5 ноября в Новосибирском государственном университете прошла ставшая уже традиционной Антинаучная конференция. Ее организаторы и участники уверены, что они не просто смеются и развлекаются столь странным образом, но еще и популяризируют научный подход, борются со лженаукой и заставляют ученых относиться к своим исследованиям «без звериной серьезности».
У всех факультетов НГУ есть своя «фишка»: гумфак прославился не только в университете, но и на весь мир «Тотальным диктантом», мехмат и геологи пытаются повторить подвиг гумфака вполне успешным внедрением в жизнь «Контрольной суммы» и «Контурной карты». Физики же известны в Новосибирске не только своим юмористическим клубом «Квант», но и Антинаучной конференцией, ежегодно проводимой этим самым клубом. Создатели конференции сравнивают ее со Шнобелевской премией в науке. Не слишком серьезно на первый взгляд, но очень увлекательно. Конечно, участники конференции в большинстве своем таких серьезных исследований, как номинанты Шнобелевки, не проводят. Зато и денег на свои исследования не просят. Появилась Антинаучная конференция НГУ в 1980-х. И с тех пор успешно существует на радость студентам и молодым ученым. В этом году в конференции приняли участие восемь докладчиков. Физики, экономист, математик и даже гуманитарий поднимали такие антинаучные проблемы, как поиск друзей и формирование крепкого сна у слушателей на научной конференции, валентность девушек и разбор поэзии современной попсы, методы и законы антинауки и даже потенциал школьников.
Почетное третье место строгое жюри присудило докладу Данилы Третьякова об импортозамещенной физике. Данила вполне логично рассудил, что во времена, когда страна отказывается от целого ряда импортных продуктов, лекарств, техники, физикам тоже стоит прислушаться к призывам политиков: по-новому сформулировать отдельные законы и ввести свои, исконно русские единицы измерения. Так, закон о сохранении энергии он предложил считать эквивалентом пословицы «Баба с возу, кобыле легче». Закон о сохранении импульса: «Что посеешь, то пожнешь». Первый закон Ньютона в новой формулировке звучит: «Собака лает, караван идет. Собака молчит, караван находится в состоянии покоя или равномерно-прямолинейного движения». Второй закон Ньютона: «Сила есть — ума не надо, нужны масса и ускорение», третий закон Ньютона: «Как аукнется, так и откликнется». Вместо латинского слова «секунда» Данила предложил ввести понятие «потеха», «кельвины» заменить на «подштанники» (измерять температуру на улице, например, в том, сколько именно подштанников следует надеть), моли — на уже используемые для оценки количества вещества «крупный размер», «особо крупный размер» и «для личного употребления». Вспомнил Третьяков некрасовские строки о русской женщине, которая способна остановить на скаку коня. Исходя из этих строк, столь популярных в народе, докладчик предположил, что сила одной бабы равна одной лошадиной силе, т. е. 735,5 Вт. Своим научным руководителем докладчик весьма скромно прописал министра образования и науки Ливанова. Правда, на вопрос из зала о том, при каком количестве подштанников закипает вода, докладчик четкого ответа не дал.
Павел Кириленко, еще один студент-физик, чей доклад о потенциале школьника занял второе место, вызвал гул одобрения в зале, сравнив школу с потенциальной ямой. Как заметил докладчик, чтобы ее преодолеть, необходимо накопить нужную энергию в течение определенного количества времени (а именно 11 лет). Процесс можно ускорить, но для этого нужна дополнительно приложенная энергия. Можно провалиться из этой энергетической ямы в еще более глубокую, например ПТУ. Основной источник питания школьника, по мнению докладчика, — бабушка. А вот потенциал Павел предложил мерить «девульками». В зависимости от потенциала и некоторых других характеристик Кириленко выделяет шесть типов школьников, названных так же, как кварки. Очаровательные и странные школьники выделяются интуитивно, прелестных и истинных можно определить методом исключения (одни при исключении плачут, другие очень радуются), а на появление нижних и верхних влияет территориальный компонент.
Победительница Антинаучной конференции студентка мехмата Анна Плаксиенко попыталась научно обосновать народные приметы. Рассматривая черную кошку, которая, перебежав дорогу, как известно, приводит к несчастьям, Анна заметила, что кошки достаточно много едят и спят. При этом никто и никогда не видел толстых черных кошек, бегающих по улицам. Значит, у этих кошек при постоянном объеме должна расти масса и плотность. Что дает нам право сравнивать черных кошек с черными дырами. «У такой кошки бесконечная плотность и большая скорость, она искривляет пространство и время, образуются параболоиды и гиперболоиды. По собственному опыту могу сказать, что счастья они еще никому не приносили», — заверила слушателей Плаксиенко.
Утверждение о несчастливом числе 13 Анна доказывала от обратного. Допустим, что 13 — счастливое число. Значит, 13 пар в день, 13 экзаменов в сессию, 13 соседей в комнате — это счастье. Дойдя до явного противоречия, Анна предложила считать примету доказанной.
У слушателей-гуманитариев отклик нашло выступление студентки гуманитарного факультета НГУ Анны Иванютенко «Контекстуальный анализ современной русской песенной поэзии». «Думаю, Анна не заняла призовых мест только потому, что жюри состояло из физиков, — делится впечатлением Елизавета, историк по специальности. — Анне не только удалось „продернуть“ и посмеяться над предметом исследований филологов, но и ухватить их манеру подачи информации. Если Анна повторит свой доклад для более гуманитарной аудитории, думаю, ее ждет успех». В своем докладе Иванютенко взялась доказать, что произведения русской попсы имеют глубокую внутреннюю связь с традициями русской литературы. Так, в песнях Егора Крида ей удалось увидеть связь с Пушкиным и Блоком, в песнях Султана-Урагана — хронотоп дороги. Разбирая песню (именуемую в докладе балладой) «Едем, едем в соседнее село на дискотеку», Анне удалось найти все признаки волшебной сказки по Проппу с героем-помощником (папиной «Победой»), волшебным средством (фонотека) и т. д. Анна заверила слушателей, что эти стихи даже отсылают нас к Толкиену и тогда нам становится понятнее задача героев уйти из соседнего села без кольца…
Я не могла отказать себе в удовольствии спросить у организаторов конференции и членов жюри, не плодят ли такие мероприятия лженаучный подход. Симпатии ко мне у всех, кому задать вопрос удалось, заметно поубавилось… «Во-первых, лжеученые не просто фантазируют, они таким образом зарабатывают деньги, — отрезал председатель жюри профессор Пальчиков. — Во-вторых, это всё же в первую очередь юмористическое мероприятие. А чувство юмора настоящим ученым еще никогда не вредило. Ну и наконец, несмотря на всю несерьезность докладов, двум победителям из трех удалось сохранить строгий научный подход к объекту своего исследования».
Фото А. Давлетгильдеевой,
пресс-служба НГУ
Если баба останавливает на скаку коня, то следует ли из этого, что её сила равна лошадиной? По-видимому, нет, ведь баба должна придать коню очень значительное отрицательное ускорение.
Надо немного уточнить: сила ее воздействия равна лошадиной. Тут уж никуда не денешься: как-никак, третий закон…
Но все-таки, классическая русская литература исполнена гуманизма: если бы Николай Алексеевич решил выбрать в качестве героини, скажем, каменную бабу, результат был бы тем же, но коню мало бы не показалось. :)
Нет-нет, тут применим не третий, а второй закон. Равной силы было бы достаточно, чтобы удерживать коня на месте. Но у классика сказано однозначно: остановит на скаку, для этого нужна превосходящая сила. Это даже интуитивно очевидно, не говоря о школьной программе.
Не готов согласиться: все-таки «на скаку», как мне кажется — это не в момент, а в процессе «скака». :) И если в момент «скака» к сферическому коню в вакууме для сообщения ему нужного ускорения прикладывается некая сила, которую можно компенсировать равной силой противоположной направленности, то в процессе движения сила уже не прикладывается, и означенный конь движется прямолинейно и равномерно (первый закон :) ). Соответственно, сила воздействия возникает лишь тогда, когда оный конь во всю дурь врезается в пресловутую бабу, которая в силу присущего ей коэффициента упругости останавливает живность на скаку либо мягко (что и нашло отражение у классика), либо расшибает ее в лепешку.
Кстати, валентность девушек упомянута в заголовке, но в тексте никак не комментируется; вероятно, слишком грустная тема.
Думаю, после Менделеева здесь добавить нечего: сначала классическая моногамия, затем с повышением «отрицательности» одновременных связей становится все больше и больше, но после 7-и партнеров девушка устает и превращается в «благородную», нуль-валентную. Конечно, в соответствии с теорией, и ее можно заставить реагировать, но тут уж потребуются совсем героические усилия каких-нибудь «мачо». :)
Конечно, тему можно было раскрыть более подробно, но ведь химиков, как я понял из текста статьи, среди докладчиков не было. :(
Раскудрить твою валентность
через медный купорос.
Ё!