Архитектура — искусство не изобразительное, а созидательное. Она не изображает предметы, а создает их. Изображать можно что угодно из любого материала любыми методами. Строить же можно только то, что оправдывает себя на практике.
А. Буров
![Ревекка Фрумкина](http://trv-science.ru/uploads/frumkina.jpg)
Ажурный дом на Ленинградском проспекте, 27 (постройка 1940 года) хорошо известен москвичам; те же, кто постарше, знают его как Дом Бурова. Но что этот замечательный дом панельный, помнят только архитекторы.
Известный советский архитектор Андрей Константинович Буров (1900-1957) был одним из последних русских архитекторов-универсалов. Он соединил в себе разные таланты и при этом в главном успел реализовать себя при жизни. Конечно же, Буров не исчерпал и малой доли того, что он мог бы совершить, проживи он еще лет пятнадцать. Хотя строить ему, скорее всего, не дали бы — известное «Постановление об устранении излишеств» вышло в 1955 году [1, 2].
![А.К. Буров (с сайта С. Бархина)](http://trv-science.ru/uploads/176-0054.jpg)
С. Бархина)
А ведь Буров был еще и ученым — специалистом по строительной механике, изобретателем новых материалов и конструкций… И еще он был блестящим историком архитектуры и обладал несомненным писательским даром. Его книга «Об архитектуре» вышла в 1960 году — и я ее немедленно купила, потому что с именем Бурова у меня был связан этот ни на что не похожий Ажурный дом. Хотя книга была Буровым закончена в 1943-1944 годах, а авторское предисловие к ней — только в 1957-м, то есть незадолго до его смерти, «послание» Бурова в своей сути ничуть не устарело. И это был первый серьезный труд об архитектуре, который был адресован как бы мне персонально.
А.К. Буров родился в семье известного русского архитектора Константина Федоровича Бурова (1854-1936), который построил в Москве много солидных частных домов; в перестроенном виде некоторые из них существуют и поныне. Мать Бурова была в родстве с семейством знаменитого русского адмирала Сенявина.
…В конце 1921 года мы застаем Бурова второкурсником архитектурного факультета ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). Ему повезло: он учился у архитекторов и художников большого масштаба — у А. Веснина, Н. Ладовского, В. Кринского, Н. Докучаева, В.Фаворского, М. Гинзбурга.
Естественной формой активности будущих архитекторов было участие в больших конкурсах. Проект Первой сельскохозяйственной выставки в Москве (1922) принес Бурову 3-ю премию. Автор был отмечен и привлечен к строительству в качестве одного из помощников главного архитектора.
С тех пор большие конкурсные проекты Буров представляет почти ежегодно — некоторые из них даже осуществляются, а главное, все они так или иначе привлекают внимание. Более того, его дипломный проект Центрального вокзала в Москве в дальнейшем перекочевал в учебники — и за него Буров был премирован заграничной командировкой.
Буров был оставлен на факультете ассистентом. Он преподает, участвует в архитектурных конкурсах, выступает с докладами. Рассматривая его постройки и рисунки разных лет, убеждаешься, что у Бурова рано сформировалась установка, согласно которой для успеха сооружения прежде всего важна тектоника, оптимальное соотношение масс и объемов. А оптимальное соотношение формы и функции — это элемент архитектурной и инженерной грамотности, исходная позиция для кредо профессионала.
В 1928 году для участия в конкурсе проектов строительства Дворца Советов и постройки здания Центросоюза на Мясницкой в Москву приехал Корбюзье — и Буров был его переводчиком. Это было началом их длительных теплых отношений.
Я специально посмотрела фильм С.М. Эйзенштейна «Генеральная линия» [3], где Буров в титрах представлен именно как архитектор: в 1927 году он создал для этого фильма декорацию образцовой молочной фабрики. Это очень гармоничное конструктивистское здание, каких «в натуре» я уже не застала.
![Декорация к фильму С. Эйзенштейна «Генеральная линия» (1929)](http://trv-science.ru/uploads/176-0055.jpg)
Примерно в том же стиле «умеренного» конструктивизма в 1930– 1931 годах Буров разрабатывал проект Челябинского тракторного завода: именно в связи с этой работой он был командирован в США на заводы Детройта. Для такого сверхпродуктивного архитектора, как Буров, жизненной удачей было то, что конструктивизм он успел воплотить и пережить, создав целый мир проектов — и в натуре, и на ватмане. Конструктивизм был для Бурова реально пройденным творческим эта-пом, который он «перерос», сохранив, однако, с Корбюзье дружеские отношения.
![Л. Корбюзье, С.М. Эйзенштейн, А.К. Буров. Москва, 1928 год. (Из кн.: О.И. Ржехина, Р.Н. Блашкевич, Р.Г. Бурова, А.К. Буров. серия: «Мастера архитектуры». Под общ. ред. М.Г. Бархина. М.: Стройиздат, 1984)](http://trv-science.ru/uploads/176-0053-580x379.jpg)
В 1935 году после окончания аспирантуры в Академии архитектуры СССР Буров вместе с несколькими молодыми советскими архитекторами был направлен в большую командировку по Европе — он увидел Италию, Грецию и Францию. В его книге «Об архитектуре» воспроизведены некоторые авторские фотографии из этих поездок. Если параллельно с чтением текста внимательно рассматривать фото, то в очередной раз нельзя не задуматься о масштабе личности автора…
Андрей Константинович, конечно же, именно как личность принадлежал к европейской культурной традиции. Из архитектурных свойств Акрополя, виллы Адриана или капеллы в Сан-Северо никак не вытекали ограничения, накладываемые на архитектора догмами очередного —изма. Важна была функция здания и тектоника — любимое слово Бурова. Этому Буров и учил студентов и аспирантов.
Герой моего рассказа был ученым, изобретателем и испытателем новых материалов, о чем знают преимущественно архитекторы, строители и материаловеды. За новый вид стройматериала с использованием стекловолокна (сокращенно — СВАМ) Буров в 1952 году получил степень доктора техническим наук.
Многим ли известно, что Ажурный дом (сам ажурный орнамент там сделан по эскизам Фаворского) — это один из ранних образцов нашего крупнопанельного строительства?
![Дом Бурова. Панель по эскизу В. Фаворского. Современное фото](http://trv-science.ru/uploads/176-0056.jpg)
Замечательные заметки о Бурове оставил известный художник театра и книги Сергей Михайлович Бархин — Андрей Константинович был научным руководителем его матери, известного архитектора Е.Б. Новиковой, так что это было «домашнее» знакомство.
С.М. Бархин слишком яркий мастер слова, чтобы его пересказывать, поэтому процитирую: «Он <Буров>, будучи очень находчивым и остроумным человеком, всегда выступал и «выступал» и не упускал случая прилюдно разоблачить и тем унизить очередного начальника в архитектуре с последующими проблемами для себя. Короче, в нашей архитектурной камере он вел себя нескромно, иногда пытаясь перебежать в другую — в науку и там избежать мести или искать защиты, всячески окружая себя звездами (не паханами) соседних лагерей — Фаворским, Эйзенштейном, Капицей, Корбюзье.
Основным своим учителем жизни могу назвать Бурова и я, т.к. он научил меня не сдаваться и не соглашаться с общепринятым, интуитивно ощущать ложь наших иерархий. <…> Буров был из тех людей, которые, сделав или даже сказав что-нибудь, открывают красоту прежде неизвестного» (курсив мой. — Р.Ф.) [5].
И знаете, Бархин здесь ничуть не преувеличил.
1. Фрумкина Р.М. Алексей Душкин, архитектор // ТрВ-Наука, № 175 от 24 марта 2015 года
3. youtube.com/watch?v=3JhYW4Asi64
4. http://barkhin.ru/knigi/zavetki/49-arhitektory-ne-dolzhny-horosho-risovat-arhitektor-a-burov
5. О Доме Бурова см. также http://sergeybond.livejournal.com/71906.html