Когда погибла цивилизация

Лев Клейн
Лев Клейн

Злободневная книга о древности. «Экономика Греции в разрухе. Мятежи охватили Ливию, Сирию и Египет, а отщепенцы и чужие военные раздувают пламя. Турция опасается, что будет втянута, как и Израиль. Иорданию наводнили беженцы. Иран угрожает войной, а Ирак в беспорядке и неразберихе. Речь идет о 2013 годе нашей эры? Да, но такой была и ситуация в 1177 г. до н. э., более трех тысяч лет назад, когда средиземноморские цивилизации рушились одна за другой, изменяя навеки курс и будущее западного мира».

Так начинается книга Эрика Клайна (Eric H. Cline) «1177 г. до н. э. — год, когда рухнула цивилизация» (1177 B.C.: The Year Civilization Collapsed), вышедшая в 2014 году в Принстонском университете (США) [1]. Для полноты современной картины он к исходу прошедшего года мог бы добавить события на Украине и вокруг России. Это тем более необходимо, что если уж сравнивать, то втянутость в ситуацию ведущих держав современности, потому что в древности речь шла именно о ведущих державах тогдашнего мира. Годом гибели цивилизации избран 1177 год до н. э., потому что именно тогда произошло великое сражение, в котором фараон Рамсес III разбил в дельте Нила коалицию «народов моря», отразив их нашествие на Египет.

180-0047Рамсес III и «народы моря». В этой коалиции участвовали, по отчету Рамсеса (надписи в храме в Мединет-Хабу), пелесет (филистимляне = палестиняне, которых Библия знает на Крите), тьеккер (тевкры), шекелеш (сицилийцы), дануна (данаяне), уэшеш (неопред., отождествляют с областью Уассос на западе Малой Азии). В других источниках и относительно других стычек указываются также шардана (сардинцы), экуэш (акайваша, ахейцы), тереш (тирсены, может быть, троянцы), лука (ликийцы). Упоминание островов и земель (Сардиния, Сицилия, Палестина) не означает, что это коренное население этих местностей, — возможно, они захватили эти острова и земли и те получили от них свои имена. И данайцы — это не те, что в Илиаде, это скорее те земли в Киликии, по которым получили свои имена Данай, Даная и данайцы.

«Народы моря» держали в страхе не только Египет, но и многие государства тогдашней цивилизации, расположенные вокруг Средиземного моря: Хеттское царство, Аласию (Кипр), финикийские города; а восточнее государства, отдаленные от Средиземного моря, — Вавилон и Мелуха (цивилизация долины Инда) — имели своих таких же варварских соседей. «Народы моря» — это кличка, придуманная в XIX веке. Сами себя эти народы так не называли, и египтяне их тоже так не называли. На Египет они нападали уже второй раз. Первый раз они напали при фараоне Мернепта, за несколько десятилетий до Рамсеса III. Теперь, при Рамсесе, нашествие было еще более грозным.

«Чужие страны составили заговор на их островах, — пишет Рамсес III в Мединет-Хабу. — Все страны сразу пришли в движение и затеяли войну. Ни одна страна не могла устоять перед их воинством. Хатте, Коде, Кархемиш, Арцава и Алашия были захвачены враз. Лагерь был устроен в Амурру». Хате — это страна хеттов в глубине нынешней Турции, Коде — их юго-восточная соседка, Кархемиш — город и государство на верхнем Евфрате, в Северной Сирии, Арцава — страна на западном побережье Малой Азии, западная соседка хеттов, Алашия — Кипр, Амурру — страна амореев (полукочевой западносемитский народ на севере древнего Ханаана-Палестины).

Коллапс. Но ведь Рамсес III разбил нападавших на суше и на море, поубивал и пленил всех этих многонациональных воинов, расшвырял и сжег их флот. С какой стати видеть в этой битве начало конца? А победа, считает Клайн, так обескровила сам Египет, что он обессилел и за несколько десятилетий пришел в упадок. С последующими фараонами уже никто не считался. Точная дата, конечно, выбрана произвольно, для удобства повествования. Но если брать не год, а век (XII до н. э.), то всё верно. Почти одновременно обрушились все цивилизованные государства, с которыми Египет связывали дипломатические и торговые отношения: Минойское царство, Микены, Хеттская империя, Троя, Еврейское царство, финикийские города, Вавилон. Государства рушились одно за другим, как бы толкая друг друга, как в эффекте домино. Исчезла письменность, сожжены архивы, захирели ремесла, разрушены дворцы и храмы, свергнуты верховные властители (греческий термин — анакты), вместо них всем заправляют мелкие князьки (греч. басилевсы — потом этот термин будет означать царей). Прерваны торговые связи. Наступили «Темные века».

Чтобы показать это нагляднее, Клайн один за другим рассматривает подробно в трех главах три предшествующих века древней истории — XV, XIV и XIII, прежде чем приступить к XII веку. «Конец эры» — это его четвертая глава. Он начинает ее с описания конца Угарита — крупного торгового города к северу от Финикии. В его архиве сохранилась табличка с копией царского письма царю Кипра: «Отец мой, — взывает Уртену, последний царь Угарита, — ныне пришли вражеские корабли. Они предали огню мои города и причинили вред моей стране». Удалось датировать это письмо 1191 годом, и есть еще одна табличка предшествующего года с описанием солнечного затмения. Вскоре после этого город пал. Более поздних дат у табличек нет. И нет последующих царей Угарита.

Около 1130 года до н.э. значительно южнее Угарита разрушен город Мегиддо (библейский Армагеддон), причем, кто его разрушил, непонятно: в руинах лежит центральная часть, цитадель, а окраинный нижний город вроде не тронут. На территории Израиля ханаанский город Ла-хиш тоже пережил штурм и разгром около 1150 года, и тоже непонятно кем: египтянами, евреями или «народами моря». Во второй половине XII века до н.э. сожжены и разгромлены и пять городов филистимлян: Ашкелон, Ашдод, Экрон, Гат и Газа (на территории нынешних Израиля и Палестины). В этих местах полностью сменилась культура.

Далеко на востоке пал управляемый касситской династией Вавилон и ряд других городов Месопотамии. Их сокрушила нагрянувшая из юго-западного Ирана эламская армия во главе с царем Шутруком-Наххунте (первая половина XII века до н. э.). Его отец был женат на касситской принцессе, и Шутрук-Наххунте обращался к вавилонскому царю и вопрошал: почему я, сын царя, сын старшей дочери вавилонского царя, не сижу на троне Вавилона? Он угрожал разрушить крепости вавилонян, а царю писал: «Ты можешь взобраться на небо, но я стяну тебя за край одежды, ты можешь укрыться в ад, но я тебя вытяну за волосы». В 1158 году он осуществил свои угрозы, разрушил крепости, посадил в Вавилоне своего сына и увез из Вавилона огромную добычу в свою столицу Сузы.

В самом начале XII века была кем-то разгромлена тысячелетняя империя хеттов в Анатолии (нынешняя Турция). И хотя Рамсес III сообщал, что она не выдержала натиска «народов моря», хеттологи отрицают ее гибель по этой причине. Ее города во главе со столицей Хаттуша-шем разгромлены, сожжены были только публичные здания, дворцы и храмы, жилища горожан не тронуты. Цари успели куда-то бежать со своим имуществом. Причиной гибели называют нашествие старого врага с северо-востока — кашков, или касков. Эта народность принадлежала к северо-кавказской языковой семье, она родственна адыгам (черкесам), называемым и в древнерусских источниках касогами.

180-0048

В северо-западном углу Малой Азии, у проливов, было расположено царство, которое греки называли Илион (в сугубой древности — (В)Илиос), а хетты — Вилюса и к которому эпос прилепил название Троя (по соседнему городу, погибшему раньше). Так его и зовут археологи. Трою Клайн рассматривает очень упрощенно — веря традиционным легендам, но использует данные новейших раскопок. По ним, город, обедневший и ослабевший после землетрясения (слой VIIa), погиб примерно в 1190–1180 годах до н. э. Но это не был штурм ахейцами: не найдено ни одного ахейского наконечника стрелы. На руинах поселились люди, прибывшие с Балканского полуострова, — фракийцы.

В Греции существовала целая система сильных, хотя и небольших царств, многие из них перечислены в поэмах Гомера. Все они рушились в XII веке: штурм, пожары, опустошение. Самое сильное из них — Микены — пережили крупное землетрясение около 1250 года. А около 1190 года до н. э. город был взят штурмом и сгорел. На развалинах жизнь продолжалась, но это уже никогда более не были прежние Микены. Они стали деревушкой. Пилос, в котором раскопан архив табличек, дал сведения об обстоятельствах гибели: последние приказы царя отправить воинов на те или иные участки. Враг не назван. Город пал около 1180 года. Даже место его нахождения было утеряно. С ликвидацией дворцов и архивов греческий язык утратил свою слоговую письменность, а новая, алфавитная появится через пять веков на базе финикийской.

В 1190-1174 годах ряд потрясений пережило царство Аласия — Кипр. Были то «народы моря» или кто другой, неясно. Ранние бедствия, вероятно, вызваны хеттскими рейдами (о них есть сведения), поздние -«народами моря». Всё же Кипр был одним из немногих центров, где традиция письменности еще долго сохранялась.

Конец Рамсеса. Египетский фараон Рамсес III в 1184 году до н. э., после своих могущественных предшественников, на пятый и одиннадцатый годы своего царствования провел две тяжелых войны с соседней Ливией, а в промежутке, на пятом году, должен был отражать нашествие «народов моря». Успешно справившись со всем этим, он на тридцать втором году своего царствования был убит. Перед этим событием был разоблачен заговор царицы и гарема — царица хотела обеспечить, чтобы ее сын стал наследником. Сорок заговорщиков были казнены или приговорены к самоубийству. Вот в центре этих событий старый фараон был убит. Мумия его обследована — рентген показал, что горло царя было перерезано прямо по позвонкам. Рядом с ним была похоронена еще одна мумия молодого человека 18-20 лет, и анализ ДНК показал, что это, возможно, сын Рамсеса. Он был завернут в ритуально нечистую шкуру козла, а горло его несло следы удушения. По-видимому, это был тот самый принц, которого заговорщики хотели сделать фараоном.

После этого события до 1070 года сменилось еще восемь фараонов, когда окончилась XII династия, а с ней Новое царство Египта. Эти фараоны были незначительными фигурами, и Египет при них не обладал былой мощью. Но всё же не оставляет ощущение, что не так уж Египет рушился в XII веке и что вся история слегка подогнана под единую схему. Но многие страны действительно перестали существовать, другие утратили былое значение, а то и былое население.

Причины коллапса. Рассматривая в пятой, последней главе причины этого кризиса позднебронзового века, Эрик Клайн теряется в догадках. Единого для всех нашествия явно не было. «Народы моря» действовали не везде, да и сами, по мысли Клайна, были не столько инициаторами, сколько жертвами потрясений, которые обрушились на тогдашний мир. Ведь что-то их сдвинуло с насиженных мест и погнало на острова и на штурм южных царств. Рассматривая в числе возможных причин естественные катастрофы — землетрясения, наводнения, засухи, похолодания, неурожаи, эпидемии, казалось бы более реальные в качестве единого фактора, американский археолог снова разводит руками: многие из них отмечены в истории, но как локальные факторы. Возможно, вступили в действие некие общие закономерности развития социально-хозяйственной системы бронзового века, приведшие все эти государства к внутренним конфликтам, мятежам, революциям, ослабившим их и сделавшим легкой добычей внешних орд? Но государства эти были столь различны по уровню развития!

С большими интересом и надеждой Клайн реконструирует глобальную связь всех этих государств — единую систему дипломатических и торговых отношений. Они все зависели от олова для присадки к меди, чтобы была бронза для оружия и орудий, а олово добывалось только в Бадахшане, в остальные места нужно было доставлять его по сетям торговли. Олово — это нефть бронзового века. Поэтому, как только эта сеть разрушилась, все государства пришли в упадок. Но древний глобализм явно переоценен. Не так уж необходима была бронза, чтобы из-за нее рушились государства.

И тогда Эрик Клайн приходит к объяснению теорией сложности. Древняя система царств, пишет он, была очень сложно организованной. В ней взаимодействовало множество факторов. Достаточно было одному-двум выпасть из системы, и всё начинало рушиться. А уж почему они выпали, могло быть по-разному. Царства рушились, как костяшки домино, одно толкая другое. К сожалению, эта взаимосвязь и многофакторность плохо доказуемы. Мы знаем, что даже в Средние века, тысячелетия спустя, государства были гораздо более независимы друг от друга.

Не взглянуть ли на современный мир: что сейчас могло бы рассматриваться как угрозы самому существованию цивилизации? Прежде всего, это обзаведение всё большего количества стран атомным оружием, способным уничтожить вся и всех. Сами северные государства засели за своими укреплениями, ощетинившись и нацелившись друг на друга. Оружие уже выскользнуло из их рук и оказалось у некоторых южных стран, того и гляди получат его и более несдержанные.

Во-вторых, это фундаментальная неготовность современного человечества к возможным стихийным бедствиям, типа огромного метеорита, способного уничтожить человечество, как динозавров, или извержения супервулкана, грозящего многолетней зимой, и т. п.

В-третьих, это раскол мира на цивилизованный и богатый Север («Запад») и нищий полуголодный Юг («Восток»), где зреет агрессивный мусульманский фундаментализм, мечтающий распространить свое религиозное мракобесие на весь мир. Север не готов к этому противостоянию: он полон наивно-либеральным просветительством и хочет справиться с агрессивным фундаментализмом уговорами и уступками. В его среде появляются силы, готовые вступить в союз с фундаменталистами ради своей узкой выгоды. Агрессоры уже проникли в эти страны и рушат их изнутри.

Возможно, и к концу позднебронзового века на основе традиционных навыков и самолюбования властных элит сложились условия для такого непонимания и игнорирования фундаментальных угроз — нашествий окрестных варваров, привлекательности для населения других порядков, дезорганизованности своих сил. А для нас реализация этих угроз три тысячи лет тому назад должна послужить серьезным уроком.

Рамсес разбил коалицию «народов моря», победил ливийцев, разоблачил «заговор гарема», казнил заговорщиков и своего неверного сына и всё-таки был зарезан, потому что так и не различил главную угрозу.

1. http://press.princeton.edu/titles/10185.html

87 комментариев

  1. «Но северокавказские языки подразумеваются пришедшими на Кавказ с юга, этого придерживаются многие лингвисты и археологи.»

    У Касьяна как-то получается, что хурро-урартские и хаттский если и родствены северокавказским, то в пределах гипотетических сино-кавказских, а не ближе.
    То есть, даже если допустить, что каски тоже в этой компании (а почему не картвелы, например? регион в принципе позволяет же), то временной зазор между касками и прибытием прасеверокавказцев на Северный Кавказ может составить до нескольких тысяч лет, по крайней мере бытовые ощущения родственности тут уж точно должны были пропасть.)

    1. Да, есть хронологическая как будто бы зацепка — праабхазо-адыгский по глоттохронологии распался, если правильно помню, в 1ом тыс. до н. э.
      Но если хаттский сильно дальнородствен в лучшем в лучшем случае, а про каскский мы ничего не знаем, то как вообще можно это связывать?)

  2. Ramon:
    «Все северокавказские (монгольские) языки… — всё это языки австронезийские.
    … Антропологически германцы похожи на папуасов».

    — Похоже, что ТрВ кроме модераторов нужно вводить психиатрическую экспертизу на входе. Нельзя ли избавить читателей от этой бредятины?

  3. АГХ:

    «Но если хаттский сильно дальнородствен в лучшем случае…, а про каскский мы ничего не знаем, то как вообще можно это связывать?»
    — Связи очень слабые, только по сходству названий (каски — касоги — кашаг), но когда несколько слабых связей совпадают по направленности, то рождается если не сильная связь, то право выдвижения гипотезы. Вы этого не воспринимаете. Ну что ж, значит, выдвигать смелые гипотезы будете не Вы. Оно и спокойнее: не придется страдать, если гипотеза не подтвердится.

  4. «Связи очень слабые, только по сходству названий (каски — касоги — кашаг), но когда несколько слабых связей совпадают по направленности, то рождается если не сильная связь, то право выдвижения гипотезы. Вы этого не воспринимаете.»

    Между территориями касков и абхазо-адыгов должны бы быть какие-то археологические связи, антропологические связи… Если уж настаивать на связи, то по максимуму возможных параметров.)

  5. Александр:
    «А почему Вы собственно скептичны к патриотизму вида личной верности? какая альтернатива этому патриотизму Вас больше прельщает? какой патриотизм собственно Вы сами реализуете?
    в иллюстрацию к Вашему скепсису подкину: пожалуй что последние только 500-400 лет средний обыватель както свыкся и идеей что может существовать некая абстрактная сущность — государство, вне зависимости от личности его правителя. подобное сознание имели конечно и античные греки …, нехотя с судорогами всеже и рим и его наследники пришли к патриотизму вида «отца отечества»».

    — Вы путаете патриотизм в Вашим Превосходительством. Патриотизм — от слова патрия (родина, отечество), а не патрон (покровитель). У Вас получается некий патронотизм. Те 500 -400 лет, о которых Вы говорите, поощрялся не патриотизм, а сервилизм и верноподданство.

    1. ЛСК:
      Не надо мне навязывать Ваши представления о неправоте. Это нормально для спора, но ненормально для диалога. Прекрасно осведомлен с эффектом «Вашего Превосходительства» и его бремени в нашей истории. Реальные люди сильно выламываются из Вашей схемы. вот один пример (я их знаю мало, но нормальный препод университета Вам их приведет немало): Александр1 — проявился весьма неоднозначно, и он бы мог прекрасно подходить под Вашу схему патроноизма, если не учитывать как он начинал и как пришел к своему финалу. а начинал он с попыток реформ, для которых нашел продвинутого сочинителя Сперанского, замысел был велик — привести систему власти к лучшем европейским образцам. и на чем же он обломался? не на властных притязаниях монарха, наша гордость — Карамзин, щедро полил эти идеи гуаном с лозунгом старина=наше всё. И прибавил что ежели монарх захочет таки их двигать, то дворяне как дети — могут и обидеться, и смертоубивство учинить, чему и привел исторические примеры.
      Спорить неочем, патроноизма хватало во всех государствах, но династия романовых специфична тем что большую часть истории не монарх являлся источником ее.
      Ваше навязывание патроноизма деятелям прошлого, имхо, очевидная ошибка мождернизации исторических реалий. Это сейчас нам после того как комунисты смели начисто все ориентиры старых мировозрений, легко говорить о том что государь отдельно — отечество отдельно, и что отечество это вообще чтото само в себе существующее независимо от государства (некоторые доходят до того что и от народа отечество независимо — не повезло россии с народом понимаеш). если бы Ленина закинуть для осуществления революции в отдельно взятой россии даже в начале 19в (я уж молчу о более ранних временах) — он бы даже до города ближайшего не дошел, его бы порвали крестьяне еще в волостях. потому что невозможно было воспринимать среднему малообразованному жителю россии нормальную жизнь без царя-батюшки. до англичан надо было рости долго и упорно.
      И римляне пришли отцуотечества тоже не потому что вылезли особо ушлые выскочки, узурпировали власть и всем запудрили мозги. Вот кому угодно можно было запудрить мозги, только не римлянам, не грекам. вообще этот Ваш заход с патроноизмом показывает лишь что Вы всех считаете дурачками. эдакая конспирология — есть особая каста людей которая всех дурит, всю историю человечества.

  6. Кстати, Дьяконов про касков довольно осторожно высказывался…
    Набрёл тут в интернете на его «Предыстория армянского народа».

    «Ассирийские источники конца II тыс. до н.э. упоминают в связи с касками также племена абeшлайцев и урумeйцев. Относительно урумейцев речь пойдет ниже; что же касается абешлайцев, то их племенное название, как и название касков, может быть истолковано как принадлежащее к языку абхазо-адыгской группы7). И это еще, конечно, не доказательство принадлежности касков и абешлайцев к абхазо-адыгской языковой группе, так как во-первых, сходство названий может [12] быть чисто случайным совпадением, а во-вторых, история языков показывает, что одинаковые этнические названия нередко прилагаются соседями и к неродственным по языку племенам, обладающим похожей культурой8).»

  7. «Алашия — Кипр»

    Во, всё хотел спросить кого-нибудь авторитетного, а на Кипре времён Алашии вообще кто этнически жил-то? Микенские\минойские колонисты? Неизвестные аборигены?

  8. Вот подглядел в Фасмера по поводу касогов:

    «»черкес, адыгеец», только др.-русск., мн. -зи (Пов. врем. лет., СПИ), отсюда фам. Косаго́в (Соболевский, РФВ 69, 390); араб. kаšаk, др.-еврейск. kasa (письмо хазарск. кагана; см. Маркварт, Kumanen 181; Streifzüge 479), ср.-греч. Κασαχία «страна касогов». Этот этноним объясняют из осет. kæsæg «черкес» – сокращенная форма из осет. cærkasæg (от cærgæs «орел» из *čаrkаs (см. черке́с) (см. Корш, Jagić-Festschrift 257; СПИ XXVIII). Не связано с названием саков (авест., др.-перс. sаkа-), вопреки Соболевскому (ИОРЯС 26, 4).»

    Если касог осетинизм, то как сюда касков вписать? Хронологически что-то не связывается, однако!

  9. АГХ:
    «Если касог осетинизм, то как сюда касков вписать?» — Этот вопрос можно сформулировать и иначе: Если касог связан с касками, то какой тут может быть осетинизм?

    «Во, всё хотел спросить кого-нибудь авторитетного, а на Кипре времён Алашии вообще кто этнически жил-то? Микенские\минойские колонисты? Неизвестные аборигены?» —
    И те и другие. А Вы кого считаете жившим этнически? Неизвестные аборигены этнически Вас устроят? А если они и не очень неизвестные, а известные под именем Алашия?

  10. «А Вы кого считаете жившим этнически? Неизвестные аборигены этнически Вас устроят? А если они и не очень неизвестные, а известные под именем Алашия?»

    Ну, неизвестные — в смысле неизвестного языка. Алашия — это кто? Не ИЕ, не семиты, не минойцы, не хатты, не хурро-урарты, не египтяне, не шумеры, а неведома зверушка, правильно я понимаю?)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: