В последние годы решения о лишении степеней известных политиков (самые громкие — министра обороны К.-Т. цу Гуттенберга и министра образования А. Шаван) то и дело будоражили общество и мелькали на первых полосах газет. Законодательного закрепления срока давности в Германии нет. И всего скорее, его не может быть по двум причинам: 1) ФРГ — федеративное государство, где регулирование высшего образования входит в обязанность земель (их 16), то есть такое регулирование на федеральном уровне было бы расценено как чрезмерное вмешательство в земельные дела; 2) университеты — самоуправляемые организации, то есть государство вряд ли может забрать у них право принимать решения о присуждении и лишении степеней.
В ФРГ существует закон о высших учебных заведениях на федеральном уровне, а параллельно с ним еще 16 законов земельного уровня, которые повторяют федеральный и уточняют некоторые его аспекты. В федеральном законе защите кандидатских уделяется мало внимания, в нем лишь закреплено, что у высших учебных заведений есть право на аспирантуру и магистратуру (ст. 2, п. 12). В земельных законах уточняются детали аспирантуры (длительность, какое образование требуется для поступления и т.п.), также указывается, какие университеты имеют право защищать кандидатские и докторские. Однако в целом порядок защиты регулируется самим университетом, поскольку он на самоуправлении по закону.
В каждом университете есть документ, регулирующий процесс защиты диссертации. Ряд университетов после скандалов с липовыми диссертациями начал дорабатывать свои положения и вписывать туда правило, согласно которому человек при защите кандидатской или докторской дает подписку о самостоятельном выполнении работы. Этот документ позже может быть использован в суде (так поступил баварский Университет Байройта в 2011 году после скандала с диссертацией министра обороны ФРГ, которая была защищена в этом университете).
Для лишения кого-то степени, похоже, ключевым является параграф 4 статьи 1 Федерального закона о высших учебных заведениях, в котором говорится о свободе науки, творчества, преподавания и учебы (этот параграф дословно повторяется в земельных законах): «свобода исследования <…> включает в себя в первую очередь свободу ставить исследовательские вопросы, свободу выбора принципов методики исследования, а также свободу оценивать полученные результаты и принимать решение о том, как они будет распространены». В случае с лишением степени речь идет о том, что университет свободно решает, что он не считает более, что полученные в кандидатской или докторской результаты заслуживают степени.
Если судить по опыту последних лет, то алгоритм лишения степени таков: общественность или нанятые кем-то специалисты проверяют диссертацию и предоставляют отчет. Если в диссертации обнаруживаются заимствования, то университет под давлением общественности созывает комиссию, которая еще раз занимается рассмотрением этого вопроса и выносит вердикт. Порядок созыва комиссии, длительность ее работы определяется университетом самостоятельно. Государственного вмешательства — прописанного на законодательном уровне — нет.
Фото Натальи Тогановой — из ее фейсбука.
Может и нет, но ректор Дюссельдорфовского универа вынужден был покинуть свой пост после дела Шаван. Дело было однозначно политическое (ректор левый, Шаван — правоцентристка). При этом «неправильно цитировала» она в своём диссере в основном саму себя.