Деодар — древесный символ Гималаев

Борис Ганнибал. В усадьбе Н. К. Рериха (долина Кулу) среди кедров (1850 м н.у.м.).  11 октября 2011 года
Борис Ганнибал. В усадьбе Н. К. Рериха (долина Кулу) среди кедров (1850 м н.у.м.).
11 октября 2011 года

Об авторе: Борис Константинович Ганнибал — петербургский ботаник, специалист в области изучения растительных сообществ аридной зоны Евразии, руководит научным журналом «Растительность России», как эксперт по культурным ландшафтам консультирует такие учреждения, как знаменитый Летний сад в СПб, имение Рерихов в Ленинградской области, имение А. С. Пушкина в Псковской области, а также соседнее с ним имение Ганнибалов. Б. К. — потомок в 7-м поколении знаменитого Ганнибала из окружения Петра Первого.

Кедры в буддийском сюжете. Читкуль (3400 м н.у.м.) Фото А. Норко. 2 октября 2011 года
Кедры в буддийском сюжете. Читкуль (3400 м н.у.м.) Фото А. Норко. 2 октября 2011 года

Практически любой, кто собирается в Гималаи, намерен увидеть то дерево, которое по праву можно назвать символом высочайшей в мире горной системы. Это — гималайский кедр. Не раз видел я его в ботанических садах.

Осенью 2011 году готовилась первая Западно-Гималайская биогеографическая экспедиция СПбСУ [1]. Теперь мне, геоботанику, предстояло увидеть кедр в его естественной обстановке, побывать внутри исторически сложившихся природных сообществ, ощутить их дух. С надеждой на это я и отправлялся в Индию.

Среди семейства сосновых род кедр (Cedrus) не выделяется разнообразием видов и распространен исключительно в горах, в довольно узкой широтной зоне (30–35° с.ш.) от Атласских гор в Северной Африке до восточного предела его ареала в Гималаях. В этой полосе систематики различают три близких средиземноморских вида — кедры атласский, кипрский и ливанский, а также четвертый — гималайский. Все они в благоприятных условиях могут достигать 50 м в высоту и диаметра ствола 2–3 м (если, конечно, доживут до 1000 лет). Могут они и переносить морозы до –20 °С.

Не хочется говорить банальности, но надо признать, что словом «кедр» люди пользуются не всегда корректно. Хороши «кедровые» орешки, но их дает нам сибирская или корейская сосна. Канадскими «кедрами» называют некоторые виды туи, в других местах кедрами именуют можжевельники и кипарисы.

Кедр в природном интерьере Гималаев. Кальпа (2800 м н.у.м.). 4 октября 2011 года. Фото А. Норко
Кедр в природном интерьере Гималаев. Кальпа (2800 м н.у.м.). 4 октября 2011 года. Фото А. Норко

Гималайский кедр (Cedrus deodara) в Индии называют просто деодаром. Это слово стало научным его видовым эпитетом, а перевод с санскритского означает божественное дерево. И действительно, в Индии кедр считается священным, но почему-то его образ редко присутствует в антураже разнообразных богов, в богатых растительными элементами росписях храмов.

Оставив за собой аграрные равнины и очутившись в горах, мы далеко не сразу увидели интересующие нас деревья в их природном ландшафте, и неудивительно. Ведь высотный пояс, в котором надежно встречаются участки леса из деодара, находится в пределах 1800–3200 м над уровнем моря, а передовой Шиваликский хребет (Предгималаи) лишь в отдельных местах достигает минимальных для кедра высотных отметок. Но постепенно вдоль дороги стали попадаться одиночные экземпляры кедра. Их выделяла ярусная структура кроны, характерная плоская вершина, голубоватый цвет хвои.

Мы в Шимле — столице штата Химачал-Прадеш (о ней писал Л. Боркин в ТрВ-Наука № 175 [2]). Удивительный город! Выходим утром из отеля на улицу… Повсюду между домами и серпантином дорог на крутых склонах растут кедры — отдельные гиганты и целые рощи.

Кедры в ландшафте индийского города Шимла (2200 м н.у.м.). 29 сентября 2011 года. Фото Б. Ганнибала
Кедры в ландшафте индийского города Шимла (2200 м н.у.м.). 29 сентября 2011 года. Фото Б. Ганнибала

Если выйти на главную площадь и поднять глаза, то увидишь на вершине холма Джакху среди сплошного полога крон кедра оранжево-красную статую Ханумана — бога обезьян. Высота монумента — 33 м. Там, наверху, у храма, как везде в городе, полно обезьян. Нередко они сидят прямо на плоских ветвях кедров. Но история этого божества скорее ботаническая, чем зоологическая.

Статуя Лорда Ханумана среди кедров. Шимла (2450 м н.у.м.). 29 сентября 2015 года. Фото Б. Ганнибала
Статуя Лорда Ханумана среди кедров. Шимла (2450 м н.у.м.). 29 сентября 2015 года. Фото Б. Ганнибала

Согласно легенде, Хануман посетил эту гору, когда искал одно лекарственное растение для Лакшмана (герой «Рамаяны»), но не знал точно, как оно выглядит. И он решил упростить задачу — стал большим и сильным, вершину горы срезал и принес ее со всем содержимым больному: на, мол, выбирай. Примерно так же приходилось действовать и мне, плохо знающему местную флору: собирать почти всё подряд в гербарий, чтобы потом предъявить специалистам Ботанического института в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем маршруте нам встречались чаще смешанные хвойные леса, где наряду с кедром росли ели, пихты и сосны. В первые дни экспедиции на полу в отеле я разложил веточки каждого из собранных видов хвойных, чтобы продемонстрировать коллегам их особенности. Напомню, что у кедра, в отличие от сосен, в пучке не 2, 3 или 5 хвоинок, а целых 2–3 десятка. В этом отношении кедр похож на лиственницу. А вертикально вверх направленные шишки делают кедр сходным с пихтой.

Замечательные лесные сообщества с кедром мы увидели в усадьбе Н. К. Рериха в городе Наггар (долина Кулу), где отмечали его день рождения. В поселке у местных торговцев можно было купить изделия из шишек кедра. А на лужах мы наблюдали хорошо нам знакомое явление — пыльцевой налет. Но если у нас сосна начинает обильно рассыпать споры (пыльцу) в конце мая, то здесь аналогичный биологический процесс приходится на начало октября. Особое зрелище представляют сами опылители — мужские стробилы, в большом количестве торчащие вверх на плоских ветвях и напоминающие новогодние свечи.

Мужские шишки (стробилы) кедра. 11 октября 2015 года. Фото Б. Ганнибала
Мужские шишки (стробилы) кедра. 11 октября 2015 года. Фото Б. Ганнибала

Попав через день в город Манали и зайдя в поисках литературы в отделение местного общества охраны природы, мы увидели там удивительный спил кедра, представленный посетителям в качестве свидетеля исторических событий за последние 500 лет.

Храм Хадимбы в кедровом лесопарке. Манали (2200 м н.у.м.). 12 октября 2011 года. Фото Б. Ганнибала
Храм Хадимбы в кедровом лесопарке. Манали (2200 м н.у.м.). 12 октября 2011 года. Фото Б. Ганнибала

Там же нам посоветовали сходить к индуистскому храму Хадимбы (построен в 1553 году и имеет языческую символику, в том числе скифские сюжеты), где до сих пор практикуется обряд жертвоприношения животных [3]. Оказалось, что это мрачноватое сооружение в виде пагоды сложено из стволов кедра, и расположено оно в темном от сомкнутых крон деревьев кедровом лесу. Однако тут же, на полянках среди леса, организован вещевой базар, проходят свадебные торжества.

Спил кедра. Манали.  12 октября 2011 года. Фото Б. Ганнибала
Спил кедра. Манали. 12 октября 2011 года.
Фото Б. Ганнибала

Интересно, что хотя бо́льшая часть ареала кедра гималайского, вероятно, находится на территории Индии, значительная в Непале, но уже давно это растение усвоено мусульманской культурой и является ныне древесным символом Пакистана. Известным примером практического использования кедра является соборная мечеть Джама Масджид в столице Кашмира городе Шринагар. Построенная в 1398 году, она несколько раз сгорала и перестраивалась. С середины XVII века и по сей день это — одна из крупнейших мечетей в Индии, вмещающая более 30 тыс. человек.

Колонны из кедра в соборной мечети города Шринагар (Кашмир). 29 апреля 2013 года. Фото Б. Ганнибала
Колонны из кедра в соборной мечети города Шринагар (Кашмир). 29 апреля 2013 года. Фото Б. Ганнибала

Собирающиеся на пятничную молитву мусульмане располагаются на коврах между 370 огромными поддерживающими потолок стволами-колоннами из гималайского кедра.

Красивое быстрорастущее и долгоживущее дерево прекрасно себя чувствует в садах и на улицах городов Кавказа и Крыма. Не редкость гималайский кедр и в Лондоне. Увы, выживать в Санкт-Петербурге ему пока не удается.

ТрВ-Наука — информационный партнер СПбСУ по Гималайскому проекту.

1. См. также ТрВ-Наука. 2015. №№ 172–177.

2. Боркин Л.Я. Из британской Симлы в индуистский Сарахан // ТрВ-Наука, № 6 от 24 марта 2015 года.

3. См. также Боркин Л. Я. Извара, Н. К. Рерих, Гималаи. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2014. С. 179.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: