Нельзя сказать, что расстрел редакции «Шарли Эбдо» расколол российское общество. Оно уже было расколото ко времени этих выстрелов. Так что оно среагировало именно как расколотое общество – диаметрально по-разному. Одни шли к французскому посольству, несли цветы и плакатики «Я – Шарли», а другие с разной степень откровенности кричали: «Так им и надо», «Сами виноваты», «Ну, конечно, убивать нехорошо, но…». В первой категории оказались сторонники свободы, толерантности, западных ценностей и христианства или ислама в европейском понимании, а во второй – сторонники воинствующего ислама, исламского и православного фундаментализма, неприкосновенности религиозных чувств верующих.
Наши правительственные органы оказались в неудобном положении: с одной стороны – у нас провозглашено светское государство, отделение церкви от государства, с другой – у нас принят закон о защите религиозных чувств верующих. Поскольку религиозные чувства верующих – понятие расплывчатое, а территориальные границы их вовсе не обозначены, то в идеале защита религиозных чувств верующих означает запрет на любые выражения религиозного инакомыслия. Поэтому, скажем, в числе глав государств на демонстрации в Париже нашего президента или премьер-министра не было, хотя были даже главы Палестины и других мусульманских стран, с другой – все-таки шествовал министр иностранных дел Лавров.
Я атеист, как и большинство ученых (что у нас, что в набожной Америке). Я готов спорить по мировоззренческим вопросам, но учитывая, что для моих оппонентов их религиозные взгляды сопряжены с почитанием неких святынь, я стараюсь эти святыни не унижать (хотя и считаю их никчемными) и безусловно не оскорблять. Но вот высмеивать полагаю возможным – это ведь часть полемической аргументации. Точно так же я готов выслушивать уничтожающую аргументацию, обращенную на святые для меня принципы атеизма, свободы мышления, ценности человеческой жизни и индивидуального творчества. Готов выслушивать ехидные замечания, иронию, смех.
Стиль высмеивания журнала «Шарли Эбдо», принятый в этом издании по отношению не только к пророку Мухаммеду, но и к Христу, папе римскому, политикам, нациям и вообще всему, мне не импонирует. Обсценные рисунки не кажутся мне смешными и даже такими уж забавными. Но у французов свои традиции, своя старая смеховая культура. На своей территории они вправе смеяться над чем им угодно и как угодно. А те, кто к ним прибыли и поселились, должны приучаться к уважению их традиций. Или убираться в свои страны (или в страны своих родителей).
Точно так же я не одобряю кривляния Pussy Riot и Femen в храме: делайте любой перформанс на площади, но не в храме, святом для верующих. В героинь их превратили неумные меры властей.
В целом же карикатуры нельзя ограничивать чем-либо помимо этических норм, и эти нормы должны устанавливать сами художники и их зрители. Первые – признанием в своей среде одних мастерами, а других изгоями, вторые – отказом смотреть и покупать. Если же найдутся потребители и у такой продукции – что ж, пусть в своей узкой среде и потребляют. Это как с порнографией.
Иначе нормы и запреты очень легко расширяются и закрывают всё, что чувствует себя уязвленным: коррупцию, бюрократию, милитаризм, нацизм и т. д.
Вернемся к закону об оскорблении чувств верующих. Он не защищает чувства некой категории людей, а провоцирует выходки типа выходки братьев Куаши, потому что придает им ореол законности и справедливости. Ведь выходит, что они отличаются от сил правопорядка всего лишь мерой избираемого наказания и самочинностью. Но действуют в том же направлении. Я надеюсь, что этот закон будет вскорости отменен.
Сколь велика категория людей, якобы защищаемая этим законом? Здесь есть сомнения. Церкви всячески преувеличивают количество верующих своей конфессии. Русская православная церковь склонна считать, что большинство в нашей стране (свыше 80%) составляют православные, а уж с другими конфессиями (всего традиционными у нас считаются четыре) это почти всё население нашей страны. Но социологи, как бы ни обвиняли их в зависимости от властей и традиционных представлений, насчитывают в стране всего 58% православных. Если же мы посчитаем сколько из граждан нашей страны на праздниках оказывается в храмах, цифры совсем другие. В 10-милионной Москве на самых крупных православных праздниках оказывается в храмах всего 100–150 тыс. человек, то есть 1% населения. На рождественском богослужении 2015 года присутствовало в храмах, по данным ГУВД Москвы, 118 тыс. человек. Возможно, это лишь внутри храмов, а были еще снаружи и приходившие на утро. Но даже если увеличить эту цифру втрое-впятеро, то это несколько процентов населения. Таким образом, хулиганы-фундаменталисты типа Энтео представляют не народ, а его очень небольшую часть.
То же в странах Европы. В Чехии 7 из 10 граждан атеисты. В Швеции только 18% верующие. Во Франции 19%.
Более того, я считаю, что нужно учитывать не формальную принадлежность (сигнализируемую крестиком на шее), а место в сознании. Оставим в стороне сознание атеистов и агностиков. Минуем и посещающих церковь иногда (на всякий случай) людей, в сущности далеких от веры. Возьмем истово верующих. Каждый из них из всех наличных богов – православного бога в виде Троицы, католического бога Саваофа (у католиков Троица не занимает такого места, и бог-отец более значителен), иудейского Иеговы, мусульманского Аллаха, восточного Будды, богов шаманизма – языческих богов Сибири, неоязыческих Перуна, Велеса и Даждьбога и т. д. – из всех этих богов он признает только одного бога, своего, а всех других яростно отвергает. И приведет бездну очень убедительных аргументов в пользу такого отвержения. То есть по отношению ко всем остальным он выступает как атеист, и лишь по отношению к одному – как верующий. То есть он минимум на 99% атеист, и лишь от силы на 1% – верующий.
Если под этим углом зрения взглянуть на наше население, оно в основном атеистическое.
Наконец, и абсолютных атеистов нельзя представлять себе как людей, не имеющих ничего святого. У них есть свои принципы, для них святые, есть свои чувства, ранимые, как у всех людей, чувства, связанные с их убеждениями, с их мировоззрением. Почему нет закона о защите чувств атеистов, почитающих науку, как верующие почитают религию? Наука также нуждается в защите от воинствующих невежд и от лжеученых, которых расплодилось видимо-невидимо. Не пора ли принять закон о защите науки?
Алексу.
«Бешено русофобское» — это то, которое «анализирует взгляды Путина»?
Нет, само по себе.
Уважаемый Лев Самуилович!
Мы, наверное уперлись в так и не решенную проблему — оправдывает ль цель средства, и можно ли не задумываться о щепках при рубке леса?
Похоже, смотрим мы на проблему по-разному.
Пожалуйста, признайте, что есть полный спектр мнений между Вашим мнением и мнением безбашенных террористов, и что не всегда «кто не с нами,тот против нас».
И вы знаете, если честно, меня гораздо больше волнуют другие потенциальные убийцы и террористы — пьяные водители. К ним цивилизованное общество относится очень толерантно, хотя убивают они гораздо больше совершенно невинных людей, чем исламские террористы в Европе-Америке. Есть еще те, которые не пристегивают ремни безопасности, но их можно отнести к самоубийцам, их дело, пока это не касатеся их детей. Но пьяные водители — террористы.
Всего доброго,
Илья
Нет, Илья Германович,
тут спор не о том, оправдывает ли цель средства. Я же не призываю применять любые средства и применять их без разбора. Но я призываю четко осознать цель и не надеяться на то, что всё само рассосется. И те средства, которые действенны и необходимы, применять решительно.
Что касается гуманности, то не только любой отстрел, но и любые реальные тюрьмы негуманны (а сугубо гуманные недейственны).
Да, очень безгрешно полное вегетарианство. Но вегетаринцев мало, и, говорят, мясная пища необходима для нормального развития человека. Да, хорошо бы без этого обойтись, но для нормального развития человечества необходимо отдельных представителей этого вида, опасных для всех, лишать свободы и иногда жизни.
А насчет пьяных водителей, я с вами полностью согласен. Но распространил бы это на пьяных вообще.
Мне кажется, что джихадисты в своей массе так же знают Коран, как как буденовцы, чапаевцы и т.д. ориентировались в трудах К.Маркса или Ленина. Ими двигали чисто практические интересы. Офицер, которому поручили организовать оборону Зимнего из добровольцев оставил воспоминания. Его возмущало, что солдаты спрашивали, отдадут ли землю крестьянам.
Я давно сделал (для себя) вывод. Ислам в каких-то вариациях служит знаменем, под которым удобно вести борьбу за овладение богатствами «западного» мира. В случае удачи — все выгоды достались бы «тонкому слою» руководителей, вождей. Зомбированные бойцы ищут предлоги для обид. Та же вели себя православные активисты, чувства которых оскорбила выставка в Сахаровском центре. Это вопреки предупреждениям и некой сложности знакомства с экспонатами.
Утверждение, что богатства Европы и США созданы в основном трудом иммигрантов, не выдержало проверки временем. Мы видим судьбу освобожденных колоний.
Во Франции и Голландии приезжие даже нелегально мусульмане получают социальную помощь, делающую работу невыгодной. Плюс дороги, связь, школы и другое.
И в этих условиях Европа продолжает принимать иммигрантов, которых нищета заставила идти на смертельный риск преодоления Средиземного моря.
Они пренебрегают не только традиционными ценностями принявшими их стран но,зачастую и законами. При массовом нарушении власти отступают.
Что касается веры я абсолютный атеист. Если бы верил, должен бы ненавидеть творца. За что он, всемогущий и знающий все наперед, подвергает страданиям свои творения, включая несмышленных младенцев? Где свобода воли, если все предопределенно? за что отвечает человек?
Любая аргументация вызывает контр доводы. Верить можно только без каких-либо доказательств (А.Франс). Наука задает не меньше вопросов, но она ищет ответы дорогой ценой. Вот-вот драма спасения окажется перенесенной на провинциальную сцену, за первую попытку казнили Джиордано Бруно.
Возвращаясь во Францию, что делать? Нелегалов выпроваживать. исламские гетто расселить, ограничить возможность жить, не работая,добиться исполнения принятых ограничений, контролировать мечети и арабские школы. улучшить работу служб безопасности.
P.S. Привык тщательно редактировать написанное. Теперь не позволяет зрение. Когда уважаемый автор начал ходить, я записался в библиотеку.
Виктор Водкин
Виктору Водкину.
Вполне согласен с Вашими рассуждениями. Но «Когда уважаемый автор начал ходить, я записался в библиотеку» — неужели Вы много старше 87?
Утверждение, что богатства Европы и США созданы в основном трудом иммигрантов, не выдержало проверки временем. Мы видим судьбу освобожденных колоний.
Во Франции и Голландии приезжие даже нелегально мусульмане получают социальную помощь, делающую работу невыгодной. …
Возвращаясь во Францию, что делать? Нелегалов выпроваживать. исламские гетто расселить…
===================
Вообще сперва надо не в библиотеку а не читать глупых газет, не смотреть попсы всякой политической по зомбиящегу, смотреть официальную статистику, переходить на вериф.. источники.
В пространстве русского языка, в России, Украине, Израиле, В. Е., мусульманских стран перепечатывают и цитируют как правило ярких маргиналов правого толка.
Миллион поляков в Британии.
Национальная статистика UK, по миграции поляков.
Во втором квартале 2011 года, 84,6 процента поляков в возрасте от 16 до 64 лет имели работу, по сравнению с 70,4 процента в Великобритании в целом.
Source: Office for National Statistics. …They are produced free from any political interference.
Сейчас больше.
http://www.ons.gov.uk/ons/rel/migration1/migration-statistics-quarterly-report/november-2014/stb-msqr-nov-2014.html
National Insurance Number (NINo) registrations to adult overseas nationals increased by 12% to 668,000 in the year ending September 2014 from the previous year.
Если посмотрите статистику безработицы выходцев из мусульманских стран, коих не так уж и много а то и мало по сравнению с В. Европой, то увидите, что они более успешны на рынке труда, потому как соглашаются работать. ( 40% среди всей молодежи безработица, темнокожих протестантов выше, по вполне прозаическим расовым причинам)
Не любят мигрантов не за отсутствие работы а за то что соглашаются на дешевый труд.
На этом построены лозунги Лепенши.
Мигранты и американская экономика. Вывод: чем больше прав у людей тем лучше и для экономики.
«Президенту и Конгрессу пора реформировать архаичную иммиграционную систему…
Предоставить гражданство мигрантам, которые не имеют такого статуса.»
Цукерберг.
http://www.fwd.us/immigration_reform
Обсуждения.
На данный момент в США проживает более 11 миллионов иммигрантов, и их число постоянно растет. При этом часть этих людей гораздо талантливее и умнее коренных граждан. Но реализовать свои возможности в полной мере они не могут — отсутствие гражданства закрывает большинство перспектив. Марк Цукерберг, Эрик Шмидт, Рейд Хоффман и еще несколько руководителей крупных Интернет-компаний решили, что они должны и могут решить эту проблему.
Клейну
Я родился в 1920 году. В восемь лет был активным читателем.
Игорю.
Меня удивило противопоставление пользования библиотеки чтению хороших книг. Забавляет Ваша уверенность в том, что смотрю зомбоящик. 30 минут в день и то не из России.
С проницательностью, заслуживающей лучшего применения, Вы поняли, что читал я плохие книги. » Три толстяка», «Робин Гуд», «Хижина дяди Тома»… Жюль Верн, Джек Лондон, Беляев, Марк Твен, Свирский, Бианки. Журналы «Вокруг света» и московский и ленинградский, «Мир приключений» и др. Путешествия, приключения, фантастика. Если Ваше детство прошло мимо этих авторов, мне Вас жаль.
Затем великий Я.И.Перельман, зародивший по словам В.Л.Гинзбурга его любовь к науке. «В царстве смекалки» Игнатьева, 2 тома 1925 года и много других.
Так же с плеча Вы опровергаете мои слова о некоторых течениях ислама ссылкой на статистику эмиграции поляков в Англию, латинос в США. К слову, 11 млн — это оценка числа в СЩА НЕЛЕГАЛОВ. Их труд дешев, Но только для работодателя. Школы, безотказная скорая помощь, дополнительная администрация и др. ложатся грузом на бюджеты, в которые они ничего не вносят. Далее Вы решительно заявляете, как должно действовать тупым америкосам. Повторюсь — забавно.
Некоторые факты. 1. Когда евреи оставили сектор Газу, арабы разгромили все высокопродуктивные фермы, на которых многие из них работали. Проще быть бедными и тянуть помощь со всех сторон, включая Израиль. Сегодня арабы снова осложнили ситуацию.
Каких успехов достигли бы соседи Израиля, встретив его появления дружески.
2. Основным поставщиком черных рабов на рынки севера Африки были собственные племенные вожди несчастных. Об этом потомки проданных вспоминать не любят.
Бороться за справедливость готовы многие. Тем более, когда это умело обосновано. Сжигали себя, лишь оценивая пропорций.бы не креститься тремя перстами. Или «Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать». Но, если угрожают нашим жизненным устоям отвечать решительно и твердо, не не думая о пропорциях.
Люди, будьте бдительными. Думайте.
Мышление моего оппонента я называю лоскутным, не в обиду будь сказано.
Я думаю, что он вполне благополучно занимается своей работой. Ну не учили использовать все, что знает.
Лучшие пожелания.
Поправка. Слова «оценивая пропорций» первый раз в тексте попали по ошибке. Виноват.
Забавная реальная ситуация:
http://inosmi.ru/world/20150129/225921523.html