«Научный музей в XXI веке»: как за 8 лет появилась мода на умный досуг

13 февраля 2015 года в Театральном Центре имени Мейерхольда фонд Дмитрия Зимина «Династия» подвел итоги программы «Научный музей в XXI веке». Цель проекта выполнена – за это время сформировалось и распространилось новое культурное направление – мода на «умный досуг». В церемонии приняли участие инженерный театр АХЕ, физик и просветитель Алексей Семихатов, sci-art куратор и художник Дмитрий Булатов, художники Юлия Боровая и Дмитрий Морозов.

О программе

Цель программы «Научный музей в XXI веке» — привлечь интерес широкой аудитории к естественным и техническим наукам. Через простые и образные объяснения, участие в подготовленных экспериментах, увлекательные видеоролики люди со всех уголков страны смогли погрузиться в научное искусство.
За восемь лет прошло восемь грантовых конкурсов, пять масштабных фестивалей науки в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде и Петрозаводске. Тридцать руководителей региональных музеев прошли стажировку в варшавском Центре науки «Коперник», одном из крупнейших в Европе просветительском центре. Поддержку фонда «Династия» получили девяносто проектов из разных уголков страны. Программа выполнила поставленные задачи — наука сегодня популярна как никогда. По всей России открываются музеи науки, проводятся фестивали и научные бои, организуются научно-популярные выставки и выставки высокотехнологичного искусства.

Как Москва влюбилась в науч-поп

В 2009 году в рамках программы в Москве прошел двухнедельный Фестиваль популярной науки. Ключевым элементом его стала первая в России выставка научного искусства «Наука как предчувствие». Она познакомила москвичей с мировой классикой science-art. Выставку сопровождали научно-популярные лекции, кинопоказы, мастер-классы художников, прошла конференция для музейщиков на тему новых технологий в искусстве и музейной практике. Фестиваль посетило пятнадцать тысяч зрителей!
А в 2011 году, для второго Фестиваля, была создана первая отечественная научно-популярная выставка «Жизнь. Версия науки». В параллельной программе приняли участие известные западные и российские ученые: Леонард Млодинов, Кевин Варвик, Стив Поттер, Константин Анохин, Георгий Базыкин.

Какие регионы стали столицами популярной науки?

Люди и музеи тоже начали меняться. Благодаря финансовой и экспертной поддержке фонда Музей «Самара космическая» превратился в современный центр европейского уровня. Новосибирский Музей археологии и этнографии Академии наук переформатировал экспозицию в соответствии с современным пониманием археологии как области высокотехнологичных исследований. Музей «Нижегородская радиолаборатория» теперь рассказывает не только об истории первой радиостанции в России, но и о современном применении радиоволн в разных областях науки и медицины. Весьма специализированный Музей почвоведения в Санкт-Петербурге теперь популярен у школьников и молодежи. За прошедшие годы десятки увлекательных и современных музейных проектов по всей стране – от Хабаровска до Калининграда – получили финансовую поддержку фонда «Династия».

Программа «Научный музей в XXI веке» позволила не только изменить уже существовавшие музеи, но и создать новые. Музеи науки появились в подмосковном Троицке, Петрозаводске, Барнауле. Современные интерактивные экспонаты пополнили иркутский «Экспериментаниум», челябинский «Экспериментус» и петербургский «Лабиринтум». С помощью понятных и образных конструкций научные музеи вернули интерес зрителей к естественным и техническим наукам.

О Церемонии
Подведение итогов Программы прошло в форме Церемонии награждения лучших музейных проектов, созданных c 2006 по 2014 год. Театрализованную церемонию подготовил Инженерный театр АХЕ из Петербурга.

За восемь лет труд российских специалистов – теоретиков и практиков – позволил сформулировать и внедрить новый вектор научного-популярного знания. По сути, была создана мода на просвещение. Поставленные в 2006 году цели и задачи выполнены, фонд «Династия» завершает программу «Научный музей в XXI веке», но инновации уже не остановить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: