Почти после каждой публикации в «Троицком варианте» я получаю отзывы от читателей, нередко содержащие существенные исправления и дополнения к моим рассказам. Об одной из допущенных мной ошибок написала Анна Викторовна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея Московского университета.
К юбилею победы в Великой Отечественной войне на лестничных пролетах и в залах музея представлена выставка, рассказывающая о жизни его сотрудников в период войны. Она повествует о борьбе за сохранение здания музея и его коллекций, о научной работе в тяжелые годы, о жизни в эвакуации, об участии сотрудников музея в боевых действиях, о редких праздниках. На выставке представлены архивные фотографии, документы, письма и дневники, образцы зоологических коллекций военного времени, а также вещи, остающиеся свидетелями той эпохи (например, хлебные карточки или щипцы, использовавшиеся при тушении зажигательных бомб).
На выставке показаны и фотографии с празднования Татьянина дня в Зоомузее в январе 1942 года. Некоторые из этих фотографий я использовал в своей статье о творчестве Павла Николаевича Барто [1]. Однако, как уточнила Анна Викторовна, на снимках изображен не известный поэт, а его старший брат — художник Ростислав Николаевич Барто (1902–1974). Он также был натуралистом-любителем, с увлечением наблюдал за животными в творческих поездках по стране, держал дома птиц и аквариумных рыбок. Ростислав Николаевич неоднократно бывал в Зоологическом музее и создал ряд портретов его сотрудников, представленных на выставке. На рисунках, сделанных в годы войны, запечатлены представители старшего поколения зоологов — териолог, директор Зоологического музея С. С. Туров (и его сын Ваня Туров), декан биологического факультета МГУ С. Д. Юдинцев, зоогеограф Н. А Бобринский, морфологи А. Н. Дружинин и Б. С. Матвеев и те, кто долгие годы работал в музее и на биологическом факультете МГУ после войны, — эмбриолог Д. Н. Гофман, териолог, впоследствии руководитель кружка юных натуралистов МОИП А. П. Разорёнова, энтомолог Е. С. Смирнов, лимнолог Н. Ю. Соколова, — а также сотрудники, погибшие в боях или умершие от болезней в тяжелые военные годы, — орнитолог, один из инициаторов создания заповедника «Семь островов» Ю. М. Кафтановский, энтомолог Г. А. Костылев, малаколог Б. Н. Цветков. Выставка открывается в мае.
***
Новые материалы мне удалось получить к статье, посвященной памяти зоологов Владимира Яковлевича Лаздина и Николая Владимировича Просвирова [2]. Во второй экспедиции в Среднюю Азию, оказавшейся роковой для В. Я. Лаздина и его молодого спутника, принимал участие студент Томского университета Вячеслав Курлов (1894–1938). Потеряв своих товарищей, он приложил все возможные усилия для их розыска, что требовало подлинного героизма в тревожные дни кровавого киргизского восстания 1916 года. В экспедиции на Памир В. М. Курлов участвовал в сборе орнитологических коллекций, но впоследствии к зоологии уже не возвращался. Как и его отец, известный терапевт и бальнеолог профессор Михаил Георгиевич Курлов, В. М. Курлов выбрал карьеру врача. Получив диплом юриста, он поступил на медицинский факультет, впоследствии работал в Институте физических методов лечения, заведовал малярийным отделением Томской малярийной станции. Вячеслав Михайлович стал жертвой сталинских репрессий: он был арестован по надуманному обвинению и расстрелян 22 марта 1938 года. Полностью реабилитирован в январе 1961 года. Заведующая музеем истории Томского университета Ирина Борисовна Делич переслала мне ранее не публиковавшуюся фотографию В. М. Курлова, сделанную в последние годы его жизни.
1. Квартальнов П. В. Пернатый букварь // ТрВ—Наука № 165 от 21 октября 2014 года. С. 8.
2. Квартальнов П. В. 2013. Памяти исследователей Памира // ТрВ—Наука № 127 от 23 апреля 2013 года. С. 6–7.