Должна ли газета, выпускаемая научными работниками и научными журналистами, всеми силами избегать политической окраски? Даже когда страну сотрясают судороги? У нас уже было несколько случаев, когда потенциальные авторы писали нам гневные реплики типа «забирайте свои куклы, отдавайте мои тряпки» после публикации политически окрашенных материалов. Нам рассказали про следующий эпизод, имевший место в Институте теоретической и экспериментальной физики, которому ТрВ посвятил много внимания, пытаясь защитить его от новых хозяев. С какого-то момента пачки ТрВ, выкладываемые курьером на проходную для сотрудников ИТЭФ, стали исчезать. Однажды один из сотрудников увидел охранника, несущего пачку газет, и спросил: куда и зачем? Охранник ответил, что несет выбрасывать, что таков приказ директора, что это — антисоветская газета.
Конечно, политика не наш жанр. И если бы она беспардонно не вмешивалась в нашу жизнь, если бы она не тянула нас в средневековье, так и черт бы с ней.
К сожалению, наука неотделима от общества. И к счастью, именно из этой среды зачастую приходит помощь. Не раз случалось так, что научное сообщество лучших своих представителей, казалось, максимально удаленных от жизни в своих физико-математических или биологических эмпиреях, рекрутировало в политику. К сожалению, достойные люди не всегда по-настоящему востребованы властью и не всегда им удается физически уцелеть, оказавшись вблизи Кремля…
И политика политике рознь. Когда мы пишем о политике в части просвещения и самоорганизации научного сообщества, здесь не возникает конфликтов, это симпатично очень многим — от патриотов до государственных мужей. Но есть и другая политика, связанная с цивилизационным выбором. Кто мы: часть западной цивилизации (которая включает и значительную часть азиатских стран) или особый суверенный заповедник средневековья? Который умом не понять. Западные страны — стратегические враги или стратегические партнеры? И вот здесь проходит разлом, в том числе и по научному сообществу.
По редакции ТрВ этот разлом не проходит. Мы на одной стороне, и здесь надо произнести страшное слово: ТрВ — либеральная газета. «Либеральная» если понимать либерализм как приверженность некоему набору фундаментальных принципов, таких как примат человека над государством, всякие там права и свободы, — то, что закреплено в нашей Конституции, и то, на чем держится современная цивилизация. «Пятая колонна», одним словом. Не скрывая этого, мы теряем какую-то часть аудитории, но сохраняем самоуважение. И поддерживаем ту часть научного сообщества, которая ассоциирует себя с европейской культурой. Безусловно, в наше странное время на этих людей оказывается давление изо всех утюгов. Было бы нечестным и даже неэтичным не оказывать хоть какую-то моральную поддержку этой части научного сообщества, к которой во многом принадлежат и наши коллеги и у которой, по сути, нет иного ресурса.
Реальная угроза для газеты не политическая позиция, а голословность. Этим действительно страдают многие политизированные СМИ — версии преобладают над фактами, взгляды над исследованием, эмоции над профессионализмом. С этим бороться не так просто: авторам хочется высказаться, авторов переполняют чувства… Вот здесь и требуется твердая рука редакции. Именно по этой части мы готовы принимать претензии читателей.
Борис Штерн, Максим Борисов
У слова партнеры есть и биологический оттенок, когда используется термин «трофические партнеры». То есть существа потребляющие в пищу продукты жизнедеятельности других, скажем, чьи-то экскременты. Трофические сети, то есть сети питания, в природе достаточно устойчивые. При этом есть как паразитические, так и симбиотические устойчивые связи.
На примере постсоветских образований можно видеть всю палитру таких «партнерств»…
почитав обсуждения здесь и на форуме scientific, вижу следующее:
-по отношению к сочувствующим редакция совершила жест эмоциональной и моральной поддержки. И на сегодня это, очевидно, единственно возможное политическое действие. Это в любом случае благородно.
-вопросы возникают оттого, что главное дело ученого — не действие, а понимание. Оттого, мне кажется, столько претензий к содержанию текста. Потому как из него видно кто виноват, а что делать — остается непонятным.
> Не раз случалось так, что научное сообщество лучших своих представителей рекрутировало в политику
Должен наблюдаться и обратный осмос, когда лучшие политики пополняли бы ряды ученых. Кроме внешнего давления для этого требуется мембрана в виде научно-популярных журналов и газет. Каковой хотелось бы видеть и «Троицкий вариант».
Чтобы, читая научно-популярную газету, не ученые хотели стать политиками, а политики — хотели стать учеными.