Неисчерпаемый Мозер

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

В отличие от других выдающихся деятелей объединения «Сецессион», которые были профессиональными архитекторами, Коломан Мозер (1868–1918) был художником. Он получил фундаментальное художественное образование; уже его ранние работы выдают виртуозного графика, а последние пятнадцать лет своей недолгой жизни он в значительной мере посвятил станковой живописи.

Почтовая открытка
Почтовая открытка

История искусства нового времени знает художников-универсалов, но с Мозером немногие могут сравниться. Он создавал мебель и интерьеры, театральные декорации и ювелирные изделия, витражи и книжные иллюстрации, почтовые марки и рисунки для денежных купюр, поздравительные открытки и театральные афиши. И разумеется, Мозер был выдающимся художником книги и незаурядным мастером как станковой графики, так и живописи.

Коломан МозерЗнаменитый художественный журнал Ver Sacrum (издавался с 1898 по 1903 год), функционально аналогичный нашему «Миру искусства», во многом был созданием Мозера. В Интернете есть целая коллекция номеров Ver Sacrum, позволяющая оценить страсть, с которой создавались эти чудеса графики и искусства книги (www.johncoulthart.com/feuilleton/2011/04/28/ver-sacrum-1898/).

Интересно, что зрелый Мозер вовсе не был приверженцем одного стиля: совершенно неожиданно смотрятся, например, его рисунки для детской книжки, предназначенной в подарок маленькой племяннице, где среди прочего использована аппликация из ярких тканей.

Уникальность Мозера проявилась не только в разнообразии его талантов, но и в его постоянном новаторстве. Берта Цукеркандл, австрийская писательница, историк искусства и хозяйка знаменитого салона, еще в 1904 году отметила отход Мозера от уже привычных для Art nouveau извилистых линий. Она оценила использование Мозером прямых линий и геометрических фигур как более адекватный подход к задачам дизайна, полагая, что именно Мозер лидирует в создании новых форм.

Оформление интерьера храма Св. Леопольда (Вена)
Оформление интерьера храма Св. Леопольда (Вена)
Театральная афиша
Театральная афиша

При этом надо иметь в виду, что новаторские устремления объединяли участников «Сецессиона», как и вообще деятелей Art nouveau, в гораздо большей мере, нежели их личная приверженность тем или иным частным стилистическим приемам.

Мозер первым активно использовал в дизайне золото принципиальный элемент в оформлении главного входа в здание «Сецессиона»; он же придумал знаменитые черно-белые клетки как конструктивный элемент для оформления стульев в здании «Санаторий Пуркерсдорф» (Purkersdorf), построенном его другом и коллегой архитектором Йозефом Хоффманом (Josef Hoffmann).

В 1903 году Коломан Мозер, Йозеф Хоффман и поддержавший их финансист Фриц Верндорфер (Fritz Wärndorfer) создали Венские художественные мастерские (Wiener Werkstätte). Это было уникальное объединение художников, дизайнеров и мастеров разных специальностей, которые должны были на практике воплотить идею Gesamtkunstwerk.

Мозер — наряду с Климтом и другими художниками и дизайнерами — участвовал в первом коллективном проекте, осуществленном Хоффманом уже в качестве лидера Венских художественных мастерских: это дворец Стокле около Брюсселя. Там идея Gesamtkunstwerk была воплощена со всей полнотой, тем более что исполнители не были ограничены в денежных средствах и специально проектировалось всё, включая дверные ручки.

Вообще же сотрудники Венских художественных мастерских, как предполагалось, должны были проектировать и воплощать в материале изделия, которые затем продавались и притом должны были служить образцами вкуса, оставаясь ориентированными на всех граждан, а вовсе не на избранных. Тем самым основатели Венских мастерских рассчитывали на определенную массовость спроса. Это было, конечно же, утопией. Изделия Венских мастерских были столь же прекрасны, сколь и уникальны, и потому вынужденно дороги. И все-таки в разной форме Венские мастерские продержались в Вене, Берлине и потом в Нью-Йорке до 1932 года.

Мозер покинул Венские мастерские в 1908 году в связи с финансовыми осложнениями. Он продолжал активно работать как дизайнер, создавая театральные декорации, эскизы для почтовых марок, монет и банкнот и интенсивно занимаясь станковой живописью. Недаром некогда его прозвали Тausendkunstler, что можно перевести как «художник тысячи возможностей».

Начиная с 1900 года Мозер преподавал в Венской школе прикладного искусства, где побуждал своих студентов работать одновременно в сфере «чистого» искусства наравне с искусством прикладным. В 1911-м состоялась его единственная персональная выставка.

… Роковой 1918 год унес Климта, умершего от пневмонии, и Мозера, страдавшего раком гортани.

1 Comment

  1. == В отличие от других выдающихся деятелей объединения «Сецессион», которые были профессиональными архитекторами, Коломан Мозер (1868–1918) был художником. ==
    Помилуйте, Ревекка Марковна, но у меня (по видимому как и у большинства дремучих естественников) при слове «Сецесион» прежде всего возникает ассоциация с Климтом, Курцвайлем, Роллером, Кокошкой и, last not leasе, да, Мозером, и уж только потом вспоминаются всякие Ольбрихи и Вагнеры. Так что эта вводная фраза вызывает недоумение. То ли Вы не считаете художников Сецессиона выдающимися в сравнении с архитекторами, то ли я чего-то не понимаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: