Перфекционизм
Чарльз Бэббидж (создатель «аналитической машины») был настолько требователен к точности, что однажды вступил в переписку с поэтом Альфредом Теннисоном, обратив его внимание на строчку «Каждую минуту умирает человек, но каждую минуту человек рождается» (Every minute dies a man, / Every minute one is born).
Бэббидж писал: «Вряд ли мне нужно указывать Вам, что это удерживало бы население мира в состоянии вечного равновесия, в то время как хорошо известно, что оно постоянно растет. Поэтому я хотел бы взять на себя смелость предложить, чтобы в следующем издании Вашего превосходного стихотворения, о неправильности вычисления в котором я сообщаю, эти строки были исправлены на Every moment dies a man / And one and a sixth is born. Точное значение — 1,167, однако я вынужден уступить законам стихосложения».
Во всех изданиях поэмы Теннисона «Видение греха» начиная с 1850 года это место звучит так: Every moment dies a man, / Every moment one is born.
Скромность украшает
Венгерский тополог Бела Керекьярто (1898-1946) внес большой вклад в науку. Однако в его «Лекциях по топологии» все доказанные им теоремы приводились без упоминания авторства. Единственная ссылка на фамилию Керекьярто в этой книге обнаружилась в именном указателе. Однако на странице, на которую ведет эта ссылка, фамилия Керекьярто не упоминается; единственный текст на этой странице — это примечание «Я доказал эту ложную теорему».
Собственное подмножество
Одно из крупнейших американских издательств Simon & Schuster находится в знаменитом небоскребе Рокфеллер-центра в Нью-Йорке. Когда этот офис только-только был открыт, Шустер провел экскурсию по нему для американского математика Эдварда Казнера (автора слова «гугол», хотя ценим мы его не за это).
— Это самый современный офис в мире! — гордо заявил Шустер.
— Не верю, — скептически отозвался Казнер.
— Наиболее современный офис во всем цивилизованном мире, — уточнил свое утверждение Шустер.
— Да, это существенно сужает поле, — согласился Казнер.
Харди, Бог и гипотеза Римана
Найдено в одной из статей Дьердя Пойа
С Харальдом Бором (братом Нильса Бора) Харди соперничал в том, кто раньше докажет гипотезу Римана (к слову, не доказанную до сих пор). Однажды Харди гостил у Бора в Дании и должен был вернуться домой в Англию к определенному сроку. Самолеты тогда еще не летали, а на море штормило. Тем не менее Харди всё же сел на катер, а Бору отправил открытку с текстом: «Я доказал гипотезу Римана. Харди». Расчет был прост: если с катером и Харди случится непоправимое, он войдет в историю как победитель гипотезы Римана!
Эта история уже сама по себе забавна, но особую изюминку в нее добавляют два обстоятельства.
- Харди был атеистом и не верил в Бога.
- А когда ему доводилось объяснять верующим людям свой поступок с открыткой, он давал несколько иной вариант объяснения: Бог не может допустить, чтобы слава первооткрывателя незаслуженно досталась такому атеисту, как я.
Впрочем, Харди много раз бросал перчатку Богу и каждый раз получал в ответ полный игнор, так что его атеизм мог иметь под собой чисто статистическую основу.
Спасибо, Константин! Очень забавно. Я заметила, что уровень чувства юмора человека прямо пропорционален его научному уровню.(смайл)