Шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 1868–1928) более всего известен как автор стула Макинтоша в разных его вариантах. Вообще же Макинтош был наделен многими и разнообразными талантами, что позволило ему воплотить стилистику Art nouveau в зданиях, интерьерах, витражах и графическом дизайне, развивая при этом свой индивидуальный стиль.
Работы Макинтоша можно разделить на четыре основные группы:
- здания;
- «чайные комнаты» (tearooms);
- дизайн — мебель, посуда, прикладная графика;
- живопись, преимущественно акварель.
Творчество Макинтоша изучает и бережно хранит знаменитый Музей дизайна. Там же есть большая коллекция работ его друзей, родных и сотрудников, в 1900-е годы составивших в Глазго группу «Четверка» (The Four), что позволяет оценить художественный ландшафт, в котором работал Макинтош и который в немалой мере сам он и создал.
Чарльз Ренни Макинтош родился в семье клерка, где было одиннадцать детей. Видимо, его художественные склонности проявились достаточно рано, поскольку с пятнадцати лет он уже посещал вечерние курсы при Школе искусств в Глазго, а потом работал в разных архитектурных мастерских, в том числе в известной фирме Ханимана и Кепи (Honeyman & Keppie).
В 1890-х годах Глазго бурно развивался и продолжал обрастать новыми зданиями, побуждая Макинтоша укреплять свои профессиональные позиции. Чарльз путешествовал, был в Италии, подружился с Фрэнсисом Ньюбери (Francis Henry Newbery; Fra Newbery, 1855–1946), руководителем Школы искусств в Глазго, и с группой молодых людей, сотрудничавших с фирмой Ханимана и Кепи. Среди них были Герберт Макнейр и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд, учившиеся в Школе искусств. Вместе с этими молодыми людьми Макинтош образовал группу «Четверка».
В дальнейшем дружба и сотрудничество с Фрэнсисом Ньюбери — художником, педагогом и выдающимся организатором художественной жизни — сыграла важную роль в жизни Макинтоша. В частности, во многом благодаря именно Ньюбери Макинтош выиграл конкурс на строительство нового здания Школы искусств в Глазго.
Возведение этого здания сделало Макинтоша знаменитым, хотя из-за недостатка средств новая Школа строилась в два этапа в течение более десяти лет. Само здание Glasgow School of Art — новаторское по архитектуре и полностью соответствовавшее своим функциям учебного заведения для архитекторов и художников — до наших дней оставалось образцовым. Еще и поэтому так остро был воспринят случившийся там большой пожар 2014 года.
В конце XIX — начале XX века Глазго был богатым, бурно развивавшимся городом, так что у молодых архитекторов и дизайнеров не было недостатка в заказах. В 1900 году Макинтош женился на художнице Маргарет Макдональд; вместе с ней были впоследствии созданы многие характерные для его (и их общего) стиля работы — барельефы, витражи, росписи. Особые возможности для творчества Макинтош получил благодаря сотрудничеству с мисс Кэтрин Кренстон. Это была деловая женщина, открывшая в Глазго несколько «чайных комнат» — заведений нового для того времени типа. В отличие, например, от Франции или Австрии с традиционной культурой кафе и кондитерских, Британия и Шотландия славились культурой пабов — заведений преимущественно для мужчин, где подавались крепкие алкогольные напитки.
Деловые инициативы мисс Кренстон пришлись на время, когда серьезной общественной силой стало движение борьбы за трезвость (temperance movement; интересно отметить, что впервые именно в Глазго еще в 1830-е годы это движение оформилось в виде общественных организаций). Чайные комнаты стали местом, куда могли прийти дамы любого социального положения без сопровождения мужчин; там посетители беседовали, читали газеты; кроме чая и кондитерских изделий подавали и легкие блюда в немалом ассортименте. Тем самым у людей разного возраста и социального положения появлялась возможность встреч и времяпрепровождения вне зависимости от наличия или отсутствия у них своего дома и семьи.
В проектировании и оформлении чайных комнат Макинтош полностью проявил свой талант дизайнера. Значительное участие в этих проектах принимала и Маргарет Макдональд. Макинтош построил четыре таких заведения; из них по крайней мере одно — Willow Tearooms (1903) — существует и работает и по сей день. А знаменитый стул Макинтоша (с необычно высокой спинкой) был создан для второй из ранее проектированных Макинтошем чайных комнат.
Willow Tearooms, над которыми Макинтош работал вместе с Маргарет, служат реальным образцом Gesamtkunstwerk: «авторским» там является всё — от мебели и росписей стен до карты меню и чайных ложек.
Два прославленных создания Макинтоша были выполнены им как дома для частных лиц. Это прежде всего дом для издателя Уолтера Блеки (Walter Blackie), известный как Хилл Хаус, а также «Дом любителя искусства», построенный лишь через много лет после смерти архитектора по его чертежам.
До того как начать проектировать Хилл Хаус, Макинтош — уже известный мастер — на некоторое время поселился в семье Блеки, чтобы отойти от любых шаблонов и строить для вполне конкретных будущих обитателей.
По внешним очертаниям Хилл Хаус следует стилю старинных шотландских замков (Scottish baronial), образцом для которых, как считается, некогда служили замки Луары. Что касается планировки и внутренней отделки, то здесь в полной мере реализованы идеалы стиля Макинтоша: лаконичность, прямые углы, простор, гладкие поверхности из ценных пород дерева, подчинение всех элементов (не только декора, но и функциональных деталей) общему замыслу архитектора. И в этом случае Макинтош сам проектировал всё, включая каминные щипцы.
Второй замечательный дом при жизни Макинтоша оставался в чертежах: это был проект, отмеченный в 1901 году на конкурсе «Дом для любителя искусства» в Дармштадте. Под этим именем проект Макинтоша и вошел в историю архитектуры. Само же здание по авторским чертежам было создано в конце 1980-х — начале 1990-х годов современными шотландскими архитекторами как дань преклонения перед его творцом. На YouTube вы можете посмотреть небольшой фильм, где достаточно убедительно показаны интерьеры этого дома-мечты, воплощенные в материале.
В 1914 году Макинтош покинул фирму Ханимана и Кепи и уехал из Глазго. Предположительно, у него были планы надолго переехать в Вену, поскольку к тому времени у архитектора сложились тесные связи с художниками круга сецессии. Этому не суждено было свершиться, поскольку началась Первая мировая война. Макинтош, однако же, продолжал создавать новые объекты — рисунки для тканей, разные виды прикладной графики, проектировал мебель и т. д.
Банальная истина о зависимости любого архитектора от социальной ситуации — не обязательно именно от власти, но неизменно от заказчика — как нельзя более подтверждается последними годами жизни Макинтоша.
Пять последних лет он провел на юге Франции, где создал замечательные акварели. В Лондон же вернулся умирать.
Макинтош, несомненно, создал свой стиль, сочетающий традиции древней шотландской архитектуры, элементы движения Arts and Crafts, и — что принципиально — воплотил дух модерна, как эта эпоха трактовалась всем направлением Art nouveau. Так что если вы ищете яркие предметные воплощения Gesamtkunstwerk, то их во множестве предоставляет творчество Макинтоша.
Фото с сайтов:
http://design.designmuseum.org/design/charles-rennie-mackintosh
http://arx.novosibdom.ru/node/535
http://vita-colorata.livejournal.com