Уважаемая редакция!
В свое время Владимир Ильич Ленин говорил, что из всех искусств важнейшим для нас является кино. Случилось это почти сто лет назад, утекло с тех пор много воды, было создано ядерное оружие, человечество вышло в космос, появились нанотехнологии… Теперь, похоже, насытившись грубым и материальным, человечество стало обращаться к истинным ценностям.
Недавно Президиум Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки одобрил паспорт новой научной специальности — «теологии». В этом паспорте сказано: «Специальность „Теология“ раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, ее религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах. Теологическое исследование направлено на выявление, анализ и интерпретацию значимых аспектов религиозной жизни и их соотнесение с нормами конкретной религиозной традиции».
Конечно, многие мои коллеги, воспитанные в советское время в атеистических традициях, с возмущением будут говорить о несовместимости методологии научного познания мира с религиозным взглядом на мир и вообще вопить о засилье поповщины. На оскорбительные эпитеты мы, люди культурные, обращать внимания не будем, а вот насчет методологии я бы поспорил. Почему-то все, говоря о научном познании мира, о научной методологии, думают о математике и физике. А философия, а история? Разве, коллеги, философ и физик подходят к познанию мира одинаково? У разных наук разный предмет изучения и разный понятийный инструментарий, но это не мешает им использовать хоть математические методы, хоть логические построения. И та же теология может вполне всем этим пользоваться. В паспорте специальности одна из областей исследования так и обозначена: «методология теологии».
И раз уж заговорили про области исследования, то кто может возразить против таких: «религиозная апологетика», «теологический анализ сакральных текстов, вероучительной литературы и памятников религиозной письменности», «литургика, религиозные обряды, богослужение»? Вполне себе достойные дисциплины!
Более того, скажу я вам, коллеги, некоторые разделы теологии могут быть более чем важны и злободневны. Особенно в тот трудный исторический период, который переживает сегодня наша страна. Так, если мы говорим про новейшую историю России, то нам никак не обойти титаническую фигуру нашего национального лидера, Владимира Владимировича Путина. И если мы, к примеру, посмотрим на историю его прихода к власти, то есть самые разные варианты истолкования этого процесса.
Скажем, можно изучать борьбу разных групп влияния в последний период правления Бориса Ельцина, можно обсуждать, кто из околокремлевских олигархов кого проталкивал, рассматривать калейдоскоп возможных преемников — Путин, Степашин, Якунин… Но при таком суетном подходе можно ли узреть масштаб произошедшего, можно ли выявить его сущностное измерение? Нет, нет и еще раз нет!
А давайте теперь посмотрим с точки зрения такой области исследования — «теологического объяснения хода исторического процесса». Давайте скажем, что Бог дал России Путина — это, думаю, гораздо ближе нашей духовности и понятнее народу, чем всякие политологические и конспирологические инсинуации. Давайте скажем, что обрушившиеся на Россию в XX веке беды — это наказание за грехи и, претерпев это наказание, погрязнув в болоте бандитизма и нищеты, в полушаге от распада Россия получила Путина свыше ради ее спасения. Чувствуете, как наполняется надеждой и гордостью сердце, как крепнут уверенность в себе и патриотический порыв? Может быть, здесь и схвачена сущность произошедшего?
Иной, конечно, спросит в лоб: ты, Экономов, сам-то в эту ахинею веришь? Но дело-то, коллеги, вовсе не во мне! Дело в практической пользе и значимости определенных идей, в том, насколько они способны помочь нашей Родине пережить смутные времена. И тут вера может дать нам гораздо больше, чем физика с математикой и биологией. Так что важнейшей из наук для нас может оказаться именно она, теология.
Ваш Иван Экономов
Вообще то человеку нужна Вера, а не теология.Так как Библия это двойной перевод Торы (1-й был сделан по заказу Птолемея 2 — на греческий, 2-й на др. языки).Обратимся к первоисточнику.В толковании Торы, вопрос веры раскрыт однозначно. Бог создал человека по образу и подобию своему, при этом он запретил изготавливать как иконы, так и идолов т.е. его образ — бесконечные космос, энергия и знания. Подобие — требует, чтобы человек верил в самого себя, свой путь, непрерывно работал над собой стремясь реализовать свое предназначение.Если правильно построить преподавание естественных наук, т.е. начинать изучение с научного метода исследования, то теология очень быстро превратится в лишний предмет захламляющий сознание.
Ещё в 50-е годы прошлого века было признано, что философия не является наукой. Именно поэтому учёный и философ по разному подходят к познанию мира.
Я за моногамию.
Поэтому давайте не путать.
науку — учёному, а веру — попу.