Моменты жизни

184-0021Ночью 1 июля 2015 года в Подмосковье после долгой болезни на 87-м году жизни скончался Владимир Александрович Ядов. Говорят, незаменимых людей не бывает. Это неправда, каждый человек незаменим. Кем можно заменить ушедшего друга, учителя? Уход из жизни лидера ленинградской школы социологии — это действительно невосполнимая утрата для российской социологии, для социологического сообщества, для его учеников, соратников и друзей. Так и хочется повторить знаменитые слова Вяземского на смерть А. С. Пушкина: «Закатилось наше солнышко».

Владимир Александрович был действительно светлым, солнечным человеком, с острым умом, богатым чувством юмора. Он был человеком доброжелательным, открытым к дискуссии, удивительно демократичным. Помню, как на одном из собраний сектора, которым руководил Ядов (это было еще напротив Гостиного двора), молодой аспирант на какую-то реплику шефа воскликнул: «Ну что за глупость?» — «Ну почему же глупость?» — спросил Ядов. Аспирант объяснил свою позицию, на что Владимир Александрович отреагировал в чисто ядовской манере: «Резонно. Будем вместе думать дальше».

В этом эпизоде он весь.

Тоже давний эпизод. Я одно время увлекся вязанием и вязал везде, в том числе и на собраниях, на конференциях. Однажды я опоздал на заседание сектора. Вхожу, извиняюсь за опоздание. Ядов мне говорит: «Да садись уже, сам себя наказал: уже, небось, полноска связал бы, или что ты там сейчас вяжешь?»

Вспоминается еще один случай. Тогда разрабатывалась программа исследования «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности», презентация и обсуждение одного из первых вариантов этой программы проходили на спортивной базе Тартуского университета в Кяэрику. Естественно, критики было немало. Но когда одна из сотрудниц и соавторов проекта начала «оправдываться», Ядов довольно резко пресек эту попытку: «Вера, мы ради критики сюда и приехали. Записывай всё, что говорят, нам это очень пригодится». Мне эта реакция показалась странной, вроде бы несвойственной Ядову, но в ней он — тоже весь.

Острый ум, быстрая реакция, интерес ко всему, что происходит вокруг, всегда были ему присущи… На одном из симпозиумов «Пути России» и на пленарном заседании, и на секционных Владимир Александрович был очень активен. Он мог посреди доклада задать докладчику вопрос или вставить реплику. Я не помню случая, чтобы кто-то обиделся на него за это или разозлился. Ему это прощалось. В том числе и потому, что это никогда не имело цели как-либо уязвить докладчика, поставить его в тупик. Это всегда была живая и точная реакция.

А теперь вернусь к началу. Конечно, Владимир Александрович Ядов совершенно незаменимый человек и нам его будет очень и очень не хватать и как учителя, и как замечательного человека, и как надежного друга. Это воистину невосполнимая утрата. В наших воспоминаниях он всегда будет живым.

Олег Божков.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: