На прошедшей в конце 2014 года академической конференции «Этногенез, этническая и социально-политическая история, генезис языка и культуры карачаево-балкарского народа» выступил докт. хим. наук Анатолий Клёсов, утверждающий, что он создал новую науку, которая по формулам химической кинетики реконструирует историю народов. Это событие вызвало негативные отклики ученых — антропологов, археологов, историков, генетиков, лингвистов. Ученые обеспокоены не столько активной пропагандой А. А. Клёсовым его псевдонауки, сколько снижением иммунитета научного сообщества, допустившего дилетантское выступление на академическую трибуну.
Новая генеалогия от химика
Мы перестали удивляться появлению на телеканалах странных искажений реальности, выдаваемых за достижения науки. Однако включение в программу академической конференции доклада, трактующего историю народов на основе методов химической кинетики вопреки фактам, надежно установленным антропологами, генетиками, лингвистами и историками, — событие неприемлемое для научного сообщества.
Докладчик А. А. Клёсов известен публике утверждением в фильме Михаила Задорнова, что история славян насчитывает 9 тыс. лет и от них произошли скандинавы [1]. Мы все знаем, что фильмы могут исказить слова ученого и необходимо смотреть его публикации в научных журналах. Но в случае с А. А. Клёсовым это проблематично. Свои идеи он излагает в основном в Интернете и книгах, не имеющих грифа научного учреждения. Да еще в двух журналах, которые называет научными. Тематика первого — «Вестника Российской академии ДНК-генеалогии» («Академия» учреждена им самим) — широка: статьи по генетике соседствуют с расшифровкой Влесовой книги и анализом изменений климата по знакам зодиака. Второй журнал (Advances in Anthropology, главный редактор А. А. Клёсов, издается Scientifc Research Publishing) не входит в общепризнанные базы научной периодики, зато входит в список подозрительных изданий, зарабатывающих взиманием платы за публикацию чего угодно [2]. До увлечения историей человечества А. А. Клёсов занимался химией и имеет по этой специальности научные статьи и патенты. Академия наук Грузии даже ввела его в свой состав по специальности «биохимия». Возможно, как и академика А. Т. Фоменко, известного математика, Анатолия Клёсова подвело желание «навести порядок» в чуждой ему области науки.
Ученые и любители
Исследования генетического разнообразия человечества ведутся уже без малого сотню лет. Популяционная генетика изучает генофонды по всё новым маркерам: группам крови, митохондриальной ДНК, Y-хромосоме, а теперь и по полным геномам. Данные генетики давно используются как один из многих источников, рассказывающих о миграциях человека. Сегодня анализ своей ДНК стал доступен каждому — его сделали уже более миллиона человек. Благодаря наработкам популяционной генетики каждый из них может проследить миграции своих прямых генеалогических линий (мужской и женской) на тысячи лет вглубь. Эта прикладная отрасль генетики получила название генетической генеалогии, хотя в России чаще называлась «ДНК-генеалогия». Она и оказалась питательной средой для А. А. Клёсова. Используя готовые базы данных и выдергивая из обширного инструментария популяционной генетики Y-хромосому (изредка мтДНК), он добавляет к одному из методов генетических датировок несколько формул, узурпирует термин «ДНК-генеалогия» и, эксплуатируя всё возрастающий интерес к генетическим реконструкциям истории народов, объявляет всё это «новой наукой», а себя — ее создателем [3].
Как славян сделать ариями
А. А. Клёсов использует приемы, которыми можно вывести происхождение любой группы населения от каких угодно предков. Вот пример: «Восточные славяне — представители рода R1a1. Их потомки, по всей Европе и по всему миру, вплоть до Аравии, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов — представители рода R1a1, потомки славян. Или праславян, что в данном контексте одно и то же» [4]. Как обосновать происхождение арабов от славян? Легко — при помощи подмены понятий: «В ДНК-генеалогии „восточные славяне“ — это члены древнего рода R1a1» [4]. Генетический термин «гаплогруппа» А. А. Клёсов подменяет социальной категорией «род», вкладывая в него биологический смысл. Был ли общий предок рода реальным или мнимым, целиком зависит от истории, а не от А. А. Клёсова. Поэтому жесткая привязка А. А. Клёсовым рода к биологии — попытка биологизации социальных категорий.
«Члены рода R1a1 на Балканах, которые жили там 12 тыс. лет назад, через 200 с лишним поколений вышли на Восточно-Европейскую равнину, где 4,5 тыс. лет назад появился предок современных русских и украинцев рода R1a1. Еще через 500 лет, 4 тыс. лет назад, они вышли на южный Урал, еще через 400 лет отправились в Индию, где сейчас живут примерно 100 млн их потомков, членов того же рода R1a1. Рода ариев. Потомков праславян или их ближайших родственников» [4]. В этой занимательной «истории» несколько раз использован прием подмены терминов. Сначала термин «славяне», имеющий совершенно определенные лингвистическое и этнологическое значения, произвольно толкуется как «древние носители гаплогруппы R1a1», при этом игнорируется, что гаплогруппа R1a1 была у многих других народов. Затем, когда расселение «рода R1a1» доводится до Индии, на биологических носителей гаплогруппы R1a1 переносится название языковой группы «арии», при этом игнорируется, что арийские (индо-иранские) языки разделились на пару тысяч лет раньше, чем русский и украинский. Теперь осталось приравнять конец долгой миграции к ее началу — и восточные славяне станут ариями (а арабы — потомками славян).
Формально А. А. Клёсов, конечно, признает, что у одного народа много гаплогрупп (что же ему поделать с этим фактом?). Реально — рисуемые им картины миграций основаны на такой идеологии: на всем протяжении существования гаплогруппы она является биологической меткой реально существовавшей этнополитической или социальной общности.
Такое жесткое увязывание биологических и социальных параметров выходит далеко за рамки науки.
Как произвести человечество с Русской равнины
Такими методами можно опровергать всё что угодно, например «выход» человека из Африки. «Теория выхода человека из Африки в настоящее время принята только как инструмент борьбы с расизмом. К науке она не имеет никакого отношения» [5], утверждает А. А. Клёсов. При этом даже новых данных не надо — можно использовать те же данные генетики, которые мировое научное сообщество принимает как бесспорные доказательства выхода человека из Африки. Трюк прост: объясняем максимальное генетическое разнообразие в Африке не миграциями оттуда, а миграциями туда [6]. Неважно, что для теории «множества входов в Африку» требуется бездна допущений: на протяжении сотен тысячелетий должны идти друг за другом целенаправленные миграции из Евразии в Африку, и это множество генетических линий обязано в Африке хоть и тесниться, но выживать, тогда как в Евразии эти линии по воле А. А. Клёсова должны исчезать без следа. В сочинениях А. А. Клёсова высказывается гипотеза о том, что русский Север — прародина человека разумного: «160 тыс. лет назад человек жил на Русской равнине, или на севере Русской равнины, и отсюда часть его сородичей ушли на юг, в Африку, прибыв туда после долгой миграции примерно 140–120 тыс. лет назад» [7]. Разбор фантастических построений А. А. Клёсова уже приведен в книге археолога Л. С. Клейна [8] и антропологами на сайте «Антропогенез» [9]. На том же сайте представлен и постепенно пополняется подробный анализ и генетических искажений, для аргументированного разбора которых здесь нет места [15].
Мастер мимикрии
Создатель «новой науки» демонстрирует не только агрессивный напор, но и отличное умение мимикрировать под академические стандарты, что порой вводит в заблуждение не только телезрителей, но и ученых. Так, в статье для научной аудитории фамилии генетиков М. Хаммера, Т. Карафет, Л. Животовского перечисляются в числе предтеч его «новой науки» [3], а в публикациях, рассчитанных на любителей, генетика объявляется мусором, к которому отнесены те же самые ученые [10].
Мимикрируя в ответ на критику, А. А. Клёсов пишет: «Славяне и арии принадлежат разным эпохам. Это всё равно, что сказать, что князь Владимир был советским. Даже если среди нас есть его потомки. Ни в какой научной статье у меня нет, что арии — это славяне, и наоборот» [11]. В действительности же как раз о том, что славяне — это арии, А. А. Клёсов написал несколько книг (см. выше). Искусный популист, А. А. Клёсов выдает ожидаемый результат на потребу публике. Каждому А. А. Клёсов дает желаемое истолкование его истории, не брезгуя при этом и политическими выводами. Но тот, кто искренне интересуется происхождением своего народа, вряд ли найдет в построениях А. А. Клёсова своих настоящих предков.
Переформатирование наук
«Новая наука», призванная «переформатировать представления о прошлом», отрицает результаты не только генетики и антропологии, но и лингвистики, и археологии. Например, переименовывает праиндоевропейский язык в праславянский (с тем же успехом его можно назвать прагерманским, но аудитория не та). Языкам навязывается жесткий биологический контекст: если два народа обладают одной гаплогруппой, то их языки обязаны состоять в родстве: «По ДНК-генеалогии арии и славяне (во всяком случае, от половины до трех четвертей славян) это один и тот же род, имевший общего предка, и языки у них обязаны расходиться из одного общего корня» [12, с. 35]. Ну и зачем теперь лингвистика? Протестировал несколько человек в коммерческой компании — и сразу «можно классифицировать языки по-другому», по А. А. Клёсову [12, с. 83].
Не менее решительно расправляется А. А. Клёсов и с вечной проблемой археологии — соотношением этнической общности и материальной культуры. По «новой науке», каждый этнос ассоциирован со «своей» главной гаплогруппой. Поэтому надо лишь найти для каждой гаплогруппы цепь сменяющихся во времени археологических культур: «Атрибутика Аркаима… по сути, относит его к ожидаемой гаплогруппе R1a» [11]. Если же подходящей общности нет, ее следует выдумать: для носителей гаплогруппы «R1b» по созвучию создан фантом — древний народ «эрбины».
Особенно густо фантазиями химика-генеалога насыщены его книги. Одна — в соавторстве с изобретателем «русантропа» (современника питекантропа и одновременно предка нынешних русских) A. A. Тюняевым, которого Комиссия РАН по борьбе с лженаукой называет в тройке наиболее известных лжеученых. Другая книга — в соавторстве с самодеятельным автором из Владивостока, много лет доказывающим, что великороссы являются древнейшим на Земле народом. Ее, как и другие ненаучные «достижения» А. А. Клёсова, рекламирует юморист М. Задорнов. Ученый мир его ДНК-генеалогию не приемлет. Не помогает даже Государственная премия, полученная за достижения в химии. Не спасает и заявленное на разных сайтах звание профессора Гарварда. Запрос в Гарвард показывает, что А. А. Клёсов когда-то был лишь «visiting professor» (должность, мягко говоря, не соответствующая российскому «профессор»). И потому А. А. Клёсову приходится оглашать весь список: «Давайте начистоту, хотя я не люблю бряцать регалиями. Но они — объективная реальность. Вы кого сравниваете? Я — академик Всемирной Академии, созданной по инициативе А. Эйнштейна, академик Национальной академии, лауреат разных премий, в том числе Госпремии СССР по науке и технике, автор сотен работ, большинство из которых написал сам, без соавторов, автор более двадцати книг на разных языках, доктор наук и профессор с тридцатилетнего возраста, и кого Вы мне (неявно) противопоставляете? Каких-то N? (Имена пропущены по этическим соображениям. — Ред.) Которые обезумели настолько, что называют меня „лжеученым“? Которые не понимают основ того, о чем говорят? Которые являют собой полный отстой, серость?» [11]. Такому списку соответствуют и планы Нью-Васюковского масштаба [13]: в «первоочередные задачи ДНК-генеалогии» входит, помимо всего прочего, добиться «решения Правительства РФ о поддержке нового направления ДНК-генеалогия на уровне Федерации» [11].
Опасные фантомы
Резюмируем: «новая наука» А. А. Клёсова де-факто не является научной концепцией и не может поэтому служить предметом научной дискуссии. Эта паранаучная концепция, к сожалению, отнюдь не безобидна. Признаки языка и культуры передаются не так, как гаплогруппы или цвет кожи, это два разных механизма. Фантомы А. А. Клёсова, в которых биологическое перемешано с социальным, — популистский инструмент управления опасными и скрытыми силами. Его упаковка в модную псевдонаучную форму льстит обывателю своей доступностью и привлекает читателей, национально-политические амбиции которых не удовлетворяет научная картина мира. Стремясь получить известность не только на просторах Интернета, А. А. Клёсов прямолинейно выискивает политическую злобу дня, включая и украинскую карту [14], в расчете оказаться востребованным если не наукой, то телеидеологией и телепропагандой. Дилетантизм на телеэкране научное сообщество может лишь комментировать, но дилетантизм на академической трибуне недопустим.
Е. В. Балановская (генетик, докт. биол. наук, проф.),
С. А. Боринская (генетик, докт. биол. наук),
А. П. Бужилова (антрополог, член-корр. РАН),
В. Г. Волков (генеалог),
М. М. Герасимова (антрополог, канд. ист. наук),
Е. З. Година (антрополог, докт. биол. наук, проф.),
Н. А. Дубова (антрополог, докт. ист. наук),
А. В. Дыбо (лингвист, член-корр. РАН),
Л. М. Епископосян (генетик, докт. биол. наук, проф.),
А. С. Касьян (лингвист, канд. филол. наук),
В. Ф. Кашибадзе (антрополог, докт. биол. наук),
Л. С. Клейн (археолог, докт. ист. наук, проф.),
А. Г. Козинцев (антрополог, докт. ист. наук., проф.),
О. Л. Курбатова (генетик, докт. биол. наук),
Н. В. Маркина (научный журналист, канд. биол. наук),
Д. В. Пежемский (антрополог, канд. биол. наук),
И. В. Перевозчиков (антрополог, докт. биол. наук),
А. Б. Соколов (редактор портала «Антропогенез»),
Е. Я. Тетушкин (генетик, канд. биол. наук),
В. И. Хартанович (антрополог, канд. ист. наук),
Ю. К. Чистов (антрополог, докт. ист. наук),
В. А. Шнирельман (этнолог, докт. ист. наук),
Ю. М. Юсупов (этнолог, канд. ист. наук),
Л. Т. Яблонский (археолог, докт. ист. наук, проф.)
1. polit.ru/article/2013/06/15/pchelov;
trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane
3. Клёсов А. А. Биологическая химия как основа ДНК-генеалогии и зарождение «молекулярной истории» // Биохимия. 2011. Т. 76. № 5. С. 636–653.
4. rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=1132&pid=26060&mode=threaded&start
5. Клёсов А. А., Пензев К. А. Арийские народы на просторах Евразии. М.: Книжный мир, 2014.
6. pereformat.ru/2013/11/nashi-predki
7. http://pereformat.ru/2013/06/hyperborea
8. Клейн Л. С. Была ли гаплогруппа R1a1 арийской и славянской? // Этногенез и археология. Т. 1. Ст. III, 9. СПб.: Евразия, 2013. С. 385–396.
10. pereformat.ru/2014/10/popgenetika-bez-prikras
11. pereformat.ru/2014/11/klyosov-penzev
12. Клёсов А. А. Происхождение славян. ДНК-генеалогия против «норманнской теории». М.: Алгоритм, 2013.
13. http://ilfipetrov.ru/soc1.htm
P.S. Естественно это не вся статья, а большой последовательный отрывок из нее.
Обращаю внимание дискурсирующих на тему русов на моё сообщение от 19.02.2015 в 11:12. Оно отменяет спор о «скандинавско-финнско-гребцовой» этимологии в любую сторону в принципе. Как не имеющий предмета противостояния.
Светлана:
19.02.2015 в 11:05
… я и жду от г-на Юрковца указаний на первоисточник.
————
Вы обещали, уважаемая Светлана, показать в чём состоит «лженаучность» ДНК-генеалогии, а говорите о чём угодно, но только не о ней. Сначала покажите, в чём состоит «лженаучность» именно ДНК-генеалогии («метод Клёсова»), потом называйте её «лженаукой».
Кстати всех касается.
(кто наделал в этом обсуждении таких заявлений)
Олег Губарев:
19.02.2015 в 3:52
…
Светлана, верующим вроде уважаемого Юрковца Вы все равно ничего не докажете, …
—————-
Пока не будет доказано, в чём состоит «лженаучность» «метода Клёсова», верующие в это здесь вы со Светланой. Увы.
Denny:
19.02.2015 в 21:42
И вопрос только в том, что непонятен механизм перехода экзоэтнонима в самоназвание. Но этот-то вопрос я и предлагаю снять за счет гипотезы приладожской руси.
_________________________
Вот корень вопроса!!!!! Я практически уверен, что Вы правы увязывая вопрос с Приладожьем. Но остаётся всего одна нерешенная проблема, это появление экзоэтнонима у финнов. Максимович, довольно успешно показывает несостоятельность версии Экбы, говоря, что предлагаемая форма rot(e)R не синтезируется в старошведском раньше 14 века. Тем не менее, почти(!!!!) у всех прибалтийско-финских народов роцц, рутс и т д, применяется к шведам. По настоящему, мы можем проследить это название только с 16 века, когда появились первые письменные памятники финского языка. Сами финны пишут, что слово они в состоянии зафиксировать только со времени Микаэля Агриколы, отца литературного финского языка, а это не раньше 1540-х годов.. Что остается нам? это отследить архаичные финно-угорские языки и поискать в них. Для начала, предлагаю посмотреть на северо-западные(территориально) финно-угорские языки по пристальнее. Северо-западная ветвь фино-угорских языков распадается на два сучка, один толстый, а второй тонюсенький. Первый именуется прибалтийско-финнскими языками, а второй саамскими. Считается, что прибалтийско-финнские и саамские языки разошлись не позже 3 тыс лет назад. Саамы или лопари, живут по сей день на крайнем севере, куда остальные финны(назовём их для краткости общим словом так) не очень любили соваться. Прибалтийско-финнский праязык начал распадаться еще в начале нашей эры. Там довольно чётко выделяются два сучка, это северные прибалтийско-финнские, куда входят два монстра-финский и карельский языки и куча мелких языков, большая часть коих не сохранилась, а также южные с эстонским и еще кучей почти вымерших наречий. При этом, интересно, что сам финский язык имеет четкое диалектное деление на западное и восточное наречия. В западном наречии очень ясно просматривается эстонское и шведское влияние. А вот восточное финское наречие очень близко к карельскому языку и практически не содержит следов иноязычного влияния. Во всех прибалтийско-финских языках прослеживается чёткая картина с пресловутым рус…. Это обозначение шведов и всё тут. Причем, вне зависимости от того северный это язык или южный. Я просмотрел финские, эстонские, карельские словари. В общем всё едино. Тогда я решил посмотреть, а как дела обстоят у саамов. Саамские языки представляют собой кучу мелких языков, число носителей коих, в самом идеальном случае, исчисляется несколькими сотнями. Причем, иногда языки очень сильно отличаются друг от друга. Явно прослеживается деление языков на западные и восточные ветви. Давно отмечено, что саамские языки отличает глубокая архаика. Западные языки, более подверженные иноязычным влияниям содержат больше заимствований из финского и скандинавских. В восточных языках есть русские заимствования, но их меньше. Мне удалось разыскать два саамских словаря. Первый северного саамского(Northen Sami), имеющего большое распространение в Финляндии, Щвеции и Норвегии, был составлен финским энтузиастом Kimberli Mäkäräinen. Второй представляет собой научное издание Саамско-русского словаря (кильдинского саамского языка) Риммы Куруч, появившееся еще в 1985 году. К первому, по правде, доверия меньше, словник весьма обилен финскими заимствованиями. А вот второй весьма интересен. Что я там нашел!!! да есть то же руhц или, в другом варианте написания, рӯц(графика кириллическая с несколькими латинскими буквами), но вот обозначает оно финнов!!!!! Но самое главное, руhц имеет и первое значение!!! Враг, неприятель, противник!!!! Кильдинские саамы обозвали финнов врагами!!! и это тот самый руhц, коим финны сами назвали шведов!!! Вот оно логическое объяснение… слово является архаичным финно-угорским, коим обозначался враг. Так приладожские финны и могли назвать скандинавов. Саги передают нам истории уймы войн в Гардаре. Для славян же это слово не означало ничего иного, кроме просто обозначения. Кстати, не исключено, что в следствии крупных миграций финских племен, о коих нам известно по археологическим данным(приток жителей западной Финляндии в 8-9 вв в Приладожье) истоки наименования были утрачены, а само название стало означать просто этноним.
Блестящее подтверждение того, что ДНК-генеалогия предсказала в отношении маршрута миграций R1b ещё пять лет назад, сделанное руками популяционных генетиков — http://pereformat.ru/2015/02/steppe-and-languages/#comment-9983
Ну, и сама статья, конечно — http://pereformat.ru/2015/02/steppe-and-languages/
@Denny
«Скорее совсем наоборот: первые упоминания руси заставляют связывать ее со скандинавами. Отсылаю Вас к «списку Губарева». Он тут приведен неоднократно. СОбственно это и является исходной причиной того, что в явно связанных руотси и русь связка проводится от руотси к руси, а не наоборот.»
Конечно, связь между русью и скандинавами есть и между русь и ruotsi. Но разница между Вашим подходом и моим заключается в том, что Вы не признаете за надежный факт, что русь это самоназвание русских. Для Вас это интерпретация, а не факт. Я признаю это за надежный факт, следовательно, простейшая гипотеза, основанная на этом факте это то, что русь русского происхождения. Происхождение ruotsi из русь вытекает из этого факта. Для того, чтобы ее опровергнуть нужны специальные доказательства. Таких специальных доказательств нет. Отождествление руси и варягов в русских источниках при отсутствии независимого свидетельства о руси как скандинавском эндоэтнониме таким специальным доказательством быть не может. Это чья то (пусть и древняя) интерпретация, а не факт того, что русь сначала относилась к скандинавскому референту и только потом к славянскому. Kстати, в ПВЛ есть и такое: «словеньскый язык и рускый — одно есть.»
@Ахеl
«А вот второй весьма интересен. Что я там нашел!!! да есть то же руhц или, в другом варианте написания, рӯц(графика кириллическая с несколькими латинскими буквами), но вот обозначает оно финнов!!!!! Но самое главное, руhц имеет и первое значение!!! Враг, неприятель, противник!!!! Кильдинские саамы обозвали финнов врагами!!! и это тот самый руhц, коим финны сами назвали шведов!!! Вот оно логическое объяснение… слово является архаичным финно-угорским, коим обозначался враг. Так приладожские финны и могли назвать скандинавов.»
Все очень интересно, спасибо. Вполне логичное объяснение названия шведов финнами. Но почему рӯц не могло сначала быть финским названием русских, потому что сначала они были враги? У восточнофинских народов когнаты фин. ruotsi повсеместно обозначают русских. (В некоторых диалектах саамского языка это тоже русские.) Я не уверен, что рӯц как враг имеет глубокие финно угорские или уральские корни, хотя я и не специалист в этом вопросе. Кстати, чудь тоже связано с саамскими словами со значением «враг», но по происхождению слово германское. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B4%D1%8C.
Статья Рожанского замечательна. Как он виртуозно демонстрирует, что, правильно выбрав гаплогруппу, можно вывести кого угодно откуда угодно!
Но статья Олега Губарева ещё лучше! Превращение Рюрика в Святослава — это что-то неподражаемое!
Denny, а вот тут не эту ли статью обсуждают:
http://trv-science.ru/2014/08/12/indoevropejjskaya-prarodina/
@Oлег Губарев
Спасибо за выдержку из Мельниковой. Я нашел полную версию и прочитал. А как Вам критическая статья Максимовича?