Социология ГРИД

Александр Андреев, администратор сайта BOINC.RU
Александр Андреев, администратор сайта BOINC.RU

В июне-июле 2014 года в Дубне прошла очередная конференция GRID 2014. На секции грид-систем персональных компьютеров и добровольных вычислений был представлен доклад не совсем обычной тематики. Представители Центра распределенных вычислений ИППИ РАН рассказали о первых результатах социологического исследования, проведенного среди русскоязычных участников добровольных распределенных вычислений (так называемого кранчерского сообщества).

Примеров подобных исследований в мире не очень много, реально нам известны только два — анкетирование, которое проводили сами создатели платформы BOINC (Калифорнийский университет) в 2006 году (более 30 тыс. респондентов, из них около 500 из России и Украины), и опрос, организованный IBM среди участников проекта World Community Grid (WCG), в котором было получено более 15 тыс. ответов [1] (около 300 русскоязычных респондентов).

В описываемом исследовании удалось опросить более 600 участников, что можно считать очень неплохим результатом.

Стоит заметить, что в России о добровольных распределенных вычислениях (далее — ДРВ) пишут не очень часто и в основном описывают чисто технические моменты этой технологии. Одной (может быть, единственной) из попыток философского взгляда на проблему волонтерства в науке можно считать работу «Добровольные распределенные вычисления: проблемы и перспективы» в сборнике научных трудов РАН 2013 года [2].

Но ведь ДРВ — это не только и не столько проекты и компьютеры; это в первую очередь люди, создающие эти проекты и участвующие в них. Люди со своей мотивацией, собственными интересами, желаниями и проблемами. Это самоорганизующееся и развивающееся коммуникативное сообщество, существующее уже более 10 лет. О некоторых особенностях этого сообщества было рассказано на Национальном суперкомпьютерном форуме в декабре 2013 года [3].

История этого социологического исследования началась в сентябре 2013 года на первой конференции BOINC:FAST [4], о которой ТрВ-Наука рассказывал в № 19 (138) [5]. Идея была высказана одним из представителей кранчеров (от англ. сruncher, так называют себя участники вычислений) и заинтересовала сотрудников Центра распределенных вычислений ИППИ РАН. Именно на них легла задача первоначального организационного этапа: заинтересовать новой идеей социологов, разработать вопросы анкеты [6] и технически подготовиться к обработке полученных ответов.

Второй непростой задачей была необходимость обеспечить достаточную представительность опроса и получить серьезный охват опрашиваемой аудитории. На этом этапе работа велась силами самих волонтеров-кранчеров. Основную часть по информационному обеспечению и привлечению волонтеров к опросу взял на себя сайт BOINC.RU. С этой целью были задействованы практически все существующие русскоязычные интернет-ресурсы, посвященные ДРВ. Чтобы представить масштаб этой работы, вкратце перечислю наши действия:

  • объявление на сайте и тема на форуме BOINC.RU [7];
  • почтовая рассылка среди зарегистрированных участников форума (около 800 адресов);
  • размещение информации в тематических форумах на сайтах: astronomy.ru, overclockers.ru, distributed.ru, distributed.org.ua, в группе социальной сети «ВКонтакте»;
  • почтовая рассылка по списку адресов участников крупных российских команд Russia Team и Crystal Dream (более 3000 адресов);
  • объявления добровольных помощников в различных блогах и форумах.

Динамика заполнения анкет за первый месяц тестирования вполне наглядно демонстрирует следующий график, на котором первые два пика как раз и соответствуют активной реакции на информационные сообщения на интернет-площадках и почтовые рассылки.

166-0048Стоит отметить, что добровольцы довольно позитивно восприняли саму идею такого анкетирования и приняли в нем активное участие, хотя и было несколько негативных высказываний. Если учесть, что сейчас активно участвуют в расчетах около 4000 российских кранчеров, а в ходе опроса было получено 650 анкет, то охват составил более 16%. Причем среди ответивших были как обычные участники, так и многие из основателей (капитанов) российских команд (3% ответивших) и все организаторы существующих сейчас российских проектов (1%).

Кроме того, очень существенно то обстоятельство, что большинство ответивших оказалось кранчерами «со стажем», имеющими за спиной не один год участия в различных проектах РВ, мнение которых поэтому вполне можно учитывать в качестве экспертного. С другой стороны, ответы «молодежи» можно рассматривать как свежий взгляд на проблемы научного волонтерства, к которым «старички», возможно, уже давно привыкли. Учет пожеланий новичков — очень важная тема, поскольку удовлетворением их пожеланий можно повысить заинтересованность в участии в проектах и способствовать более долгой активной кранчерской жизни.

Кранчерский возраст анкетируемых

166-0060Здесь, пожалуй, необходимо отметить, что основной целью исследования было выяснить, с какой аудиторией приходится взаимодействовать организаторам в ходе создания и работы над проектами добровольных вычислений. Какие составляющие проекта участники считают существенными, а какие — второстепенными? На что обращать внимание в первую очередь для того, чтобы проект был успешен?

Основным результатом на данный момент можно считать итоговый социологический портрет «среднего кранчера» (т.е. участника проектов добровольных вычислений). Как оказалось, российский кранчер — это мужчина (97%) в возрасте от 23 до 50 лет (87%), имеющий высшее (80%) техническое (55%) образование. Подавляющее большинство участников задействуют в проектах 1–2 собственных компьютера (76%). Основным мотивирующим фактором для них является желание помочь в научных исследованиях (93%).

Результаты возрастного и образовательного распределения анкетируемых

166-0050166-0053Однако обработка результатов опроса продолжается, и к ней подключились специалисты-социологи из ИСА РАН. Так что можно ожидать новых результатов (надеюсь, интересных).

Опрос также показал, что участники серьезно и осознанно относятся к выбору проектов для участия, и предъявляют к их организаторам довольно высокие требования. Из ответов следует, что волонтеры реально желают помочь именно результативным исследованиям.

Интересным оказалось и то, что 65% участников не стали бы участвовать в проекте, в котором не сформулированы цели и задачи исследования, а у 45% нет желания участвовать в коммерческих проектах. И кроме того, участники хотят активно взаимодействовать с организаторами проектов, быть в курсе планов и намерений, видеть предварительные и окончательные результаты исследований, т.е. ощущать себя соучастниками проводимой научной деятельности.

166-0054166-0061В общем, по итогам опроса можно сделать такие выводы:

  • участники — это союзники организаторов проекта;
  • участники — это полностью сформировавшиеся люди, с достаточно высоким уровнем образования и квалификации (в различных областях);
  • участники вполне осознанно подходят как к выбору самого проекта, так и к вопросам взаимодействия с его организаторами, а также хотят ощущать себя соучастниками исследований, быть в курсе проблем и успехов проекта, к которому присоединились.

Был в анкете и провокационный вопрос: «Готовы ли Вы участвовать в национальном проекте?» И если 34% безусловно готовы поддержать такой проект, то 54% участников хотели бы предварительно ознакомиться с целями и задачами такого проекта. То есть людям хочется видеть свои, российские проекты. Но при этом им хочется, чтобы такой проект был потенциально важным и полезным, и ожидают от него реальных результатов.

Наверное, нельзя не упомянуть и еще одно интересное событие, имеющее отношение к теме, а именно состоявшееся накануне конференции в Дубне предварительное обсуждение подготовленного доклада. Собственно, это была неформальная встреча нескольких представителей волонтеров и сотрудников ИППИ РАН, подготовивших доклад. Как раз на этой встрече были сделаны первые попытки понять и объяснить — для себя в первую очередь — получившиеся результаты; некоторые были вполне предсказуемыми, а другие — очень интересными и неожиданными. В целом эта (одна из первых) попытка понять психологию добровольных помощников научных исследований показала, что обществу не безразличны проблемы научной деятельности. Есть люди, не только интересующиеся новостями с «научных фронтов», но и готовые в меру своих сил помогать и даже принимать участие в научном процессе. Однако в качестве отчета по научному проекту от представителей науки, в отличие от государства (с его финансовыми отчетами, планами на 10 лет вперед и процентами молодых ученых), они требуют именно научных результатов, без всякой шелухи.

1. worldcommunitygrid.org/about_us/viewNewsArticle.do?articleId=323&utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=user_study_20130815

2. http://inion.ru/files/File/ Social_networks_and_online_communities_2013.pdf стр.328.

3. http://2013.nscf.ru/TesisAll/Section%209/04_1490_AndreevAL_S9.pdf

4. http://boincfast.ru

5. http://trv-science.ru/2013/09/24/konferenciya-boinc-fast/

6. https://docs.google.com/forms/d/1QhnfHgLA1uhKspOo4_8T3b1pwMsA1CSdO4yxKG1cxsQ/viewform

7. http://forum.boinc.ru/default.aspx?g=posts&t=1587#post65639

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: