Открывшийся буквально на днях научно—популярный портал chrdk.ru — совместное детище информационного агентства ТАСС и Минобрнауки. «Чердак» обещает рассказывать о последних российских и зарубежных научных достижениях, дополняя тексты инфографикой, фото- и видеоматериалами, поддерживать связь с экспертами и учеными, способными дать аргументированный ответ на вопросы читателей. На вопросы, заданные от имени ТрВ-Наука Алексеем Паевским, отвечает Александра Борисова, руководитель проекта ТАСС-Наука и давний автор нашей газеты.
— Саша, расскажи поподробнее, как появился этот проект и как ты попала в ТАСС-Науку? Какова целевая аудитория? Опиши суть проекта одним предложением.
— Проект «Чердак» был инициирован ТАСС и Министерством образования и науки. ТАСС искал коллектив, который мог бы взять на себя создание портала с нуля — разработку концепции, дизайна, редакционной политики, постановки технического задания разработчикам, — а затем поддерживать его работу на высоком уровне. Меня и моих сотрудников пригласили работать в агентство на этот проект. Наша целевая аудитория — молодые люди 15-40 лет (ядро аудитории — 15-25 лет). Задача — популяризация науки и повышение уровня образования, установление контакта между российскими учеными и нашей аудиторией, необходимо также мотивировать людей учиться и узнавать новое.
— У научных корреспондентов ИТАР-ТАСС в среде научных журналистов была очень дурная слава. Не боишься ли «плохой предыстории»?
— Я в ТАСС раньше не работала, поэтому не могу судить о том, как здесь была построена работа с научными новостями. Но «плохой предыстории» я не боюсь, потому что «Чердак» делают люди, которые пришли в ТАСС ради него, и у нас самих хорошая предыстория, мотивация и настрой на будущее.
— Кто сейчас делает «Чердак»? Представь свою команду.
— Костяк команды составил коллектив недолго существовавшей, но успевшей хорошо зарекомендовать себя в профессиональной среде пресс-службы МФТИ. Это выпускники Физтеха Анастасия Тмур и Владислав Важник — продюсер и арт-директор проекта, а также наши научные корреспонденты — Алексей Тимошенко (экс-Лента.Ру, газета «Газета», «Московские новости») и Екатерина Боровикова (экс-РИА «Новости», strf.ru, CNews). Недавно, к моей большой радости, к нам присоединилась хорошо известная читателям ТрВ Ирина Якутенко, создатель Ленты.Ру-Наука, а также молодой научный корреспондент из «Поиска» Татьяна Чернова.
— Скажи, почему именно «Чердак»? Почему не ТАСС—Наука?
— Название — важная часть работы с целевой аудиторией. ТАСС-Наука, согласись, ассоциируется с новостным агентством, которое производит B2B-новости, а не с молодежным научно-популярным порталом. Кроме того, это все-таки совместный с министерством проект, поэтому однозначное брендирование ТАСС было бы, так или иначе, не совсем корректно.
— Какие цели и какие показатели ставит перед вами контракт Минобра?
— Важнейшие ориентиры — мультимедийность, ориентированность на целевую аудиторию, освещение работы российских ученых. Показатели по посещаемости портала у нас стоят достаточно комфортные — 10 тыс. уникальных пользователей в месяц, но мы, конечно, ставим перед собой гораздо более серьезные задачи и стремимся к большему охвату. Первая неделя работы портала (мы запустились 11 февраля) показывает, что потенциал у нас есть: уже сейчас нас каждый день читает по две тысячи человек.
— Каким ты видишь этот проект через три года?
— Ох, это сложный вопрос для руководителя неделю назад появившегося ресурса, который всю эту неделю не спал (оба — и ресурс и руководитель). На самом деле для меня важно перестать быть «проектом», как когда-то им перестал быть ТрВ — тоже довольно молодое СМИ. Думаю, понятно, о чем я говорю.
— Ты помимо «Чердака» занимаешься и проектом «Открытая наука». Что это за проект?
— «Открытая наука» вообще очень важная и интересная инициатива, которой, мне кажется, стоило бы посвятить отдельный материал. Если кратко, то это попытка собрать вместе усилия формирующейся в нашей стране отрасли научных коммуникаций и помочь им в диалоге со СМИ, совместно распространяя новости вузов и НИИ среди заинтересованных научных и ненаучных журналистов. Я в ОН научный редактор, основная работа на самом деле лежит в плоскости работы с поставщиками новостей, а также последующего их распространения в СМИ, и здесь хочется выразить восхищение куратору проекта Лене Брандт из SPN Communications, которая потрясающе втянулась в наши научно-популярные проблемы и делает очень-очень много, чтобы «склеить» наше сложное и противоречивое, но ужасно интересное сообщество.
Спрашивается: может ли наука ошибаться? Или она медленно и верно ведет нас к истине (верному пониманию окружающей действительности)? Есть основания сомневаться в этом. Еще древние философы спорили прерывна или непрерывна материя? Атомисты доказывали, что материя — это атомы (частицы) в пустоте. Аристотель опровергал атомиств, природа боится пустоты, материя непрерывна. Из двух противоположных идей одна истинна, другая ложна. А современная теоретическая физика считает материю (и свет) двойственными. Материя прерывна (частицы в пустоте) и непрерывна (нет пустоты, а есть физический вакуум). Это что истина? Я думаю, что заблуждение.