Известные российские ученые выразили свое отношение к ситуации вокруг Надежды Савченко.
Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Институт ядерных исследований РАН, главный редактор газеты «Троицкого варианта — Наука» Борис Штерн: «Если бы я был украинцем, то попросил бы ее прекратить голодовку. Мне кажется, что я не вправе, потому что она защищает Украину. Что делать? Надо бить во все колокола. Эта гнуснейшая вещь происходит по указанию нашей высшей власти, когда так просто берут и выкрадывают человека, который по идее должен иметь статус военнопленного. Шьют ему совершенно липовое дело. И она действительно может сейчас умереть. Это будет страшно. Я не знаю, что делать… Я подписал какое-то количество петиций, я пытаюсь сейчас высказаться. Я чувствую свое бессилие. …А Надежде я мог бы сказать: «Держись! Держись до последнего». Я бы ей пожелал выбраться из этой переделки живой, здоровой и с честью. У меня бы, наверное, не хватило бы воли так держаться, а она держится. Для меня она просто герой».
Сотрудник Института философии РАН Андрей Родин, в свою очередь, потребовал немедленного освобождения Надежды Савченко: «Я считаю, что продолжение этой ситуации не только невозможно по гуманитарным соображениям, но наносит ущерб моей стране, Российской Федерации, поскольку создает совершенно отвратительный прецедент в международных отношениях. По нему люди во всем мире судят о России».
Доктор химических наук, зав. лабораторией радиоизотопного комплекса Института ядерных исследований РАН Борис Жуйков отметил важность сохранения жизни Надежды Савченко: «Я бы попросил Надю жить. Потому что как показали последние дни, хороших, умных и честных людей убивают и так, и надо сделать всё, что бы остаться живыми. Если мы будем жить, то мы сможем что-то сделать. Если мы уйдем, то ничего сделать не сможем»,
Доктор исторических наук, профессор, член Совета Вольного исторического общества Иван Курилла: «Я не буду говорить о том, что вся история, начавшаяся прошлым летом, кажется мне абсурдной, я не юрист, не военный юрист, но в рамках обычной человеческой логики я не могу объяснить происходящего. Мне кажется ужасной сегодняшняя ситуация, когда молодая женщина находится в российской тюрьме на грани жизни и смерти. Мы все знаем и помним, как в российских тюрьмах за последнее время умирали люди. Умирали, не дожив до суда. Как ужасно это было воспринимать, будучи гражданином России. Как сильно это било по репутации нашей страны, нашего общества, а не только по репутации нашего государства, но и всей России в мире.
Я не понимаю, зачем доводить до еще одной смерти, до еще одного удара и по нашему представлению о себе как о цивилизованных европейцах, и по представлению обо всех нас окружающего нас мира. Не понимаю, почему нельзя освободить Надежду Савченко, во всяком случае перевести ее под домашний арест, сменить ей меру пресечения. Мне кажется, что будет ужасно, если Надежда Савченко умрет в российской тюрьме. В этом случае она умрет в России, ее смерть будет еще одним трагическим событием для всех нас, для всей России и, конечно, для Украины. Она будет еще одним ударом для отношений между нашими двумя странами, еще одним пятном для российской истории. Независимо от того, в чем ее обвиняют, к чему пришло следствие или придет судебное расследование, смерть Надежды Савченко в предварительном заключении будет трагедией и ударом для всех нас.
Если бы я мог обратиться к ней самой, то я бы сказал: «Надежда, Вы уже доказали то, что Вы хотели доказать. Ваши союзники видят Ваш героизм, Ваши противники видят Ваше упрямство, но Вы доказали то, что Вы хотели. И, пожалуйста, живите, не надо становиться еще одной жертвой ужасной политики, жертвой ужасных обстоятельств. Пожалуйста, живите! Вы нужны своим близким и Ваша жизнь сделает больше для российско-украинских отношений, для Украины, чем Ваша смерть».
Лингвист, канд. филолог.наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, финалист премии «Просветитель» 2011 года Ирина Левонтина выразила свое отношение к «суду» над Надеждой Савченко: «Бывают ситуации, когда человек оказывается один на один с этой страшной машиной и понимает, что у него нет никаких ресурсов ей противостоять. Кроме одного — собственной жизни. И человек готов пожертвовать собственной жизнью, но не сдаться. У Надежды Савченко, по-видимому, не нашлось других возможностей привлечь внимание к тому беззаконию, которое совершается в ее отношении».
Физик, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук Александр Белавин: «Война с Украиной и против Украины является преступлением. Надежда Савченко – очень мужественный человек. Я не верю в те обвинения, которые делаются в этом псевдосуде. Я не знаю, что ей пожелать, она решает сама, но… желаю ей победы».
Академик РАН, профессор НИУ-ВШЭ, доктор физико-математических наук, член экспертного совета ВАК, президент Московского математического общества Виктор Васильев: «Нужно как можно быстрее заканчивать украинскую авантюру. Понятно, что Украина — уже не Россия. Нам дальше жить вместе по соседству, жить нашим детям, нашим внукам. И надо эту ситуацию разрешать. Происходящее с Савченко покажет, насколько эта ситуация разрешима. И если этого человека, эту судьбу загубить, то на много десятилетий это будет таким символом, который нам все время будут поминать, который будет мешать нашей жизни и отравлять наши взаимооотношения с Украиной. … Нельзя подходить к делу по принципу «После нас — хоть потоп». Но надо думать и о будущем».
Биофизик, доктор физико-математических наук, доцент МГУ, член экспертного совета ВАК, сопредседатель Совета Общества научных работников Андрей Цатурян: «…То, что эта хрупкая молодая женщина оказалась на передовой борьбы против лжи и войны, а мы, мужики, в огромных количествах ей тихо сочувствуем — мне от этого очень стыдно».
Профессор кафедры экологии и эволюционной биологии Мичиганского университета (США), победитель конкурса мегагрантов 2010 года, создатель и зав. лабораторией эволюционной геномики факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ Алексей Кондрашов прислал эту запись для публикации: «Если Надежда Савченко умрет в тюрьме или выйдет оттуда инвалидом, то это ляжет несмываемым позором и на российское государство в целом, и на каждого гражданина России. А я не желаю быть опозоренным и поэтому требую ее немедленного освобождения».
Математик, доктор физико-математических наук, зав. сектором алгебры и теории чисел Института проблем передачи информации РАН, ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований (Франция; CNRS) Михаил Цфасман: «С людьми надо поступать по-человечески. …Я бы пожелал Надежде выжить и вернуться домой».
я в шоке от «ученых». как вас легко обмануть. фашизм уже рядом