыкантов или актеров: большинство выпускников поступают в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС и др.
а что такое кифара.