Уважаемая редакция!
Не устаю я восторгаться нашим замечательным начальством: в то время как все мы, простые смертные, сидели по дачам или посещали курорты Крыма и Краснодарского края, чиновники работали с документами без устали, сна и отдыха. Проекты указов и приказов, рекомендаций и постановлений — всё это выходило из-под их электронного пера даже в глухие августовские дни.
Некоторые из этих документов, как водится, привлеки нездоровое внимание нашей, так сказать, прогрессивной общественности. Таков, к примеру, проект постановления правительства, передающий РФФИ и РГНФ, подчиняющиеся сейчас правительству, в ведение Министерства образования и науки.
Казалось бы, элементарная и очевидная мысль: ответственность за регулирование в научно-образовательной сфере несет Министерство образования и науки, значит, и руководить оно должно всем — оно должно управлять не только школами и университетами, но и академическими институтами, и фондами. Один департамент министерства должен управлять научными институтами, другой — курировать работу Академии наук, чтобы академики не слишком в эмпиреях витали, а занимались полезной для государства деятельностью. Наконец, должен быть департамент, направляющий работу научных фондов в правильное, общегосударственное русло.
Но нет, не готовы у нас осознать необходимость единой научно-образовательной вертикали, цепляются за какие-то догмы и цеховые эгоистические предрассудки. Важны, мол, независимость и вневедомственный характер работы научных фондов.
Давайте, однако, коллеги, вдумаемся, кому это важно, кто такие мысли нам подбрасывает? Вот то-то — это всё чуждые нам западные влияния, расшатывающие наши устои и подрывающие нашу духовность.
Посудите сами, друзья мои, действительно ли так хорошо, когда наши коллеги самонадеянно делят деньги фондов по своему усмотрению, сообразуясь со своими знаниями и вкусами? Не будет ли лучше, когда параметры распределения денег будут определяться в рамках выработки общегосударственной линии и служить задачам развития и укрепления определенных секторов российской науки и образования, а также концентрации усилий на приоритетных направлениях развития науки и техники?
Предвижу, что некоторые наши коллеги так и закипят от возмущения: делить гранты по чиновничьей указке?! Кошмар! На это у меня есть ответ, даже два. Во-первых, почему сразу делить гранты по чиновничьей указке? Гранты можно делить и без указки, могут быть только отражающие государственную политику рамочные установки: сколько процентов грантов должно уйти в университеты, сколько — в регионы, сколько — физикам, сколько — химикам, сколько — нанобиотехнологам. Внутри же этих процентов у экспертов может быть полная свобода.
Во-вторых, допустим даже, что действительно будет практиковаться раздача конкретных грантов, так сказать, «по указке чиновников». Будет ли это такой уж большой бедой? Сейчас ведь, давайте говорить начистоту, тоже не всё свободно от разного рода влияний. Неужели эксперты фондов не принимают во внимание, подал ли заявку кандидат наук или академик? Неужели эксперты РФФИ отказывают в гранте, увидев, что, к примеру, заявитель — соавтор самого Владислава Яковлевича Панченко? Не-ужели, наконец, они часто пренебрегают советами и рекомендациями влиятельных людей?
Я к чему клоню: проиграет ли дело оттого, что влияние коллег, озабоченных получением своей доли бюджетного пирога, будет заменено на влияние государева человека, ни в чем не заинтересованного? Чиновника, для которого никакие академики и Иваны Ивановичи, никакие бозоны Хиггса и дрозофилы значения не имеют.
Да, конечно, такой чиновник в науке особо не смыслит, зато он много смыслит в государственном интересе и политике партии. И потому он не позволит разбазаривать бюджетные средства на исследования никому не нужных Плутонов и доказательство всяких заумных математических теоремок, а направит деньги на важные и актуальные для нашей страны исследования. Не в боязни ли этого причина стенаний о потере независимости фондов?
Ваш Иван Экономов
да понятно что власть пока все не угробит- разворует не успокоится