Уважаемые коллеги!
Я с интересом прочитал письмо Николая Кочергинского в прошлом номере вашей газеты («Хотите работать в Сингапуре? Подумайте хорошенько!», ТрВ-Наука № 178 от 5 мая 2015 года), которое дает довольно аккуратное и взвешенное описание того, что с ним произошло. Поскольку я был тогда руководителем департамента в Национальном университете Сингапура, где Николай работал до своего возвращения в США, я мог бы добавить несколько деталей к этой картине.
В некотором смысле это довольно запутанная история, но в основе своей она очень проста. Если совсем коротко, то интеллектуальная собственность Николая была представлена как принадлежащая совсем другим людям, а не ему, и университет отказался официально отреагировать на эту ситуацию. Я бы не стал утверждать, что это стандартная практика в Сингапуре, но она и не слишком необычна.
Я был против того, чтобы грант Николая был передан другому исследователю, но университет решил проигнорировать мои возражения и грант был переведен на другого профессора, для того чтобы сохранить финансирование внутри университета. Это было сделано с согласия грантового агентства, но только при условии, что тематика исследований останется неизменной, а методология может быть изменена, чтобы не нарушать права на интеллектуальную собственность Николая.
Однако тот профессор, которому был передан этот проект, стал создавать видимость, что он делает именно то, что было предложено в изначальной грантовой заявке Николая, публиковать научно необоснованные статьи (одна из которых была отозвана), игнорируя требования научной этики включать Николая без его согласия соавтором в статьи и приписывать себе его изобретения. Университет должен был бы предотвратить такое развитие событий, применить к виновнику дисциплинарное взыскание и извиниться перед Николаем. Но ничего этого не было сделано. Николай писал письма в разные инстанции (без моего участия). Я, со своей стороны, тоже писал письма, независимо от Николая. Но все они не вызвали никакой реакции. О том, что фальшивая информация об отозванной статье была убрана с веб-страницы только после обращения Николая в Министерство образования Сингапура, я узнал лишь из его письма в ТрВ-Наука.
Такому поведению администрации Университета не может быть никакого оправдания. Они сквозь пальцы смотрели на грубые нарушения профессиональной этики и общепринятых норм поведения в научном сообществе и никак на это не реагировали. На самом деле нарушитель не только не был наказан, но был еще и поощрен за свои усилия по привлечению финансирования (по проектам, не связанным с обсуждаемыми здесь).
Мне кажется важным подтвердить для ваших читателей, что факты, изложенные Николаем, действительно имели место, именно так, как он их описал. Я хочу еще раз подчеркнуть, что не все в Сингапуре настолько плохо, но в Национальном университете Сингапура, действительно, существует сознательное пренебрежение нормами научного профессионализма и научной этики. Соавторы совместных заявок на исследовательские гранты иногда исключаются основным заявителем из числа участников после того как грант был поддержан, в том числе и благодаря творческому вкладу этих самых исключенных участников. Нередко университетские администраторы позволяют себе вписывать свое имя в число соавторов чужих публикаций. В некоторых случаях такие публикации оказываются к тому же сфабрикованными (см., например, http://retractionwatch.com/2011/10/24/national-university-of-singapore-offcial-who-co-authored-melendez-papers-wont-be-part-of-investigation/, http://retractionwatch.com/?s=singapore и http://retractionwatch.com/category/by-author/alirio-melendez/).
Я приветствую и высоко оцениваю ваши усилия по привлечению внимания научной общественности к этим вопросам базовых ценностей науки и профессиональных взаимоотношений между коллегами. Надеюсь, со временем овладею русским языком в достаточной степени, чтобы читать вашу газету более регулярно!
С наилучшими пожеланиями,
Радж Раджагопалан
Профессор Радж Раджагопалан был руководителем Департамента химической и биомолекулярной технологии и руководителем Отделения наук и технологий защиты окружающей среды Национального университета Сингапура (НУС). Он также в течение ряда лет занимал высокие позиции в академическом руководстве НУС: зам. директора специальной интегративной аспирантской программы наук и технологий на стыке физики, химии, биологии, и инженерии; директора университетского альянса между НУС и Массачусетским технологическим институтом в США; директора программы сотрудничества со странами Ближнего Востока (Саудовской Аравией, Катаром, ОАЭ) при президенте НУС; директора партнерской программы с Научно-технологическим университетом им. короля Абдаллы (KAUST) в Саудовской Аравии.
В настоящее время занимает пост профессора и первого проректора Сколковского института науки и технологий (Сколтеха) в Москве.
Радж, ваш русский очень хороший. Я только после последнего предложения понял, что пишет иностранец.