Когда погибла цивилизация

Лев Клейн
Лев Клейн

Злободневная книга о древности. «Экономика Греции в разрухе. Мятежи охватили Ливию, Сирию и Египет, а отщепенцы и чужие военные раздувают пламя. Турция опасается, что будет втянута, как и Израиль. Иорданию наводнили беженцы. Иран угрожает войной, а Ирак в беспорядке и неразберихе. Речь идет о 2013 годе нашей эры? Да, но такой была и ситуация в 1177 г. до н. э., более трех тысяч лет назад, когда средиземноморские цивилизации рушились одна за другой, изменяя навеки курс и будущее западного мира».

Так начинается книга Эрика Клайна (Eric H. Cline) «1177 г. до н. э. — год, когда рухнула цивилизация» (1177 B.C.: The Year Civilization Collapsed), вышедшая в 2014 году в Принстонском университете (США) [1]. Для полноты современной картины он к исходу прошедшего года мог бы добавить события на Украине и вокруг России. Это тем более необходимо, что если уж сравнивать, то втянутость в ситуацию ведущих держав современности, потому что в древности речь шла именно о ведущих державах тогдашнего мира. Годом гибели цивилизации избран 1177 год до н. э., потому что именно тогда произошло великое сражение, в котором фараон Рамсес III разбил в дельте Нила коалицию «народов моря», отразив их нашествие на Египет.

180-0047Рамсес III и «народы моря». В этой коалиции участвовали, по отчету Рамсеса (надписи в храме в Мединет-Хабу), пелесет (филистимляне = палестиняне, которых Библия знает на Крите), тьеккер (тевкры), шекелеш (сицилийцы), дануна (данаяне), уэшеш (неопред., отождествляют с областью Уассос на западе Малой Азии). В других источниках и относительно других стычек указываются также шардана (сардинцы), экуэш (акайваша, ахейцы), тереш (тирсены, может быть, троянцы), лука (ликийцы). Упоминание островов и земель (Сардиния, Сицилия, Палестина) не означает, что это коренное население этих местностей, — возможно, они захватили эти острова и земли и те получили от них свои имена. И данайцы — это не те, что в Илиаде, это скорее те земли в Киликии, по которым получили свои имена Данай, Даная и данайцы.

«Народы моря» держали в страхе не только Египет, но и многие государства тогдашней цивилизации, расположенные вокруг Средиземного моря: Хеттское царство, Аласию (Кипр), финикийские города; а восточнее государства, отдаленные от Средиземного моря, — Вавилон и Мелуха (цивилизация долины Инда) — имели своих таких же варварских соседей. «Народы моря» — это кличка, придуманная в XIX веке. Сами себя эти народы так не называли, и египтяне их тоже так не называли. На Египет они нападали уже второй раз. Первый раз они напали при фараоне Мернепта, за несколько десятилетий до Рамсеса III. Теперь, при Рамсесе, нашествие было еще более грозным.

«Чужие страны составили заговор на их островах, — пишет Рамсес III в Мединет-Хабу. — Все страны сразу пришли в движение и затеяли войну. Ни одна страна не могла устоять перед их воинством. Хатте, Коде, Кархемиш, Арцава и Алашия были захвачены враз. Лагерь был устроен в Амурру». Хате — это страна хеттов в глубине нынешней Турции, Коде — их юго-восточная соседка, Кархемиш — город и государство на верхнем Евфрате, в Северной Сирии, Арцава — страна на западном побережье Малой Азии, западная соседка хеттов, Алашия — Кипр, Амурру — страна амореев (полукочевой западносемитский народ на севере древнего Ханаана-Палестины).

Коллапс. Но ведь Рамсес III разбил нападавших на суше и на море, поубивал и пленил всех этих многонациональных воинов, расшвырял и сжег их флот. С какой стати видеть в этой битве начало конца? А победа, считает Клайн, так обескровила сам Египет, что он обессилел и за несколько десятилетий пришел в упадок. С последующими фараонами уже никто не считался. Точная дата, конечно, выбрана произвольно, для удобства повествования. Но если брать не год, а век (XII до н. э.), то всё верно. Почти одновременно обрушились все цивилизованные государства, с которыми Египет связывали дипломатические и торговые отношения: Минойское царство, Микены, Хеттская империя, Троя, Еврейское царство, финикийские города, Вавилон. Государства рушились одно за другим, как бы толкая друг друга, как в эффекте домино. Исчезла письменность, сожжены архивы, захирели ремесла, разрушены дворцы и храмы, свергнуты верховные властители (греческий термин — анакты), вместо них всем заправляют мелкие князьки (греч. басилевсы — потом этот термин будет означать царей). Прерваны торговые связи. Наступили «Темные века».

Чтобы показать это нагляднее, Клайн один за другим рассматривает подробно в трех главах три предшествующих века древней истории — XV, XIV и XIII, прежде чем приступить к XII веку. «Конец эры» — это его четвертая глава. Он начинает ее с описания конца Угарита — крупного торгового города к северу от Финикии. В его архиве сохранилась табличка с копией царского письма царю Кипра: «Отец мой, — взывает Уртену, последний царь Угарита, — ныне пришли вражеские корабли. Они предали огню мои города и причинили вред моей стране». Удалось датировать это письмо 1191 годом, и есть еще одна табличка предшествующего года с описанием солнечного затмения. Вскоре после этого город пал. Более поздних дат у табличек нет. И нет последующих царей Угарита.

Около 1130 года до н.э. значительно южнее Угарита разрушен город Мегиддо (библейский Армагеддон), причем, кто его разрушил, непонятно: в руинах лежит центральная часть, цитадель, а окраинный нижний город вроде не тронут. На территории Израиля ханаанский город Ла-хиш тоже пережил штурм и разгром около 1150 года, и тоже непонятно кем: египтянами, евреями или «народами моря». Во второй половине XII века до н.э. сожжены и разгромлены и пять городов филистимлян: Ашкелон, Ашдод, Экрон, Гат и Газа (на территории нынешних Израиля и Палестины). В этих местах полностью сменилась культура.

Далеко на востоке пал управляемый касситской династией Вавилон и ряд других городов Месопотамии. Их сокрушила нагрянувшая из юго-западного Ирана эламская армия во главе с царем Шутруком-Наххунте (первая половина XII века до н. э.). Его отец был женат на касситской принцессе, и Шутрук-Наххунте обращался к вавилонскому царю и вопрошал: почему я, сын царя, сын старшей дочери вавилонского царя, не сижу на троне Вавилона? Он угрожал разрушить крепости вавилонян, а царю писал: «Ты можешь взобраться на небо, но я стяну тебя за край одежды, ты можешь укрыться в ад, но я тебя вытяну за волосы». В 1158 году он осуществил свои угрозы, разрушил крепости, посадил в Вавилоне своего сына и увез из Вавилона огромную добычу в свою столицу Сузы.

В самом начале XII века была кем-то разгромлена тысячелетняя империя хеттов в Анатолии (нынешняя Турция). И хотя Рамсес III сообщал, что она не выдержала натиска «народов моря», хеттологи отрицают ее гибель по этой причине. Ее города во главе со столицей Хаттуша-шем разгромлены, сожжены были только публичные здания, дворцы и храмы, жилища горожан не тронуты. Цари успели куда-то бежать со своим имуществом. Причиной гибели называют нашествие старого врага с северо-востока — кашков, или касков. Эта народность принадлежала к северо-кавказской языковой семье, она родственна адыгам (черкесам), называемым и в древнерусских источниках касогами.

180-0048

В северо-западном углу Малой Азии, у проливов, было расположено царство, которое греки называли Илион (в сугубой древности — (В)Илиос), а хетты — Вилюса и к которому эпос прилепил название Троя (по соседнему городу, погибшему раньше). Так его и зовут археологи. Трою Клайн рассматривает очень упрощенно — веря традиционным легендам, но использует данные новейших раскопок. По ним, город, обедневший и ослабевший после землетрясения (слой VIIa), погиб примерно в 1190–1180 годах до н. э. Но это не был штурм ахейцами: не найдено ни одного ахейского наконечника стрелы. На руинах поселились люди, прибывшие с Балканского полуострова, — фракийцы.

В Греции существовала целая система сильных, хотя и небольших царств, многие из них перечислены в поэмах Гомера. Все они рушились в XII веке: штурм, пожары, опустошение. Самое сильное из них — Микены — пережили крупное землетрясение около 1250 года. А около 1190 года до н. э. город был взят штурмом и сгорел. На развалинах жизнь продолжалась, но это уже никогда более не были прежние Микены. Они стали деревушкой. Пилос, в котором раскопан архив табличек, дал сведения об обстоятельствах гибели: последние приказы царя отправить воинов на те или иные участки. Враг не назван. Город пал около 1180 года. Даже место его нахождения было утеряно. С ликвидацией дворцов и архивов греческий язык утратил свою слоговую письменность, а новая, алфавитная появится через пять веков на базе финикийской.

В 1190-1174 годах ряд потрясений пережило царство Аласия — Кипр. Были то «народы моря» или кто другой, неясно. Ранние бедствия, вероятно, вызваны хеттскими рейдами (о них есть сведения), поздние -«народами моря». Всё же Кипр был одним из немногих центров, где традиция письменности еще долго сохранялась.

Конец Рамсеса. Египетский фараон Рамсес III в 1184 году до н. э., после своих могущественных предшественников, на пятый и одиннадцатый годы своего царствования провел две тяжелых войны с соседней Ливией, а в промежутке, на пятом году, должен был отражать нашествие «народов моря». Успешно справившись со всем этим, он на тридцать втором году своего царствования был убит. Перед этим событием был разоблачен заговор царицы и гарема — царица хотела обеспечить, чтобы ее сын стал наследником. Сорок заговорщиков были казнены или приговорены к самоубийству. Вот в центре этих событий старый фараон был убит. Мумия его обследована — рентген показал, что горло царя было перерезано прямо по позвонкам. Рядом с ним была похоронена еще одна мумия молодого человека 18-20 лет, и анализ ДНК показал, что это, возможно, сын Рамсеса. Он был завернут в ритуально нечистую шкуру козла, а горло его несло следы удушения. По-видимому, это был тот самый принц, которого заговорщики хотели сделать фараоном.

После этого события до 1070 года сменилось еще восемь фараонов, когда окончилась XII династия, а с ней Новое царство Египта. Эти фараоны были незначительными фигурами, и Египет при них не обладал былой мощью. Но всё же не оставляет ощущение, что не так уж Египет рушился в XII веке и что вся история слегка подогнана под единую схему. Но многие страны действительно перестали существовать, другие утратили былое значение, а то и былое население.

Причины коллапса. Рассматривая в пятой, последней главе причины этого кризиса позднебронзового века, Эрик Клайн теряется в догадках. Единого для всех нашествия явно не было. «Народы моря» действовали не везде, да и сами, по мысли Клайна, были не столько инициаторами, сколько жертвами потрясений, которые обрушились на тогдашний мир. Ведь что-то их сдвинуло с насиженных мест и погнало на острова и на штурм южных царств. Рассматривая в числе возможных причин естественные катастрофы — землетрясения, наводнения, засухи, похолодания, неурожаи, эпидемии, казалось бы более реальные в качестве единого фактора, американский археолог снова разводит руками: многие из них отмечены в истории, но как локальные факторы. Возможно, вступили в действие некие общие закономерности развития социально-хозяйственной системы бронзового века, приведшие все эти государства к внутренним конфликтам, мятежам, революциям, ослабившим их и сделавшим легкой добычей внешних орд? Но государства эти были столь различны по уровню развития!

С большими интересом и надеждой Клайн реконструирует глобальную связь всех этих государств — единую систему дипломатических и торговых отношений. Они все зависели от олова для присадки к меди, чтобы была бронза для оружия и орудий, а олово добывалось только в Бадахшане, в остальные места нужно было доставлять его по сетям торговли. Олово — это нефть бронзового века. Поэтому, как только эта сеть разрушилась, все государства пришли в упадок. Но древний глобализм явно переоценен. Не так уж необходима была бронза, чтобы из-за нее рушились государства.

И тогда Эрик Клайн приходит к объяснению теорией сложности. Древняя система царств, пишет он, была очень сложно организованной. В ней взаимодействовало множество факторов. Достаточно было одному-двум выпасть из системы, и всё начинало рушиться. А уж почему они выпали, могло быть по-разному. Царства рушились, как костяшки домино, одно толкая другое. К сожалению, эта взаимосвязь и многофакторность плохо доказуемы. Мы знаем, что даже в Средние века, тысячелетия спустя, государства были гораздо более независимы друг от друга.

Не взглянуть ли на современный мир: что сейчас могло бы рассматриваться как угрозы самому существованию цивилизации? Прежде всего, это обзаведение всё большего количества стран атомным оружием, способным уничтожить вся и всех. Сами северные государства засели за своими укреплениями, ощетинившись и нацелившись друг на друга. Оружие уже выскользнуло из их рук и оказалось у некоторых южных стран, того и гляди получат его и более несдержанные.

Во-вторых, это фундаментальная неготовность современного человечества к возможным стихийным бедствиям, типа огромного метеорита, способного уничтожить человечество, как динозавров, или извержения супервулкана, грозящего многолетней зимой, и т. п.

В-третьих, это раскол мира на цивилизованный и богатый Север («Запад») и нищий полуголодный Юг («Восток»), где зреет агрессивный мусульманский фундаментализм, мечтающий распространить свое религиозное мракобесие на весь мир. Север не готов к этому противостоянию: он полон наивно-либеральным просветительством и хочет справиться с агрессивным фундаментализмом уговорами и уступками. В его среде появляются силы, готовые вступить в союз с фундаменталистами ради своей узкой выгоды. Агрессоры уже проникли в эти страны и рушат их изнутри.

Возможно, и к концу позднебронзового века на основе традиционных навыков и самолюбования властных элит сложились условия для такого непонимания и игнорирования фундаментальных угроз — нашествий окрестных варваров, привлекательности для населения других порядков, дезорганизованности своих сил. А для нас реализация этих угроз три тысячи лет тому назад должна послужить серьезным уроком.

Рамсес разбил коалицию «народов моря», победил ливийцев, разоблачил «заговор гарема», казнил заговорщиков и своего неверного сына и всё-таки был зарезан, потому что так и не различил главную угрозу.

1. http://press.princeton.edu/titles/10185.html

87 комментариев

  1. Юрию Кирпичеву.
    «Любопытно, а почему именно в начале XII века до н.э. восточное Средиземноморье и Месопотамия обрушились?»
    — Так ведь на эту тему и написана обсуждаемая книга. А Вы хотите, чтобы я в двух словах решил проблему.

  2. АГХ:
    «Скажите, а связь шардана и шекелеш с Сардинией и Сицилией твёрдо установлена?»

    — Нет, не твердо. И неизвестно, жили они там до того, или утвердились как «народы моря».

    1. «— Нет, не твердо. И неизвестно, жили они там до того, или утвердились как «народы моря».»

      Меня немного смущает, что шекелеш больше похоже на сикулов, чем на сиканов.
      А сикулы обычно вроде италиками считаются, в отличии от сиканов и элимцев, которые вроде и индоевропейцами не были. А представить, чтобы какие-то италики нападали на Египет задолго до Рима как-то вот в голове уложить трудно. Насколько это возможно?

  3. Рамон:
    «Византийские хронисты Скилиця и Кедрин сообщают, что русы — кельтского происхождения».
    — А кто это подтверждает (кроме возможно,Аполллона Кузьмина, у которого все из кельтов)?
    И какие русы — те, которые из норманнов, или те, которые из славян, или какие-то еще?

    1. — Шахматов. В своей книге он также приводит некоторые сведения об обычаях варягов, из коих видно, что те должны были быть кельтами именно Франции, и это в свете того, что латинские названия России и одного из галльских племён почему-то совпадают…

      Судя по «Повести Временных лет», изгнаны могли быть норманны. А.Максимов пишет: ‘Вытеснив кельтов из Германии, будущие немцы не затронули их ареал в центральной и северной Польше. Поэтому кельты здесь сохранились ещё на несколько веков, пока их не ассимилировали славяне.’ Вот кто мог быть приглашён. К этому следует добавить, что на побережье к западу от Рюгена есть город Carlow, а город Carlow есть и на востоке Ирландии, где также есть город Рос-Викь-Хрюнь. В «Велесовой книге», кстати говоря, утверждается, что [кельт] Дир правил Киевом до тех пор, пока власть в городе не узурпировал некий Аскольд, кто вполне мог быть как готом, так и норманном.

      ‘По свидетельству Ибн-Фадлана, русы рыжеволосы, их цари живут в высоких замках [следовательно, предпочитают возвышенности], где вместе с ними постоянно находятся несколько сот воинов.’

      Тут можно было бы отшутиться, сказав, что в замке живёт Enya, но лучше, всё же, привести сведения с Британских островов, что «обычный» народ жил в землянках [на Руси они известны], а кельтская знать предпочитала… укреплённые замки на возвышенностях.

      Очень хорошо известно, что кельты — дравиды [друиды]. В древности в Индии уже были князья в кольчугах и с мечами. Гуанчи также были дравидами. Но мало известно, что, как и пикты, бритты — не кельты, а уральские («арийские») племена, коих намного больше, нежели принято считать.

      Маэл Сехнайлл мак Маэл Руанайд [известен с 839 года; умер, как и Руарк мак Брайн, в 862 году] — первый из монархов Ирландии, подчинивший своей верховной власти все королевства острова, и один из немногих, удостоившихся у своих современников титула «король всей Ирландии». Бертинские анналы [Франция] известны по первому точно датированному упоминанию народа русь под 839 годом. В 862 году, согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

      Жена Рюрика Эфанда была какого-то австронезийского происхождения, вероятно, тюркского.

      1. «Очень хорошо известно, что кельты — дравиды [друиды]. В древности в Индии уже были князья в кольчугах и с мечами. Гуанчи также были дравидами. Но мало известно, что, как и пикты, бритты — не кельты, а уральские («арийские») племена, коих намного больше, нежели принято считать.»

        «Жена Рюрика Эфанда была какого-то австронезийского происхождения, вероятно, тюркского.»

        Может, не надо таких ужасов нам? Лингвисты (нормальные) уж точно с ума бы сошли.

        1. В «Мекленбургских генеалогиях» Синеус [не путать с Синеад О’Коннор] назван Сиваром. Сиварам[ан] — дравидийская фамилия.

          Ещё Тацит отмечал, что язык эстов {т.е. эстонцев} схож с языком, распространённым в Британии.

          Цезарь указывал на иберийское происхождение пиктов. Иберийский язык — один из диалектов языка баскского, который, в свою очередь, родственен не только японскому, который относится к чадским языкам, но также близок и саамским {от слова Sámit, обозначающего лапландцев, то есть семитов} наречиям. Славянские языки являются угорскими, если кому интересно.

          Карелы {это самые светлые внешне люди на планете} и саамы принесли в Индию Веды, а финны основали Мохенджо-даро. Кстати, родина Ариев {финск. Arja} называется Арьяварта, тогда как в Финляндии есть город Харьявалта {в Индии имеется штат Харьяна, если что}.

          В Сирии был город Арпад. Это — чисто венгерское название. Багдад = Баг + Дад — это города в Венгрии, по типу Буда + Пешт.

          Надеюсь, не для кого не секрет, что греческий, этрускский, тартессийский, лепонтийский, оба пиценских, плюс все иранские и анатолийские, — языки австронезийские?.. Ну, вот и славно.

            1. Хурритский язык — нигеро-кордофанский, а грузинский — койсанский. Урартский, как и шумерский, относится к австронезийским языкам.

              Папуасы суть индейцы майя, а все индейцы, включая кетов, отпочковались от колена саамского.

              Цыгане — один из многочисленных народов Тибета, они — китайского происхождения и, в отличие от ирландцев, из Индии не выходили.

              1. Ramon:
                «Хурритский язык — нигеро-кордофанский, а грузинский — койсанский. Урартский, как и шумерский, относится к австронезийским языкам.

                Папуасы суть индейцы майя, а все индейцы, включая кетов, отпочковались от колена саамского.

                Цыгане — один из многочисленных народов Тибета, они — китайского происхождения и, в отличие от ирландцев, из Индии не выходили».

                — А у алжирского бея под носом шишка.

  4. Литягин:
    «Интересно почему Вы отказываете нашим правителям в патриотизме? каким образом, по Вашему, могла быть построена такая держава без патриотичного отношения к ней хозяев?»

    — Для некоторых патриотизм — это очень глубокое почитание наличного правителя. Когда правитель рассматривается как «отец отечества». В тяге к такому патриотизму я и нашим правителям не отказываю. Ни прошлым, ни нынешним.

    А держава строится не на патриотизме правителей и подданных, а на процветании экономики. Патриотизм — это производное. Когда патриотизм — не производное процветающей экономики, а замена ее, страна превращается в изгоя.

    1. Вы говорите о патриотизме знати, тогда это называлось лоялизмом, к примеру.

      Действие утопий «Мы» Евгения Замятина и Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» разворачиваются в непроницаемой жесткой классовой системе,
      атмосфера книг схожа, «и изображается, грубо говоря, один и тот же тип общества» ( Цитата рецензии Джордца Оруэла.).
      Ранее роман Герберта Уэлса «Машина времени», там мир тоже построен на традиционной сословно-классовой структуре знакомой читателю.
      Знать делилась на два класса: потомственную и менее привилегированную личную. Особым сословием являлось духовенство.

      Сословно-классовая структура, традиционализм, отражали характер и уровень экономического развития тогдашнего общества.

      «Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. »
      ( Цитата рецензии Джордца Оруэла.)

      Это классовая система общества 18-19-20 века в которую перенесены новые изобретения и креативные учёные.

      «Бедняки из Бетнал-Грин, — это раса, о которой мы ничего не знаем и которая живет иначе, чем мы, это люди, с которыми у нас нет точек соприкосновения. The Saturday Review.»

      В книге описаны два вида существ, в которые превратился человеческий вид — морлоки и элои.
      Современники Уэлса тоже сочиняли труды где люди делились на виды, сельский и городской работник принадлежал к одному виду а правящий класс к другому. В качестве доказательств рисовали отличия в лицах и повадках, цитировали Библию, спекулировали Дарвиным. Исходя из неравенства биологических типов оправдывали традиционные и органические ценности, детский труд в шахтах, рабство.
      Вплоть до института брака ( Почитать Анну Каренину или Бовари.), где матримониальная жизнь регламентирована традициями но все радости доступны для привелигированного класса.

      Хотели бы жить в таком мире, если бы у вас был шанс оказаться среди альфа?

      Пример иной битвы в умах.
      Ненависть морпехов (Сиречь Империи) к инопланетянам ( Суть технологиям). Спин-офф “Стар Трек”.
      Кино всю первую половину выглядит так, будто он не о борьбе людей с инопланетянами, а о борьбе Экхарта ( Не путать с философом) с морпехами.
      Бывший мормон, ещё студентом Аарон Экхарт снялся в картине на мормонскую тематику «Божья скорбь».
      Одна из сторон мистической американской фантастики, создание настоящего и прошлого будущим. Где будущее предопределено и неразличимо с настоящим, что есть ложь. 

    2. Видимо процветание Вы связывете исключительно с эконмикой. А отец отечества получается нафих ненужный паразит. Или както сложнее всеже? Удивительным образом (вот уж кто бы подумал) авторы ветхого завета процветание народа связывали не с бинесом и экономикой, по Вашему полчается — дурачки, не знают своего щастья
      Про замену — соглсен. Но про производное, попробую оппонировать. Форма в которую выдивется патриотзм определятся налчным уровнем социьного развития. Повальная грамтноть и ифрмировнность обществ- дотижение недавнее,и возможно временное. Экономика не первичная сущность а производная от сущетующей культуры. Мы норвим перенести в реали 4000 тл назад нш современные предтавления о процветании, забывая что наша современня цивилизация в привычном нам виде, существует около 300лет и наше будущее весьма смутно. всего лиш 100 лет назад наши предки стенали в условиях многовластия потеряв отца отечества, обрели в итоге пахана уркогании. Если же Вы мне поставите в образец западные парламенты, то не убеждает их пример — онидействительно прекрасно работают в условиях относительно мирных, но история античности и рима полагаю Вам извесна прекрасно, и показывает границы их устойчивости.

      1. (Всеже как погано писать на планшете..) Все это конечно не лишь антураж а не доводы против Вашего посула первичности экономики. чтобы экономика стала первичной надо это понятие расширить так чтобы она вместила в себя помимо производственных отношений вообще всего человека с культурой и войной.

        Но все это отвлечение от темы патриотизма. А почему Вы собственно скептичны к патриотизму вида личной верности? какая альтернатива этому патриотизму Вас больше прельщает? какой патриотизм собственно Вы сами реализуете?
        в иллюстрацию к Вашему скепсису подкину: пожалуй что последние только 500-400 лет средний обыватель както свыкся и идеей что может существовать некая абстрактная сущность — государство, вне зависимости от личности его правителя. подобное сознание имели конечно и античные греки, но както оно не смогло выжить в конкуренции с монархией, нехотя с судорогами всеже и рим и его наследники пришли к патриотизму вида «отца отечества». только надо всеже полнее этот патриотизм описывать — «отец», он потому и почитается отцом, что хранит «отечество», и когда он это качество перестает реализовывать, подыскивали нового подходящего «отца».
        Ваш выпад против такого мировоззрения, полагаю, обусловлен цинизмом вкупе с негативом последних 5-10 лет который наши современные правители демонстрируют без всяких надежд на просветление, и этот негатив распространяете вообще на всех правителей когда либо у нас бывших, независимо от их ситуации,окружения и достижений.

  5. «Ненависть морпехов (Сиречь Империи) к инопланетянам ( Суть технологиям). Спин-офф “Стар Трек”.
    Кино всю первую половину выглядит так, будто он не о борьбе людей с инопланетянами, а о борьбе Экхарта ( Не путать с философом) с морпехами.»

    Я почти все Стар Треки смотрел (кроме разве что мультсериала — не осилил).
    Ни морпехов, ни Экхарта — не видел. Вы что-то путаете.
    «Битва за Лос-Анджелес» никакого отношения к Стар Треку не имеет.

  6. «Причиной гибели называют нашествие старого врага с северо-востока — кашков, или касков. Эта народность принадлежала к северо-кавказской языковой семье, она родственна адыгам (черкесам), называемым и в древнерусских источниках касогами.»

    Касьян на молгене высказывался про касков, что кто это вообще неясно:

    «Каски — это конгломерат варварских племен, неясно на скольких языках говоривших. От касков известно только несколько имен собственных без внутренней семантики.»

  7. «На руинах поселились люди, прибывшие с Балканского полуострова, — фракийцы.»

    Я вот не очень разобрался, где в Малой Азии точно были фракийцы и когда прибыли.
    Вифиния — вроде фракийская. Мизия — непонятно чья. Троя как раз где-то рядом или в Мизии.

  8. Александр:
    «Видимо процветание Вы связывете исключительно с эконмикой. А отец отечества получается нафих ненужный паразит. Или както сложнее всеже?» … и т.д.

    — Очеь утомлс читать Вше размшлне и прошупрщеня за аналогичн отвт

  9. Касков по их сохранившихся словам можно определить именно так, как и определил Касьян. А по расположению и наименованию — как я изложил.
    Фригийцы в историческое время жили в Малой Азии, но Геродот знает предание, по которому раньше они жили на Балканском полуострове и тогда они назывались бригами.

    1. «Фригийцы в историческое время жили в Малой Азии, но Геродот знает предание, по которому раньше они жили на Балканском полуострове и тогда они назывались бригами.»

      Фригийцы как бы не фракийцы. Тут даже первая буква только у нас совпала, по-английски, например, будет Phrygian и Thracian.

      «А по расположению и наименованию — как я изложил.»

      Сомнительно же. Каски же вроде где-то по соседству с хеттами — совсем не Северный Кавказ, да и картвелы должны были мешать соседству с адыгами и пр.
      А название — касоги фиксируется сильно после. Тут примерно такое же натянутое колдовство как Хайаса — хай (армяне), Митанни — меоты и пр. По-моему, одного сходства названий при минимуме или отсутствии языковых данных недостаточно.)

  10. АГХ:
    «Фригийцы как бы не фракийцы. Тут даже первая буква только у нас совпала, по-английски, например, будет Phrygian и Thracian». — А кто утверждал, что фригийцы это фракийцы? Сами выдумали — и опровергаете.
    Насчет касков: «Каски же вроде где-то по соседству с хеттами — совсем не Северный Кавказ…». Но северокавказские языки подразумеваются пришедшими на Кавказ с юга, этого придерживаются многие лингвисты и археологи.

    1. «А кто утверждал, что фригийцы это фракийцы? Сами выдумали — и опровергаете.»

      Ну, выше я думал про фракийцев, а фригийцев вы ввели. Если только не получается, что фракийцы и фригийцы в Малую Азию более-менее синхронно попали, тогда ладно.)

    2. Все северокавказские (монгольские) языки, селькупский, нганасанский, юкагирский, чукотский, корякский, ительменский, нивхский, эскимосский, корейский, айнский, а также ретский, камунский и лемносский, эламский, — всё это языки австронезийские.

      Албанский, армянский — семитские (саамские) языки, а вот бурушаски, будучи несколько схожим с венгерским и русским, следует отнести к кушитским языкам единой уральской общности. Сравните: коптское «renki» — «человек» и финское «renki» — «нанятый человек»; также, по-коптски «Египет» — «Kimi» (можете погуглить это слово). По восстановленным черепам видно, что население относительно Древнего Египта было финноподобным.

      Антропологически германцы похожи на папуасов.

      1. > Албанский, армянский — семитские (саамские) языки, а вот бурушаски, будучи несколько схожим с венгерским и русским, следует отнести к кушитским языкам единой уральской общности.

        Слушайте, где вы ЭТО достали? У какого дилера? Это та хрень, о которой пишут на заборах со скайп-никнеймами? 228 на вас нет…

        Серьезно, ТАК притягивать за уши друг к другу СЕГОДНЯШНИЕ формы из языков абсолютно разных семей с РАЗНОЙ ИСТОРИЕЙ и ГРАММАТИКОЙ к другим может не просто слепой, а только абсолютно безнадежный лингвистический кретин. Или тролль. Но далеко не всякий тролль додумается без веществ не просто притянуть семитов к саамам, а до кучи объявить таковыми два отдельных ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ языка.

        «Сделать хотел звезду, а получил *****. Розовую ***** в желтую полосу.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: