В черных дырах и между звезд…

Endurance
Изображение из «Википедии»

На экраны вышел научно-фантастический фильм о межзвездных путешествиях, черных дырах и других измерениях — «Интерстеллар». Его главной особенностью считается лучшая, чем в других лентах, проработка многих физических и астрофизических деталей. Мы попросили рассказать об этом Елену Мурчикову, участвовавшую в консультациях съемочной группы.

Елена Мурчикова – физик-теоретик. Окончила физфак МГУ. Тогда ее работа была связана с физикой элементарных частиц. Потом (по гранту «Династии») работала в области теории струн в Империал Колледже в Лондоне. Теперь занимается астрофизикой в Калтехе. Она помогала профессору Кипу Торну на съемочной площадке фильма «Интерстеллар». На вопрос о том, как она туда попала, Елена ответила: «Кип искал девушку с хорошим почерком, которая разбиралась бы и в струнах, и в гравитации. Оказалось, вариантов не так уж много».

Представьте себе такую картину. Знаменитый голливудский актер, лауреат двух «Оскаров», смущенно переминается у стены с ноги на ногу. В руке у него фотоаппарат.

— Простите, профессор, — смущено произносит он, — а можно с вами сфотографироваться?

Так Майкл Кейн обратился к профессору Калифорнийского технологического института Кипу Торну на съемках фильма «Интерстеллар».

Идея фильма появилась у Кипа Торна около 10 лет назад. Это был уникальный подход к сюжету, где правильная физика — не помеха идеям сценариста, а полноправный герой сюжета. Донести эти идеи до голливудских студий и получить одобрение на осуществление проекта было непросто. С помощью своей знакомой — кинопродюсера — и при содействии коллеги, чья дочь училась в одном университете с дочерью Стивена Спилберга, удалось организовать встречу со знаменитым режиссером. Спилбергу идея понравилась, и он согласился снимать. Когда работа над фильмом уже кипела, произошло непредвиденное. Спилберг «развелся» со студией Universal, которая к тому моменту владела правами на фильм. Проект на несколько лет оказался заморожен. Так же неожиданно, как проект потерял Спилберга, он обрел Кристофера Нолана. Оказалось, тот видел сценарий и хочет его снимать, но на тот момент уже подписал контракт на очередного «Бэтмена». Пришлось ждать, ведь мало кто в Голливуде может снять фильм такого масштаба.

***

Мой рабочий день на студии, как и у любого члена съемочной команды, начинался в 6 утра и продолжался 13 часов, или «пока не закончим». Так работают на студии: 7 дней в неделю, 12 месяцев в году. На создание одной минуты фильма уходит около 8 часов съемок. Снимается всё одной камерой. Представьте сцену, где несколько человек разговаривает в комнате: сначала в кадре лицо одного, потом другого, потом общий план, потом камера скользит по комнате. Теперь повторю: фильм снимался одной камерой. Чтобы смонтировать эту сцену, ее нужно снять с нескольких десятков планов. После 5 часов прослушивания диалога с частотой раз в 3 минуты он сводил меня с ума. Актеры же, как заведенные, без перерыва и отдыха, произносили его снова и снова, да еще с видом, что делают это первый раз. Их работа была много тяжелее, чем я думала.

Графика в фильме — это отдельный разговор. Впервые в истории черная дыра показана такой, какую мы бы ее увидели со стороны. Светящееся кольцо вокруг дыры – это свечение аккреционного диска дыры, сфокусированное ее гравитационным полем. Так будет выглядеть настоящая черная дыра, если мы ее когда-нибудь увидим. Этого не делал никто и никогда. Причем в графику добавлена аберрация линзы той самой камеры, которой снимался фильм. Кристофер Нолан настоял.

Кип Торн прикладывал огромные усилия, чтобы всё в фильме было максимально по-настоящему. Поддельный геологический отчет, из которого зрители увидели лишь несколько строчек, был составлен в полном объеме и по всем правилам аспиранткой геологического факультета. Бумаги и (закрытые!) тетради были исписаны физическими вычислениями, относящимися к проблеме, решаемой героями. Кривым и подчеркнуто неаккуратным почерком профессора Бренда писал аспирант-астрофизик, а почерком взрослой Мёрф писала я.

На студии я узнала, насколько представления о зеленом экране переоценены. Всё было настоящим. Космические корабли, которые показаны в фильме, были построены в полный размер, а некоторые в двух экземплярах — горизонтально и вертикально, — чтобы снимать невесомость и спускать актеров на струнах сверху вниз. Когда стоишь внутри, а вокруг тебя подвешены предметы – книга, будто раскрывшаяся в невесомости, или инструменты, — возникает какое-то сюрреалистическое ощущение.

— Вы физик, да? — услышала я голос сзади.

— Да.

— А я — старший каскадер, — сказал мужчина, немного смущаясь. — Сегодня не моя смена, но я решил прийти. Они сказали, что на площадке будет физик. Рад с вами познакомиться. Мне в школе очень нравилась наука, но я был недостаточно умен, чтобы пойти ею заниматься…

Так начинались почти все мои разговоры на площадке. У кого-то бы перерыв, кто-то просто подходил, пока не был занят. Я с удивлением узнала, что киношные люди смотрят на ученых с каким-то трепетом и снизу вверх.

— Что я… я клоун, развлекаю людей. Будет хороший фильм — его запомнят на 10 лет, плохой забудут через год. А вы ученые, вы же будто с Богом каждый день разговариваете. То, что вы делаете, — это вечно.

21 комментарий

  1. быгрываются представления 20 века перенесенные на будущее.

    «… и после перековки в лагере «Октябрьская Революция» «добровольно» вызвалась участвовать в колонизации Луны. »
    The Moon Is a Harsh Mistress, роман Роберта Энсона Хайнлайна.

    Я лечу в челночке и плюю в потолочек.
    Пред законом виновен, а пред Ктулху я чист.
    Предо мной, как икона, вся запретная зона,
    А на вышке маячит зелёный чекист.

    Это было весною, в пироксеновом крае,
    Когда полюс проснулся, развернувшись ковром.
    Мы бежали, два друга, замочив вертухая,
    Мы бежали из зоны, покати нас шаром.

    Метеорные стаи нам навстречу летели,
    Нам на юг, им на север — каждый хочет в свой дом.
    Эти дюны без края, эти длинные тени,
    Этот день бесконечный — ног не чуя бредём.

    Припев:
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».

    Дождь нам крапал на рыла и на дула фазеров.
    Нас ФН окружили, «Руки вверх!» — говорят.
    Но они просчитались, окруженье пробито —
    Тех, кто любит свободу, фазера не спалят.

    Мы теперь на свободе, о которой мечтают,
    О которой так много на Луне говорят.
    Перед нами открыты безмерные дали.
    И теперь на свободе будем мы БЛОГовать!

    Припев
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».

    Плазма хлещет по рылам, свищет в ухе кодера,
    Гермоскафы всё ближе, фазерами светят.
    Я вас всех не увижу, мои лунные мамы,
    Моя хакерша в белом и 20 айпед.

    Припев
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».

    Поздно ночью затихнет наш бим после шмона,
    Мирно спит у параши бандерлог пацифист.
    Предо мной, как икона, вся запретная зона,
    И на вышке всё тот же ненавистный чекист.

    Припев
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».
    По лунной, по пыльной дороге,
    Где курсирует поезд «Шанхай-Ленинград».

    Aффтар I.D. 25 октября 2014

    1. Артем, там нет русских букв.
      Формулы на доске в кабинете профессора написаны Кипом. У него такой почерк. Я была в кабинете и «разбирала» формулы с интересующимися. Мне «русские буквы» не бросились в глаза. Может потому что видела почерк Кипа не раз и примелькалось.

      1. Большое спасибо за ответ!

        Может быть, вы сможете тогда расшифровать индексы вот тут в правом верхнем углу?
        http://std3.ru/43/be/1415476732-43bea3af7bdf1f85445a2b57e4954565.jpeg

        Очень похоже на «ЯБ», то есть, если бы была только «Б» можно было бы подумать на греческий, но ведь ещё и «Я».

        1. ЯБ — это от «Яков Борисович [Зельдович]» (Кип подтвердил) с которым Торн был знаком. Торн и сам немного знает русский.

          1. Ура!
            Михаил Леонидович, я ужасно рад, что это так оказалось, больше всего мы с моими друзьями надеялись именно на эту версию. Спасибо большое за это уточнение.

  2. Теперь повторю: фильм снимался одной камерой.

    Не понятно, зачем «масштабное» кино нужно было снимать одной камерой.

    Космические корабли, которые показаны в фильме, были построены в полный размер, а некоторые в двух экземплярах — горизонтально и вертикально, — чтобы снимать невесомость и спускать актеров на струнах сверху вниз.

    М-да… Я думал, со времён Клушанцева невесомость научились снимать как-то по-другому…

    Как-то это всё похоже на какой-то малобюджетный фильм. Может автор что-то путает? У неё и космические корабли «построены в полный размер». Представляю себе «полный размер» звездолёта, способного достичь чёрной дыры…

    1. Невесомость снимают двумя способами, подвешивая актеров на тросах, либо помещая их (и декорацию) в самолет, который после подъема начинает резкое снижение (за счет чего достигается кратковременная невесомость в несколько секунд). Так-как декорации фильма слишком большие, чтобы поместить их в самолет, снимали первым способом.

      С помощью тросов, Нолан так же снимал и свое «Начало», а братья Вачовски «Матрицу».

      1. …либо помещая их (и декорацию) в самолет, который после подъема начинает резкое снижение…

        Что, действительно так делают?? Но там же невесомости всего несколько минут, а арендовать самолёт — дорогое удовольствие.

      2. Только не «после подъема начинает резкое снижение», а плавно переходит из набора в снижение (делает т.н. горку). В этом случае направленная вверх центробежная сила некоторое время уравновешивает силу тяжести.

    2. Съемки в декорациях или натуре сейчас признак качества и многобюджетности, поскольку на зеленом экране это сделать дешевле.

    3. Случайный прохожий, одной камерой снимать гораздо лучше, поскольку можно нормально выставить свет на каждом персонаже и т.д.

    4. Уважаемый, кино почти всегда снимается одной камерой независимо от масштаба. Причина этому — свет. Если нужна качественная картинка и она должна передавать атмосферу происходящего — свет ставится только по одной оси, в одну сторону, как говорят в кинематографии. Таким образом, сначала сцена снимается в одно направление, затем в другое — обратная точка.

      Если не знаете, уважаемый «прохожий» — это не повод чтобы с издёвкой говорить о работе других. Что Вы сами сделали?

  3. Хорошо сказано. И настоящесть — правильная. Даже если фильм провалится — это опыт. Большой опыт. Ниже него уже будет нельзя спускаться. И городить всякую чушь маловнятной скороговоркой, как это принят в фейках. Твердая НФ — нужная как глоток чистой воды.

  4. непонятно, зачем в фантастике какая-то «близость к реальности»???
    реальность убивает любую фантастику. фантастика она и живёт своей собственной, выдуманной «реальностью».

    и незачем там по звездолёту — которого кстати всё равно никто никогда не построит — летать как идиоту, якобы в невесомости. в стартреке правильно сделали — типа у нас искусственная гравитация. и нечего заморачиваться. на самом деле, нас интересуют не эти технические детали — главное, чтобы они были понятны среднему зрителю, — а психология героев, их мотивация и их поступки.

    кроме того, картинка художника с хорошей фантазией всегда лучше любой «высоконаучной модели».

    и иногда хорошая фантазия приводит к появлению новой реальности. вон сколько мобильников было построено по образу и подобию коммуникаторов из стартрека.

    1. «нас интересуют не эти технические детали» — товарищ Amperion, не надо говорить за всех. Лично мне близость к реальности там, где это только возможно, доставила особое удовольствие.

  5. Что Вы сами сделали?

    О! Убийственный аргумент в защиту фильма…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: