Высший приоритет

Уважаемая редакция!

Иван ЭкономовИз всех ответственных мероприятий, которые показывают по телевизору и о которых пишут в газетах, важнее всего, конечно, мероприятия с участием нашего национального лидера. Уверенность в себе, ум, решительность, исключительное владение материалом — всё это дает нам непреходящий урок образцового правителя и гражданина. Поэтому я всегда уделяю особое внимание таким мероприятиям, а уж если они касаются науки и образования, то изучаю все материалы и стенограммы практически с карандашом в руках. И вот на прошлой неделе состоялось очередное заседание президентского Совета по науке и образованию, посвященное новым вызовам и приоритетам развития науки и технологий.

Среди множества высказанных важных и полезных мыслей я особенно обратил внимание на выступление ректора братского Санкт-Петербургского государственного университета Николая Михайловича Кропачева. Он поднял важнейший вопрос о том, что помимо обозначения приоритетов необходимо обеспечить следование им на деле. И очертил всю глубину бездны, которая тут разверзлась между словом и делом. Став ректором, он обнаружил: никто в университете и знать не знает, что есть какие-то утвержденные несколько лет назад указом руководителя страны приоритеты! Придя в ужас, Николай Михайлович немедленно занялся наведением порядка и расчисткой авгиевых конюшен. Большие силы пришлось бросить на ликвидацию научной махновщины, когда приоритеты развития университета определялись не указаниями лидера нации, а Ученым советом. По сути же, как правильно отметил Николай Михайлович, всё «определяла небольшая группа людей, которая тихо, спокойно решала эти вопросы». За изменение Устава университета развернулась настоящая борьба, благодаря которой на конференции трудового коллектива удалось исключить право Ученого совета определять приоритеты: «Теперь в уставе университета четко закреплено, что все основные научные направления определены программой развития, а эта программа утверждена Правительством и полностью соответствует приоритетным направлениям, определенным в указе Президента… Ничего другого у работника не осталось, как читать эту программу, понимать, знать и двигаться вперед».

Николай Михайлович — юрист, ректор университета, давшего России сразу двух президентов; в своей вотчине он, конечно же, навел порядок. Но вокруг до сих пор море разливанное махновщины и вкусовщины. И об этом Кропачев говорит с горечью: «Когда в вузах России большая часть вузов, по Санкт-Петербургу подавляющая часть вузов, не имеет программ развития, но зато имеет собственный взгляд на то, какие приоритеты в стране являются главными, когда закон о научной политике разрешает ввести должности научных руководителей, которые наравне, видимо, с Президентом будут определять научные направления развития конкретных научных организаций и образовательных учреждений, то рассчитывать на концентрацию всех ресурсов, которые есть в стране, в регионе, в образовательной организации, приходится с трудом» [1].

Что можно сделать, когда каждый мнит себя больши́м ученым, способным определить направление своих исследований? Я считаю, что только безукоризненное исполнение указаний начальства и чинопочитание могут сделать наше государство идеальной машиной, чьи слаженные винтики обеспечивают точное выполнение поставленных в срок задач. И, соответственно, обеспечивают процветание нашей страны. Москву издавна называли Третьим Римом. Посмотрим же на первый Рим. Как происходило становление столь великой империи, как Римская? Ответ прост: дисциплина, подчинение и чинопочитание. Примеров этого не счесть, а кара за неповиновение могла быть очень суровой. Так, римский консул и народный герой Тит Манлий строго запретил своим воинам вступать в стычки с вражескими воинами до начала сражения. Его сын нарушил приказ, поддавшись на провокации лихого вражеского воина, и, схлестнувшись с ним, убил врага. Однако победе он радовался недолго: отец-консул казнил его за нарушение приказа.

У нас, конечно, времена на столь суровые, но наказание за отступление от генеральной линии должно стать неотвратимым. Только это позволит прийти к ситуации, когда не только указы, но и указания президента станут высшим приоритетом для каждого гражданина России, в том числе, конечно, и для ученого!

Ваш Иван Экономов

1. http://kremlin.ru/events/councils/by-council/6/49755

2 комментария

  1. Правильная, но ядовитая статья. Надо только добавить несколько слов об истиной свободе научного творчества -свобода выбора допустимых мыслей в пределах утверждённого репертуара.

  2. после фразы «которые наравне, видимо, с Президентом будут определять научные направления развития конкретных научных организаций и образовательных учреждений»
    университет закончился, аминь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: