

Венский архитектор Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich; 1867–1908) прожил короткую жизнь — в сорок лет он умер от лейкемии. При этом Ольбрих успел оставить огромное наследство, включающее всемирно известные здания. Это прежде всего дом Сецессиона в Вене; «Свадебная башня» и дома колонии художников на «Высотах Матильды» (Mathildenhöhe) около Дармштадта, а также многоэтажное здание универмага Тица в Дюссельдорфе.
Кроме того, Ольбриху принадлежит важная роль в наземных постройках венской городской железной дороги, спланированной его наставником Отто Вагнером. (Ольбрих, по сути, был не столько учеником Вагнера, сколько его младшим сотрудником.)

С точки зрения истории архитектуры наследие Ольбриха — включая его влияние на современников — далеко не освоено. Оно уникально по разнообразию и масштабам: начиная с самой знаменитой его постройки — здания Сецессиона в Вене — до игрушечного дома для рано умершей дочери герцога Дармштадтского. К сожалению, от дома, по-строенного Ольбрихом для себя на «Высотах Матильды», война оставила только незначительное количество черных изразцов…

Очевидно, Ольбрих был ярко талантлив — настолько, что собственно архитектуры ему было мало. Он увлеченно занимался дизайном, устройством живой среды, окружающей жилище, — то есть тем, что теперь называется средовой архитектурой. Когда на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе (США) в 1904 году Ольбрих представил коттедж с окружающим его садом, эта работа имела такой успех, что автора избрали членом-корреспондентом тамошней академии.
Работал Ольбрих в Вене, в Дармштадте и в Дюссельдорфе. Австрия считает его своим художником; Музей Леопольда в Вене продолжает собирать его архив. В 2008 году, к столетию со дня смерти Ольбриха, там была устроена академическая выставка, посвященная его творчеству.

Разумеется, архитектор, построивший «Сецессион» — собственно говоря, материализовавший размытое понятие «нового стиля» в его австро-немецком варианте в виде объекта aere perennius, — тем самым уже вписал себя в историю архитектуры. Но вот что интересно: дальнейшие работы Ольбриха не только не повторяют формы «Сецессиона» — они вообще воплощают другой стиль пространственного мышления.
Если это индивидуальный жилой дом, то в нем не будет привычного деления на первый, второй и т. д. этажи — а будет сложная конструкция разновысотно расположенных помещений. Если это общественное сооружение — таков Дом художников в колонии на «Высотах Матильды», — то оно «распластано» в пространстве в виде невысокого параллелепипеда, а в высоту устремлена лишь построенная рядом так называемая «Свадебная башня» достаточно своеобразной формы: ее прозвали «Пять пальцев».
Здание Сецессиона проектировалось Ольбрихом как место для будущих художественных выставок и воплощало знаменитый девиз: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода».

Мне посчастливилось осмотреть само здание изнутри именно потому, что в это время очередная выставка только готовилась. Не слишком большие залы сами по себе не имеют декора и впечатляют не размерами, а пропорциями. В целом же «Сецессион» как памятник архитектуры, с моей точки зрения, реализует идею «величие в малом»: на фото здание кажется грандиозным, в действительности же оно довольно скромного размера — и, замечу я, присутствует в нем некая загадочность.

Ольбрих, видимо, был первым, кто не просто построил группу зданий на «Высотах Матильды», но предложил планировку самодостаточной городской структуры. К сожалению, его собственный дом, да и значительная часть других домов этой колонии художников не пережили Вторую мировую войну (о некоторых домах можно судить по сохранившимся почтовым открыткам).
Как дизайнер Ольбрих интересен смелостью решений: он проектировал мебель, часы, столовые приборы и т. д. — юбилейная выставка в Музее Леопольда в Вене собрала более 300 экспонатов.
Последняя постройка Ольбриха, завершенная уже после его смерти, — это универсальный магазин Тица в Дюссельдорфе. И тут, читатель, не поленитесь открыть сайт www.schoen-eventagentur.com/univermag-tica-v-dyusseldorfe-poslednyaya-rabota-geniya-olbrixa/ — это блог жительницы Дюссельдорфа, восстановившей по архивам этапы проектирования и строительства этого величественного и роскошного здания.
Фото с сайтов:
www.5arts.info/olbrich-1867-1908/
www.herr-auktionen.de/kataloge/onlinekatalog/detailansicht/article/waschgeschirr-olbrich/
http://architime.ru/architects/a_joseph_maria_olbrich.htm
www.wolfsonian.org/explore/collections/st-louis-1904-hof-im-pavillon-olbrich-court-pavilion-olbrich
Ревекка Марковна, спасибо за эту и все прошлые и будущие статьи, читаю всегда с удовольствием и жду знакомства с новыми именами. Но самое большое спасибо за книгу «Внутри истории», Москва,НЛО,2002 г. Недавно попала ко мне, читаю с наслаждением, по несколько страниц, чтобы продлить удовольствие от языка, Вашего светлого мироощущения.