Настоящая наука в походных условиях

Фото Н. Зимина
Фото Н. Зимина

Свободный образовательный проект Летняя школа — это важное и, можно сказать, необходимое дополнение к официальному российскому образованию. Летняя школа собирает на своей площадке в палаточном лагере рядом с наукоградом Дубна около 30 мастерских по разным дисциплинам. Ее участниками становятся молодые специалисты, учащиеся вузов и школ. Первым и вторым она помогает обрести те знания и, самое главное, навыки, которые так и не удалось получить за годы обучения в вузе, школьникам — дает возможность попробовать себя в разных профессиональных сферах и даже найти свое призвание. Ожидается, что в этом году в ЛШ примет участие более 1000 человек.

«Над нами только небо, за нами только поле…» — этот лозунг очень любят повторять организаторы. По легенде, эта формулировка родилась после беседы с одним деканом журфака. Беседа больше напоминала допрос. Декан всё пытался выяснить, кто за всем этим стоит, кто «заказчик». Он всё никак не мог поверить, что нет этого самого «заказчика». Кстати, этот декан до сих пор учит студентов, как быть журналистом.

Как говорится в документе под названием «Что-то вроде манифеста»: «Летняя школа — это независимый проект, не встроенный ни в государственную, ни в школьную, ни в вузовскую систему. Мы сами себе государство. За нашей спиной нет какой-нибудь партии, какой-нибудь фирмы, каких-нибудь „наших“ или кого еще. Мы не получаем никаких указаний, как работать и как учить. Поэтому наш результат и комфорт зависят только от нас. Это, кстати, сложнее. Но это не значит, что мы живем, отгородившись от общества кирпичной стеной. Просто не хотим строиться и вставать под чьи-то знамена».

Летняя школа проходит уже 12 лет. Среди ее ключевых партнеров — еженедельник «Русский репортер», Объединенный институт ядерных исследований, научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера», ОАО «РВК», фонд «Вольное дело», NAUKA0+ и многие другие. Проект сугубо волонтерский — ни участники, ни организаторы, ни преподаватели не получают никаких гонораров, а, наоборот, платят взносы. Организаторы объясняют: «Лет десять назад, когда мы только начинали, на нас смотрели с недоумением: „Вы что, психи?! Как это можно так — работать бесплатно?!“ Как выяснилось, мы чуточку опередили время. Сейчас волонтерство стало популярным. Люди бесплатно тушат леса, пишут энциклопедии, высаживают деревья и т.д. Мы перестали казаться фриками».

Здесь нет занудных уроков и бессмысленных заданий на зазубривание материала — лекции и научные эксперименты проходят неформально: под соснами, у костра, на берегу Волги. А стать преподавателем может каждый: как титулованный ученый, так и сам летнешкольник — студент или аспирант, глубоко изучающий какую-то научную проблему. Как проходит жизнь, работа и учеба в Летней школе, рассказывают руководители некоторых направлений.

Мастерская «Язык — мозг»

Под этим, казалось бы, странным названием в Летней школе занимаются нейролингвистикой. Собственно, для этой науки такое название вполне оправданно, ведь она объединяет в себе нейрофизиологию, лингвистику и психологию и изучает процессы, происходящие в человеческом мозге при разговорной речи.

Что делали в прошлом году? Узнавали, как проводятся лингвистические эксперименты и как они помогают отыскать связь между речью и сознанием. Изучали структуру языка (синтаксис, семантику, дискурс), разрабатывали дизайн экспериментов.

Что будут делать в этом году? Слушать лекции ведущих российских и зарубежных нейролингвистов о том, как устроен мозг, язык и устная речь. Проводить исследования. Участники мастерской узнают, что такое айтрекинг, фМРТ, вызванные потенциалы, дискурсивный анализ, а также почему изучать язык интересно, а быть ученым круче, чем Шерлоком.

Зачем это нужно? Для чего ученые едут в платочный лагерь на берегу Волги и как это помогает российскому образованию, делится Мария Худякова, руководитель мастерской «Язык — мозг», мл. науч. сотр. лаборатории нейролингвистики ВШЭ:

«Я и мои коллеги из Лаборатории нейролингвистики ВШЭ считаем важным рассказать о нейролингвистике, которая в России пока не очень популярна. К тому же всегда приятно делиться опытом своей работы, которую ты очень любишь, и особенно с заинтересованной аудиторией, какая обычно бывает в Летней школе. Участниками в мастерскую мы берем студентов и молодых специалистов: медиков, программистов, биологов, психологов, филологов. Такой подход без строгих ограничений хорош тем, что он позволяет расширить круг заинтересованных в этой науке людей. Кроме того, сразу после Летней школы в августе проходит специализированная нейролингивистическая школа, где принимают участие уже подготовленные люди. И вот бывает так, что сначала кто-то едет в Летнюю школу в нашу мастерскую, просто чтобы просветиться, узнать что-то новое для себя, а потом так сильно влюбляется в эту науку, что дальше поступает в нейролингвистическую школу или становится нашим стажером в лаборатории. Это взаимовыгодное сотрудничество.

В этом году в мастерскую «Язык — мозг» приедет колумбийский нейропсихолог, он будет читать увлекательные лекции и руководить экспериментами. Когда он только узнал, что можно будет проводить занятия у костра, жить в палатке, проводить эксперименты в походных условиях и свободно, без официоза общаться с участниками — загорелся желанием приехать, ведь в такой атмосфере намного проще наладить взаимопонимание с учащимися и в образовательном процессе больше толку».

Мастерская «Школа научной журналистики»

Это одно из «системообразующих» направлений Летней школы. Совершенно логично, что на мероприятии, где много ученых и журналистов, эта мастерская должна быть особенно активна.

Что делали в прошлом году? В Школу научной журналистики со всей страны приезжали студенты (больше всего было биологов и физиков), аспиранты, молодые ученые. Все вместе писали статьи, которые публиковались в «Русском репортере», «Коте Шрёдингера» и других изданиях. Кроме этого, участники слушали лекции ученых и научных журналистов, в том числе представителей «Троицкого варианта». А еще — телескоп, костер, научные метафоры, споры об умном до утра.

Что будут делать в этом году? На ШНЖ будут три программы. Одна — «Практикум» — для студентов, журналистов и молодых ученых. Здесь главная задача — подготовить качественные статьи, которые потом будут напечатаны. Еще две программы появятся в этом году впервые. «Умная журналистика» предназначена для школьников старших классов. Здесь написание статьи не цель, а средство, позволяющее лучше разобраться в мире современной науки. Есть закономерность: если тебе надо что-то объяснить другим, то ты лучше это понимаешь сам. Еще одна новая программа — «Коммуникаторы». На нее приглашаются те, кому интересно популяризировать науку, обеспечивать связи с прессой в университетах и институтах.

Зачем это нужно? Научный руководитель ШНЖ, главный редактор «Кота Шрёдингера» и содиректор ЛШ Григорий Тарасевич:

«Мы не пытаемся заменить собой школу, университет или целое государство. Наша задача — покрывать те дефициты, которые на данный момент сложились в образовательной системе и в обществе в целом. Например, в университетах практически нигде не учат научной журналистике, вот мы и решили компенсировать это. Но у нас не только лекции и семинары. Мы создаем продукт — статьи, видеоролики, даже книгу собираемся совместными усилиями написать. Кстати, концепция нового научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» придумывалась прямо в Летней школе, на берегу Волги, под елочками. А если говорить о личном… Для меня очень важен этот проект потому, что помогает убедиться: в мире много очень хороших и умных людей. На ЛШ я убеждаюсь, что в мире гораздо больше очень хороших и умных людей, чем можно подумать, если смотреть новости по телевизору или в Интернете. За месяц Летней школы я впитываю в себя эту убежденность и живу с ней остальные одиннадцать месяцев».

Мастерская «ЕНОТ»

Смешное название этой мастерской расшифровывается строго и понятно: «естественно-научное отделение». В таком сочетании ребячливости и серьезности — дух этой мастерской, ведь в ней беззаботные школьники 8–11-х классов познают сложное устройство мира — изучают математику, физику, химию и биологию.

Что делали в прошлом году? В полевых условиях из подручных материалов школьники под руководством преподавателей сделали аэродинамическую трубу и изучали турбулентные движения воздуха. Еще таким же методом — из того, что было, — создали ракету-носитель «ЕНОТ-8», и она взлетела! Дальность полета составила 34 м, примерная высота — 12 м. Было много и других проектов. У каждого школьника есть своя естественно-научная задача, в которой учащийся в конце работы мастерской разбирается не хуже старшекурсника физического факультета.

Что будут делать в этом году? Слушать лекции, проводить опыты, проектировать и конструировать ракеты, граммофоны, передатчики, чтобы на практике понимать, как работают естественно-научные законы.

Зачем это нужно? Научный руководитель мастерской «ЕНОТ», старший преподаватель физического факультета Новосибирского государственного университета Илья Орлов рассказывает, ради чего он каждый год приезжает из Новосибирска в Летнюю школу:

«Я больше 11 лет преподаю в университете и в физико-математической школе при НГУ и сильно недоволен тем, что происходит сейчас в средней школе и в вузах. Такое ощущение, что там не учат, а, наоборот, тщательно отучают людей думать, анализировать, ставить себе задачи и работать с информацией. В результате даже очень блестящие, одаренные ребята «тухнут». Я не считаю, что «ЕНОТ» за две недели своей работы Летней школы может исправить эту глобальную для нашей страны проблему, но убежден, что за это время в нашей мастерской мы можем посеять в головы учащихся понимание, что физика — это не задачки про брусок на наклонной плоскости, а математика — это не заучивание таблиц и нудное вычисление объема икосаэдра, это всё намного интереснее! Мы хотим показать, что значит на самом деле учиться, как ставить себе адекватные цели и добиваться от себя их выполнения. И эту задачу я считаю достаточно важной, чтобы потратить на нее несколько недель своей жизни и выбраться ради этого из далекого Новосибирска в Дубну. Да и дети собираются в Летнюю школу просто прекрасные, с ними очень приятно общаться как в школе, так и после нее. Это возвращает веру в то, что для нашей страны еще не всё потеряно».

Мастерская «Образование»

Участниками этой мастерской становятся студенты педагогических вузов, школьные учителя, вожатые детских воспитательных лагерей, преподаватели вузов и все, кто искренне заинтересован в развитии российского образования.

Что делали в прошлом году? Учились грамотно организовывать сложные образовательные проекты, разбирались в исследовательских подходах к системе образования, поддерживали работу Летней школы, создав службу завучей.

Что будут делать в этом году? В мастерской появятся три ключевых направления: исследовательское, на котором участники займутся выработкой методов для исследований в сфере образования; педагогическое, где будут изучать технологии построения общего образования; и организационное — здесь будут учиться подготовке и проведению образовательных форумов, фестивалей, школ, в том числе и самой Летней школы.

Зачем это нужно? Заместитель декана исторического факультета Московского педагогического государственного университета, содиректор Летней школы Юрий Романов — о Летней школе как образовательной площадке и интересном объекте для научного исследования:

«В 2014-2015 годах мы решили разобраться и понять, что собой представляет Летняя школа. Оценить ее потенциал не только как собрания приятных людей, но и как образовательного события. Собранные участниками мастерской «Образование» материалы легли в основу исследования, итоги которого были представлены на престижной конференции The 2015 Annual Conference of the Comparative and International Education Society в Вашингтоне и на II Московском международном салоне образования. Кроме того, в последнее время мы стали проверять наш опыт на «тиражируемость». Примерно по шаблонам Летней школы были организованы Школа научной журналистики в сотрудничестве с ВШЭ и Всероссийская выездная школа педагогов во взаимодействии с МПГУ. С каждым годом Летняя школа развивается, и по мере этого роста она стала источником моей работы. Большая часть образовательных проектов, которыми я занимался в течение двух последних лет, прямо или косвенно связана с Летней школой. Некоторые же прямо на ней и родились. А в дополнение к тому — радость круглосуточного интеллектуального общения. Наверное, из-за нее который год в конце школы, чувствуя себя очень уставшим, думаешь: «Как жаль, что она закончилась».

Мастерская «Центр полевых исследований»

Это направление работает при поддержке лаборатории полевых исследований города Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского НИУ ВШЭ. И уже не первый год занимается социальной этнографией, антропологией и качественными социологическими исследованиями.

Что делали в прошлом году? Изучали располагающийся недалеко от палаточного лагеря Летней школы город Кимры. Разрабатывали проект по созданию туристического бренда этого города.

Что будут делать в этом году? Мастерская подготовит выставку по результатам прошлых исследований, куда войдут фотографии, цитаты из интервью с местным населением и статистика. Нынешние участники ЦПИ дополнят, проанализируют и разработают неравномерно районированную модель Кимр и составят рекомендации для социально-экономического развития города.

Зачем это нужно? О прошлых и будущих проектах мастерской рассказывает ее научный руководитель, сотрудник Института социологии РАН Александрина Ваньке:

«Центр полевых исследований много занимается городом, я же специализируюсь на методологии социологического исследования. Мне показалось очень интересным интегрировать свои подходы с урбанистикой и провести исследование в Летней школе. В прошлом году мы взяли в мастерскую участников, которые не занимаются социологией. Они освоили теорию и хорошо включились в работу, однако мы успели лишь собрать материал, необходимый для изучения особенностей Кимр. В этом году набираем студентов социологических факультетов. Будем дополнять и анализировать полученные данные, чтобы в дальнейшем создать качественный проект по развитию этого города».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: