Молодые инициативные профессионалы уже в течение многих лет в массовом порядке покидают Венесуэлу в поисках более высокооплачиваемой работы в стабильных странах. Теперь страна начала терять и профессоров, которые их обучают. Согласно данным профсоюза, сотни профессоров уже покинули свою работу, и скорость бегства только возрастает. В 2010 году правительство заморозило зарплаты, сделав преподавателей жертвами галопирующей инфляции, по мнению экономистов, самой высокой в мире в настоящее время. Зарплата даже наилучших профессоров составляет сейчас эквивалент всего примерно 35 долл. по курсу черного рынка при минимальной зарплате в стране около 18 долл. В результате за последние четыре года более 700 из 4000 профессоров Центрального университета Венесуэлы в Каракасе — одного из самых престижных и уважаемых учебных заведений страны — либо уже покинули страну, найдя более привлекательные академические позиции в зарубежных университетах, либо просто сменили профессию в поисках более адекватной оплаты за свой труд.
Специалисты предупреждают, что это будет иметь сильное мультиплицирующее влияние на снижение уровня высшего образования в стране, в особенности в наиболее продвинутых университетах, ранее целенаправленно нанимавших лучших профессоров со степенями из зарубежных университетов, которые возвращались в Венесуэлу на престижные преподавательские позиции. Теперь те, кто покидает страну для учебы или научной стажировки, очень редко возвращаются назад.
«Последствия будут ощущаться в течение поколений», — говорит 52-летний профессор биологии Центрального университета Педро Родригес, который в настоящее время находится на саббатикал в Чикагском университете. Он всерьез рассматривает возможность оставить свою постоянную позицию в Венесуэле и навсегда осесть в США. Многие оставшиеся преподаватели вынуждены искать дополнительно работу где-то еще, хотя бы временно. Даже в Школе бизнеса Центрального университета только 10% профессоров работает на полную ставку. Изабель Кармоне 61 год, и в дополнение к своей профессорской нагрузке она по утрам подрабатывает секретаршей в другом месте, чтобы скопить денег на поездку к своим детям во Флориде. «Эта школа готовит бизнес-менеджеров, готовит финансистов, и в ней совсем не осталось постоянного штата преподавателей. Но я не могу теперь сказать молодым людям: „Ты должен остаться и преподавать“».
А. К.
по материалам Associated Press
Нам пока до Венесуэлы далеко,
Но ФАНО старается
и мы движемся туда же…
Таки и без ФАНО при старом РАНе бегали. Бегут туда, где платят больше. Безотносительно степени т.н. демократии. ))