Доклад Сергея Гаврилова, науч. сотр., и. о. зав. лабораторией пучка отдела ускорительного комплекса ИЯИ РАН, с которым он выступил на третьей сессии Конференции научных работников.
Какими бывают уникальные установки? И что считать «уникальностью»?
Например, лично я имею непосредственное отношение к ускорителю Института ядерных исследований, который является крупнейшим линейным ускорителем ионов в Европе, и думаю, мы все-таки можем претендовать на «уникальность».
А знаете, сколько молодых ученых работает на таком ускорителе? Двое! И именно это является нашей основной проблемой — нас «уникально» мало. При этом сложно не только, и не столько, привлечь студентов и аспирантов, сколько удержать их. Времена романтической увлеченности наукой давно и безвозвратно прошли.
Сейчас студенты ведущих вузов хотят видеть в науке не только интерес, но и возможности хорошего заработка, собственного жилья и карьерного роста. Если они этого не видят, то тут же уходят в поисках лучших вариантов. И сейчас это происходит всё чаще. Из-за безумной бюрократической системы, блокирующей необходимые работы, даже при наличии денег. Из-за отсутствия жилья и новых правил жилищной программы, по которым теперь де-факто молодой ученый России должен быть бомжом, чтобы претендовать на сертификат.
И в первую очередь из-за абсолютной неопределенности будущего. Что будет через год? Всех объединят по удобному географическому признаку, чтобы было так же удобно закрыть? А что будет через два-три года? Стоит ли сейчас начинать аспирантуру, по крайней мере в современной России? Или все-таки лучше уехать за рубеж, потому что тема, которую вы сегодня выбрали для своей диссертации, через два года не попадет в список «приоритетных» и ваш эксперимент прервется в решающей стадии.
Ускорители и нейтронные источники, нейтринные обсерватории и телескопы — всё это не просто работает «для» науки, это и есть сама наука, определяющая уровень страны в мировом научном сообществе, куда, кстати, нас так активно призывают интегрироваться документы Министерства и ФАНО. Так почему эти же документы предлагают лишить нас и без того ничтожного базового финансирования?
Надо признать, что сама идея проектов на конкурентной основе мне нравится, и я думаю, что это действительно залог качественных и востребованных результатов. Но с кем, а главное, по каким критериям могут соревноваться коллективы уникальных установок?
Для развития подобных проектов конкурсная система в принципе не годится, ускоритель не может жить в режиме «выиграл-не выиграл», потому что если «не выиграл», то он тут же остановился, хотя бы из-за невозможности оплаты электричества. В итоге отсутствие регулярного финансирования приведет к простоям, постепенному разрушению дорогостоящей инфраструктуры и как следствие к отсутствию масштабных долгосрочных задач. Можно ли с такой перспективой удержать молодых ученых, имеющих четкие цели в жизни? Думаю, надо пробовать и для начала выйти из оборонительной позиции — перестать говорить, чего мы «не хотим» или что нам «не нравится».
Есть ли у нашего научного сообщества такие же конкретные единые цели, как у современной молодежи, которую мы хотим видеть в своих лабораториях? Если да, давайте их сегодня сформулируем в утвердительной форме и будем добиваться их поэтапной реализации, а не отступать всё дальше с каждым новым законом или программой, работая на реализацию целей других людей.
Раздача недвижимости в частную собственность нигде в мировой науке не рассматривается как способ привлечь сотрудников, тем более молодых. Они на это не заработали и в (мировой) норме не заработают, поскольку еще много раз сменят работу. Да и в других компаниях и учреждениях ни в РФ ни где-то еще в мире им недвижимость не вручат. Поэтому откуда у «современной молодежи» такие запросы советских времен даже непонятно. Особенно бредово выглядит, когда научные учреждения раздают эту недвижимость и тут же жалуются, что нет денег на оплату комунальных услуг, оборудование и косметический ремонт, которые стоят во много раз меньше.
Речь о недвижимости для молодых ученых заходит потому, что сложно представить другой способ предоставления жилья для молодых ученых, в условиях российского рынка недвижимости, а также аренды жилья. Повышение з.п. до уровня 2х средних зарплат по региону абсолютно никак не скажется на возможности только что защитившегося, и в связи с этим выпертого из общежития аспиранта снимать достойное жилье. По крайней мере в Москве.
Ну и продолжайте свою мысль. На рынке труда РФ научные работники не нужны, в других странах нужны => надо делать науку за границей, либо менять работу. Опять же надо понимать, что уникальный прибор не делает уникальными тех, кто на нем сидит. Во всем мире идет жесткая конкуренция за то, чтобы поработать на этих приборах и уж тем более за то, чтобы на них посидеть. Чтобы каким-нибудь синхротроном попользоваться 3 дня раз в год люди сначала в конкурсе участвуют, потом на другой континет в коммандировку летят. Т.е. то, что конкурсные процедуры здесь не годятся — это просто неправда. Ну и наконец требования поддержать молодых — это фактически возрастной барьер. В РФ он очень нужен: там же переизбыток ученых в возрасте от 30 до 50 лет, правда? Я регулярно читаю эти рассуждения про необходимость поддержки молодых. Это либо сами молодые требуют «я, я, мне первому, я молодой!» или академики хотят удешевить свою аспирантскую рабсилу, которую они и «выпирают» потом, чтобы не растить конкурентов. В итоге РАН превратилась в дом престарелых несмотря на постоянный приток аспирантов. Вот недавно СпбГУ набирал профессоров на зарплату 40 т.р. Теперь СпбГУ набирает молодых профессоров на зарплату 150 т.р. Кафка нервно курит в сторонке. Если люди соглашаются работать и жить по таким идиотским правилам за квартиру, то это их проблема и проблема тех, кто их нанял.
По мск средняя зарплата около 48 т.р. На 96 т.р./ мес вполне себе можно прожить) Так что мысль Президента вполне разумная. Другая сторона вопроса, что мы таких зарплат не увидим.
..академики хотят удешевить свою аспирантскую рабсилу, которую они и «выпирают» потом, чтобы не растить конкурентов…
Как четко и ясно сказано! Действительно ведь, аспирантов -то много приходит, а в полосе 30-50 лет так никто и не остается.
Это происходит потому, что мы все «тупые», а академики «умные».
Ну не дано народу никаким способом до них дотянуться. Только их дети и жены
могут претендовать попасть в клуб особенных. Это правда.
заголовок очень типичный для научного социума..
«ученые установок»….это как «птицы неба» чтоли?
Вот Антон Павлович бы хохотал))