Уважаемая редакция!
Отношения науки и религии — вопрос всегда злободневный, и жизнь периодически ставит его перед нами в той или иной плоскости, порой начинаешь думать о нем с неожиданной стороны. Недавно мои коллеги с возмущением рассказали, что в Санкт-Петербурге Русская православная церковь просит передать ей Исаакиевский собор и храм Спаса-на-Крови, которые сейчас являются музеями.
Как же, мол, так, вопрошали они, государство вложило огромные деньги в реставрацию этих памятников культуры и продолжает вкладывать, и вдруг приходит РПЦ на всё готовенькое, выгоняет музейщиков и говорит всем спасибо?! Храм, мол, Спаса-на-Крови был построен на государственные в основном деньги как памятник погибшему царю Александру II, там и службы-то до революции только для царской фамилии велись. Совсем-де попы обнаглели, подавай им жемчужины Северной столицы! Я тут же коллег осаживаю: здания по своему происхождению культовые, были отняты у церкви советской властью, и потому вопрос их возвращения, как минимум, обсуждаем. Так что давайте эмоции немного успокоим, говорю.
Про себя же думаю: насколько же нам в советские времена вбили воинствующий атеизм в головы, насколько же многие из нас уверены в несовместимости науки и религии! А ведь как разумные люди мы могли бы смотреть на дело с прагматической точки зрения. Я сам, к примеру, к числу верующих людей не отношусь, однако четко вижу место церкви в жизни нашей страны.
Церковь — одна из духовных скреп нашего общества, вторая по значимости после нашего национального лидера, думаю. И в тяжелейшей обстановке, когда нашу страну пытаются расколоть, расшатать наше единство, когда молодежь погрязла в потребительстве и бездуховности, РПЦ дает приют многим заблудшим душам и способствует стабильности государства и общества. Помогает бороться с чуждыми нам тлетворными западными влияниями. Поэтому государство должно всячески способствовать и потворствовать РПЦ.
Конечно, нельзя отрицать определенной справедливости высказываний тех, кто считает, что должен быть какой-то предел в расходовании государственных средств на церковные нужды: помимо духовных есть ведь и другие скрепы — МВД, ФСБ, СКР, прокуратура. Но есть отличное решение вопроса обеспечения материальных нужд РПЦ: нужно принять закон, чтобы все православные платили десятину. Тогда РПЦ с избытком хватит денег и на содержание и реставрацию имущества, и на продвижение своей идеологии в массы.
Вы можете спросить меня, а при чем тут отношения науки и религии? Очень даже при чем: бюджет РПЦ станет очень большим, и при конструктивном взаимодействии между научными и церковными инстанциями в нем вполне может найтись место и для финансирования науки.
В первую очередь, конечно, деньги пойдут представителям общественно-гуманитарных наук, которые будут исследовать важность и значимость РПЦ как духовной скрепы нашего общества во всех философских, этических, политических и экономических аспектах. Археологи смогут раскапывать свидетельства пребывания Андрея Первозванного на территории Российской Федерации, физики — заниматься датировкой плащаниц, геологи — изучать геологические эпохи творения мира, биологи — исследовать биологические аспекты библейских чудес, наконец, химики займутся самой практически значимой задачей — загадкой превращения воды в вино. В общем, работа найдется всем!
Не говорю про то, сколько будет проходить совместных конференций, симпозиумов, школ и иных мероприятий, посвященных вопросам взаимодействия и взаимообогащения науки и религии.
Главное — отказаться от предвзятости и антагонизма, главное, чтобы руководство Академии, ведущих вузов решительно взяло курс на всестороннее развитие научно-церковных отношений. Не сомневаюсь, что и руководство моего родного университета готово идти по тому пути, и руководство других университетов, таких, как МИФИ, будет готово. Но нужно идти навстречу РПЦ всем миром. Ситуация ведь сейчас очень тяжелая, а деньги, как известно, не пахнут.
Ваш Иван Экономов
Представил себе сиквел «Списка Шиндлера»: после войны Шиндлер отказался отпустить спасенных им евреев по домам: «Они мне обязаны жизнью, так что пусть работают на моих заводах до конца дней».
С хранящимися в музеях церковными предметами (и самими зданиями) получается как-то так.
«… есть отличное решение вопроса обеспечения материальных нужд РПЦ: нужно принять закон, чтобы все православные платили десятину». Это даже не смешно, поскольку правильно, только вряд ли возможно.
Тю, я уже было подумал, что автор на полном серьезе.
Духовный скрип?
Десятина на смазку?
Не, идея хорошая. Хочешь церкву — только для членов профсоюза. За отдельную плату.
Только вот не надо науку с религией мешать. Вонюченькая смесь получится.
Опасения общественности по поводу Спаса-на-Крови и Исаакия понятны: уже были случаи, когда возвращенные в лоно церкви храмы полностью закрывались от музейных работников, ценные иконы утрачивались при неправильном уходе, а земли и постройки отнимались церковниками даже у детских центров (много об этом пишет редакция Скепсиса).
Поэтому колонка ничего, кроме улыбки, не вызывает. Сотрудничество науки и церкви возможно, но не при этом патриархе уж точно.