Рождество в Ниневии

Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН
Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН

Когда мы говорим социолингвистических проблемах и о том, как с лингвистической карты мира исчезают те или иные языки в результате депортации или истребления различных этнических групп, мы редко задумываемся о том, как это выглядит «изнутри». Но за любыми социальными, демографическими и лингвистическими изменениями стоят живые истории обычных людей, которые и сами не рады, что оказались в эпицентре исторических событий. Близится Рождество, и христиане многих конфессий готовятся встретить его в ночь с 24 на 25 декабря. Для некоторых это прежде всего семейный праздник, вкусный стол и подарки, для других — церковное празднество, а для христиан Ирака нынешнее Рождество стало не столько радостью, сколько испытанием на прочность. Летом этого года мы уже писали о положении ассирийцев Ирака, чье физическое выживание в результате очередной войны оказалось под угрозой [1]. С тех пор, увы, мало что изменилось в лучшую сторону.

169-0065

7 августа, когда ассирийские диаспоры по всему миру поминали мучеников, пострадавших во время геноцида 1915 года, боевики Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) заняли Бахдиду, город, который до того считался одним из оплотов христианства в Северном Ираке. Курдские войска отступили и сдали город противнику. К счастью, большинству жителей удалось спастись: они с минуты на минуту ждали наступления боевиков и были готовы к экстренной эвакуации. На момент сдачи города в нем находились в основном вооруженные мужчины: женщины, дети и пожилые люди еще в июле были отправлены в Эрбиль, Дохук, Алкош и другие безопасные города на севере Ирака. Увы, несколько семей по неизвестным причинам не прислушались к сигналам тревоги и остались в Бахдиде. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Защищать город своими силами мужчины не могли: хоть они и были вооружены, горстка добровольцев с автоматами не могла бы противостоять хорошо обученной армии, оснащенной новейшей боевой техникой.

Точно так же соседние ассирийские города и деревни опустели и были заняты исламистами. Из близлежащих деревень бежали езиды и другие представители религиозных и этнических меньшинств.

Ассирийские беженцы разместились кто где: в съемных жилищах, в домах родственников, церквях, школьных классах. Летом многие ночевали под открытым небом или в палатках, но уже осенью такие ночевки стали опасными для здоровья: обильные холодные ливни превратили палаточные городки в болота, многие палатки оказались затоплены. Жить в таких условиях чем дальше, тем сложнее, тем более детям. Зимы на севере Ирака хотя и короткие, но довольно суровые. В горах часто выпадает снег, и температура воздуха порой доходит до минус десяти градусов. Понятно, что в таких условиях в палатке зимовать невозможно.

169-0063Разумеется, многие, особенно молодежь, рады были бы покинуть страну и отправиться на заработки в Западную Европу или Новый Свет. Однако для выезда из страны необходим паспорт, и не у всех граждан Ирака он имеется. Очереди на получение паспорта приходится ждать месяцами. Кроме того, шанс зацепиться в другой стране есть прежде всего у тех, чьи родственники уже обосновались и прижились за границей. Так, Франция приняла у себя ограниченное число ассирийских беженцев. Но только тех, чьи родственники уже имеют французское гражданство.

На фоне общемирового кризиса безродные беженцы никому не нужны. Несмотря на то что ассирийцы в большинстве своем квалифицированные специалисты во многих областях, включая медицину, и владеют как минимум английским языком, а иногда к нему прибавляются еще один-два европейских, чем дальше, тем меньше у них возможности получить работу в странах Западной Европы. Уровень безработицы растет, своим гражданам не всегда хватает рабочих мест, а содержать толпу безработных становится всё труднее. Так, после иракской войны 2003 года Швеция не только принимала у себя беженцев, в том числе и ассирийских, но и выделяла такие щедрые пособия, что на них можно было жить, не работая. Теперь такой возможности содержать иностранцев за счет налогов своих граждан нет, и уехать в Швецию и жить безбедно, как раньше, практически невозможно.

169-0064При этом многие политические и религиозные лидеры ратуют за то, чтобы ассирийцы, несмотря на все трудности, оставались в Ираке: массовая эмиграция может привести к тому, что со временем ассирийцы ассимилируются и постепенно растворятся в других народах, исчезнет и язык, и сам этнос. При этом многие бывшие жители Ниневийской равнины разделяют эту точку зрения и весьма болезненно воспринимают перспективу ассимиляции.

Автору этих строк довелось этим летом пообщаться с ассирийцами, пострадавшими в результате действий ИГИЛ. Счастливые обладатели паспортов смогли приехать в Тбилиси по приглашению тамошней ассирийской диаспоры. Однако найти работу в Грузии оказалось нелегко, и для некоторых пребывание в спокойной и безопасной стране стало лишь передышкой перед возвращением на родину. По их словам, далеко не все, оставив свои дома, оказались в бедственном положении: некоторых приютили родственники, многие состоятельные семьи смогли снять неплохое жилье.

«Основная наша проблема не бедность, а безработица. Сейчас мы можем себя обеспечить, но если не начнем зарабатывать, то попросту потратим все деньги и окажемся в нищете, — так оценивают ситуацию жители Бахдиды, находящиеся сейчас в Анкаве, пригороде Эрбиля. — Больше всего нам хотелось бы вернуться в родной город. Но даже если удастся выбить оттуда боевиков, нам придется восстанавливать его из руин. На это уйдет не меньше года, да и будут ли у нас средства на восстановление?»

169-0062Прогнозы строить сложно: ситуация может измениться в любую сторону. Сейчас боевики под давлением войск международной коалиции начали отступать, но до освобождения Ниневийской равнины, где еще полгода назад компактно проживали ассирийцы, далеко. Впрочем, одно лишь отступление войск не делает освобожденные территории пригодными для жилья: они могут оказаться заминированными, и гражданским лицам в таком случае невозможно сразу же возвращаться в родные дома из эвакуации. Да и дома не всегда оказываются целы… Тем не менее в последние месяцы беженцев уже не называют беженцами, для них есть новое определение: «временно перемещенные лица». Эта временность вселяет некоторую надежду, но «перемещенные» никаких иллюзий не строят: «После всех этих событий мы никому не доверяем. Кому выгодно нас защищать и заниматься нашими проблемами? Как это ни печально, мы можем надеяться только на себя и свои силы».

Мировое сообщество, с одной стороны, шокировано преступлениями ИГИЛ, с другой — слишком занято множеством более важных для себя социальных проблем: экономический кризис затронул интересы многих стран Европы, и трагедия собратьев по вере где-то там далеко на Востоке меркнет по сравнению с собственными драмами. Конечно же, религиозные деятели оказывают по мере возможности моральную поддержку. Папа Римский не раз подбадривал иракских католиков. Делегация французских священников во главе с епископом Лионским прибыла в начале декабря в Эрбиль и устроила праздник света. Французы привезли гуманитарную помощь и тысячи свечей в знак солидарности и надежды, а также утешающее видеопослание Папы. Возможно, праздник получился прекрасным, но общая ситуация не изменилась.

169-0066Как и сто лет назад, оказавшись в бедственном положении, ассирийцы обратились к помощи России. Именно Российская империя в свое время помогла многим ассирийцам Турции и Ирана спастись от геноцида и предоставила убежище. С тех пор существует российская ассирийская диаспора, у многих обывателей ассоциирующаяся с артелью чистильщиков обуви. Современные представители диаспоры, многие из которых социально весьма успешны, делают всё возможное, чтобы поддержать иракских соплеменников.

В конце октября в Эрбиль отправилась делегация Императорского православного Палестинского общества, в составе которой был и представитель ассирийской диаспоры Роланд Биджамов. Делегация доставила гуманитарную помощь и встретилась с ассирийскими политическими лидерами. Одним из важных последствий этой поездки, кроме помощи «временно перемещенным лицам», стало впервые прозвучавшее на центральных телеканалах и в центральной прессе название этноса. Если раньше в сводках новостей говорили о безликих «христианках Ирака» без роду и племени, то на сей раз дикторы говорили об ассирийцах Ирака. Может быть, со стороны это по-кажется мелочью, но употребление этнонима для народа, который журналисты долгое время не называли своим именем, вызвало большой резонанс в диаспоре.

Совсем недавно, 8 декабря, делегация, состоящая из представителей нескольких ассирийских политических партий, посетила российское консульство в Эрбиле и была принята генеральным консулом РФ Виктором Симаковым и вице-консулом Евгением Аржанцевым. Темой обсуждения стало нелегкое положение ассирийцев и будущее Ниневийской равнины. Каким будет результат этих встреч, покажет время.

Пока же ассирийцы Ирака готовятся к Рождеству, наряжают елки и ставят вертепы. Несмотря ни на какие испытания, праздник должен быть, как обычно, волшебным и радостным. Дети ждут подарков от местного Деда Мороза, а взрослые ищут утешения в молитве, поскольку больше пока ничего сделать невозможно.

Благодарим A Demand For Action за любезно предоставленные фото. Больше снимков здесь: www.ademandforaction.com/?page_id=156

1. Ассимиляция или смерть? // ТрВ-Наука № 158, 2014 год.

50 комментариев

  1. ув Анна! Вы пишите.
    Курдские войска отступили и сдали город противнику. Дети и пожилые люди еще в июле были отправлены в Эрбиль, Дохук, Алкош и другие безопасные города на севере Ирака
    То есть город сдали курды, а безопасные места они нашли на севере Ирака. Правильнее писать, что христиане и другие народы Ирака нашли убежище в большинстве своем в курдских городах.
    Действительно курды отступили, так как не было ресурсов воевать, (как они потом утверждали) как отступили и местные вооруженные мужчины, тем боле ниневия если я не ошибаюсь не относится к курдскому региону Ирака.
    Сейчас в Ираке всем приходится сложно.
    Ассимиляция это не проблема сегодняшнего дня. Когда все хотят уехать в Европу и жить на иждивении (судя по тому что вы пишите) то кто в этом виноват?

  2. Уважаемый Борис! Большое спасибо за комментарий по существу. Постараюсь внести некоторую ясность. Я не отказываюсь от своих формулировок. Пешмарга, то есть курдские войска, долгое внемя противостояли силам ИГИЛ и какое-то время успешно оказывали им сопротивление. Потом, по всей видимости, поняв, что Бахдиду и ее жителей защитить не смогут, сдали город, предварительнов возможность местным жителям его покинуть.
    Да, возможно, многим приятнее называть Северный Ирак Курдистаном, Бога ради, но говорить о том же Эрбиле, как об исключительно курдском городе я бы не стала. Анкаву, например, населяют преимущеественно ассирийцы. Если Вам интересно, то могу порекомендовать почитать на эту тему материалы Роланда Биджамова, его Живой журнал можно найти в сети с помощью поисковика. По поводу желания уехать в Европу, видимо, вы не очень внимательно прочли, никто из тех ассирийцев, с кем я общалась, не хочет жить на иждивении. Все хотят работать.

  3. Уважаемая Анна! Вы пишите. Да, возможно, многим приятнее называть Северный Ирак Курдистаном, Бога ради, но говорить о том же Эрбиле, как об исключительно курдском городе я бы не стала.
    Курдистанский регион Ирака официальное название записано в конституции Ирака. Северный Ирак это больше географическое название, в основном им пользуются те, кто не хочет упоминать слово Курдистан, между прочим официально признанное. Я например слышал, что некоторые это место называют как им больше хочется. Да Бога ради, только это смешно. М Барзани встречают как президента Курдистана. А Эрбиль это столица Курдистана! Курдистан де факто независимый, а скоро будет официально признанным независимым государством. А беженцы со всего Ирака получили убежище именно в Курдистане. Нужно вещи называть своими именами
    Ни кто не спорит в Эрбиле слава Богу живёт много национальностей, но подавляющее большинство это курды. Это то же самое, что сказать, что Стамбул не турецкий город, так как там живут разные национальности, или Москва не русский (если хотите российский) город по тем же причинам. Интересно чей город Эрбиль? Анкава город где в основном живут ассирийцы я и не спорю. Но что это меняет.
    Те же курды воевали и воюют за свою землю. Старики женщины дети с оружием в руках противостоят извергам, а уж как пострадали и страдают курды-езиды это просто даже передать невозможно. И это будет пятном для пешмерга которые не смогли их защитить. Но единственные кто реально противостоит и отдаёт жизни это пешмерга.
    Вы пишите. Сейчас боевики под давлением войск международной коалиции начали отступать.
    международная коалиция помогает оружием, инструкторами и авиа ударами, иногда эффективными иногда не особо ,а воюют там совсем другие войска, о которых вы даже не упомянули.

  4. Хотел добавить По вашим словам курдские войска есть но курдистана нет. Даже смешно читать

    1. Он есть.
      И только инерция безволия и депрессивности в восточных делах, не позволяют куче международных бюрократов это устаканить на карте.

      1. Бред сивой кобылы.

        Не «пара бюрократов», а конкретно Эрдоган.
        Пока есть Турция, нигде никакого Курдистана не будет.

        1. Уже сам Эрдоган не против Курдистана, правда только на территории Ирака. Эрдоган встречает президента Курдистана М. Бразани именно как президента Курдистана. В турецких газетах и на телевидении о нём говорят как о президенте Рег Курдистан.

  5. Уважаемый Борис. Очень советую Вам почитать мою предыдущую статью на эту тему, перейдя по ссылке в комментируемой статье. Там как раз я говорю о том, что в результате военного конфликта пострадали представители многих наций. Эта статья об ассирийах. Об их видении ситуации. А поскольку ситуация непростая, то расхождение точек зрения неизбежно. Поэтому, возможно, наши точки зрения на текущие события в некотопыз моментпх расходятся.
    По поводу курдов. Да, они с отчаянной храбростью защищают свою землю. Было бы даже странно это подвергать сомнению. Но статья моя не о курдах, а об ассирийцах, извините, что приходится это повторить. Я также не пишу ни о шабаках, ни об армянах Ирака, у меня нет такой же цели. И тем более я не претендую на анализ геополитической ситуации. Ситуация сложная и неоднозначная. Цель моей статьи — показать один из фрагментов картины. Тот, который оказался в поле моего зрения.

    1. Да это полные, багровые шесть звезд, что происходит на Среднем Востоке.
      Не в Дарфуре, не в Сомали — а самом центре Земли.

  6. Уважаемая Анна. ВЫ пишите не только об ассирийцах а косвенно затрагиваете другие вопросы, тут не идёт разговор о расхождениях точек, у меня нет ни каких расхождений, у меня вопросы по вашим формулировкам. Я писал о том, что вещи нужно называть своими именами. Если это Курдистан, ради Бога называйте это северным Ираком если вам так хочется и приятнее, но от этого Курдистан не перестанет существовать, если беженцы нашли убежище в Эрбиле, а это так, ради бога называйте его (Эрбиль) Иракским городом, Эрбиль так же не перестанет быть столицей региона Курдистан и т.д.
    Я понимаю что Вы не являетесь востоковедом и специалистом по этой теме , просто я заметил в Ваших статьях много обиды на всех за положение ассирийцев, я бы то же хотел чтоб там у ассирийцев была хотя бы автономия, но Ув Анна кто как не сами ассирийцы должны этого добиваться, а то чего достигли курды они многим пожертвовали и жертвуют до сих пор, и противостоят противнику который во много раз превосходит их курдов и по численности и по мощи оружия.
    Знаете ли вы что президент Курдистана, или если вам приятнее назовём его президентом северных территорий Ирака подписал законопроект о языке, согласно которому, армянский язык, ассирийский и туркменский наряду с курдским и арабским признаны официальными языками в регионе Курдистан. Хотя нужно сказать что например армян в Курдистане ну очень мало, и в то же время армянский представитель есть в парламенте.

  7. Дорогие друзья! Поздравляю с Рождеством всех, кто его отмечает 25 декабря! :)
    Очень хорошая статья. Спасибо.
    Ассирийцы несколько тысячелетий жили на этих землях. Оставили богатую культуру и дохристианскую и христианскую, признанную во всем мире. Любимого мною Ефрема Сирина почитает и Русская Православная Церковь. В канун Рождества тяжело видеть, что сейчас ассирийцы лишены простых человеческих прав. И даже землю, на которой жили их предки, называют другими названиями, разрушают исторические памятники, многочисленные монастыри, церкви, святыни. Но от этого те же Эрбиль и Мосул не перестают быть ассирийскими в мировой истории и культуре.
    Думаю, одна из серьезных проблем ассирийцев в том, что они мало рассказывают о себе.
    Больше статей хороших и разных. Пусть и другие тоже пишут статьи. Я с удовольствием почитаю. И, думаю, не только я.

    1. только реальность такова, что Эрбиль столица Курдистана и ни кто это не изменит.
      Всех с рождеством!

      1. Москва тоже была столицей нескольких разных административно-территориальных образований, но в мировой истории осталась русской. Эрбиль — ассирийский город. Вот с этим точно никто ничего не сделает.
        С уважением.

  8. Уважаемый Борис, спасибо за очередной комментарий. Я не вижу смысла обсуждать то, как Вы себе представляете мои эмоции. Мне обижаться не на кого, я нахожусь в комфорте безопасности. Мой дом у меня никто не отнимет.
    То, что я не являюсь востоковедом, на мой взгляд никак не мешает передавать свидетельства очевидцев и участников трагедии. Вот они, возможно (и даже очень вероятно) испытывают целую гамму чувств от обиды до ненависти. И это в такой ситуации естественно.
    О том, что президент Курдистана подписал законопроект о языке, мне известно. Как и то, что ассирийцы представлены в парламенте Курдистана. И, кстати, я упобтреляю это название, когда речь идет об административной единице, а не о географическом положении. Я также в курсе того, что до недавних событий положение ассирийцев в этом регионе было стабильным и во многом благополучным (о чем я писала в первой статье на эту тему). Поэтому мне не совсем понятно, в чем именно Вы меня пытаетесь убедить. В том, что территории на Севере Ирака называют Курдистаном? Но я это знаю, спасибо.

    По поводу ассирийской автономии. Да, скорее всего, ее создание помогло бы решить много проблем. Посмотрим, как будут развиваться события. Ассирийцы этого добиваются. Я думаю, Вам известно о том, что Dwekh nawsha борется за исконные земли с оружием в руках. Если Вам интересна информация по этой теме, могу дать ссылки.

  9. Судя по информации доступной, война идет на истребление.

    Кто более кровав в этой гражданской войне ( раньше, в 20 веке такие войны называли национально-освободительными) — курд (христиане и-ли алавиты) или суннит игила, а может проправительственный или неправительственный шиит (из секты), турок националист?
    Курдцкий националистический террор (см. интернет и научные проф.статьи)(против суннитов сейчас, так же убивают людей), не менее и не более кровавый чем игил, недавно был притче во языцах, и не только против государственных турок но и против суннитов.
    Шиитский террорист из Армии Махди лучше курдского или христианский боевик террорист в Ливане благороднее турецкого нацика?

    Не надо беженцев, жертв гражданской войны, делить по мнимым группам(терм. социологии.

    1. Прю. пр. за очепятки.
      1 Курдский терроризм.
      2 Турецкий националистический терроризм.

      Пример подачи материала.
      «За два месяца непрекращающихся боев в городе Кобани погибли более 1,2 тысячи человек. По данным телеканала Sky News Arabia, значительная часть убитых — это боевики из группировки «Исламское государство». Силовикам удалось ликвидировать более 700 террористов, передает ТАСС.»

      Логика, что тысячи убитых -это солдаты, даже тут хромает.

    2. Что именно читать про курдский терроризм?
      Про то как рабочую партию Курдистана объявили террористической а её умеренное крыло сидит в парламенте Турции? Или читать как с представителями этой так называемой террористической партией встречаются первые лица Европы? Как международная коалиция помогает оружием этой так называемой терр парт. оружием для борьбы с ИГИЛ? Тут нет консенсуса РПК это террористы или нет, в разных странах по разному, в Греции вообще это партия имеет легальные офисы да и в др странах. Да и у нас в России в девяностых было реальное мнение приютить у себя руководителя КРП Оджалана. Курды вроде ни кого не истребляют. А защищают себя на своей земле.
      Вот игил Аль-Каида и т.д. тут нет вопросов и сомнений всем понятно. Везде признаны как терр. орг.
      Курдцкий националистический террор (см. интернет и научные проф.статьи)(против суннитов сейчас, так же убивают людей). Где написано дайте ссылку.
      По курдам на сколько мне известно истинных спецов не так много, есть Лазарев, Жигалина, Гасратян, Мосаки, я имею в виду тех кто научно занимается этой темой в том числе и в системе РАН, а не блогеров и экспертов. Что именно смотреть, какие проф. статьи?
      В Ираке в Сирии сейчас всем сложно, но в этом уж точно не курды виноваты, более того курды единственные кто хоть что то делает для восстановления мира.

  10. Игорь, любая человеческая жизнь бесценна. Любое убийство достойно осуждения. В этом я с Вами согласна. Но у войны свои правила, свои законы. И люди как делили себя на этнические группы и конфессии, так и будут делить. Я тоже за мир и дружбу межбу народами и представителями различных конфессий. И если бы у меня была возможность создать идеальный мир, то в этом мире все бы дружили и танцевали, взявшись за руки. Но мир, в котором мы живем, совсем иной. И не мы его создали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: