Абсолютное большинство экспертов, ученых и технологических предпринимателей согласно с тем, что в течение следующих 10–15 лет беспилотные транспортные средства смогут кардинально изменить способы передвижения человека в привычных ему стихиях — по поверхности суши, по воздуху или по морю. Изменится не только ландшафт городов. Формы собственности могут радикально трансформироваться: если доступное везде и всегда такси без водителя обходится значительно дешевле, чем личный автомобиль, то к чему право собственности на автомобиль?
Изобретатели, ученые, фантасты, футуристы и просто сказочники говорили о беспилотниках давно. Говорим «САМОлет», но помним, что большие и серьезные самолеты пока еще не всегда летают сами — нужен пилот или оператор для дистанционного управления. Мы говорим «АВТОмобиль», помня, что все окружающие нас автомобили управляются водителем.
Никола Тесла был первым, кто перевел фантазии в реальность и продемонстрировал более ста лет назад первую лодку, управляемую дистанционно, положив начало не только морской робототехнике, но и всей теме беспилотников. Первые опыты с беспилотными самолетами — 20-е годы прошлого века. В конце 1930-х годов появились первые телеуправляемые танки. Неудивительно, что их создали в Советском Союзе. Весь ХХ век основными заказчиками беспилотников в любых средах, включая космические, были военные. В СССР с его милитаризованной экономикой и наукой тема автономного и телеуправляемого движения активно развивалась: мировой рекорд «Лунохода-2», поставленный в 1972-м, — 42 км поездки по внеземной поверхности — держался более сорока лет. Достижения наших соотечественников из Института проблем морских технологий Дальневосточного филиала РАН по созданию необитаемых морских аппаратов до сих пор остаются во многом непревзойденными.
Начало XXI века кардинально изменило подход к беспилотникам. Тому есть две причины. Первая причина — известные заокеанские организаторы всяческих прорывных изобретений из DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency). Эти парни придумали Интернет, GPS и много чего еще, провели конкурс DARPA Grand Challenge, целью которого было создать транспортное средство, чтобы проехать по пустыне Мохаве (США) 211 км в полностью автономном режиме. Задачей DARPA было создание автономного медицинского транспортера, который смог бы эвакуировать раненого бойца с поля боя. В 2007 году несколько команд успешно ее осуществили. Хотя DARPA свою своей цели так и не достигло: эвакуатор не был создан; но агентство решило куда более значимую задачу (serendipity) — основало целую отрасль автономных транспортных средств. При этом решение не имеет «космического» ценника.
Вторая причина появления нового рынка беспилотников — дешевые сенсоры. У роботов появились недорогие «глаза», которые видят во всех частях электромагнитного спектра. Лидары (лазерные дальномеры), радары, камеры оказались доступны по цене — по крайней мере, для исследовательских проектов. Благодаря командам университетских энтузиастов появились в открытом доступе библиотеки программ для обработки изображений. Сейчас уже, наверное, в каждом крупном университете есть свой центр по автономному транспорту — наземному, морскому или воздушному.
Государства по всему миру одно за другим объявляют о программах поддержки развития робототехники и автономного транспорта для гражданского применения — такие программы приняты в США, Европейском союзе, Корее, Японии, Китае. Стратегическую важность направления сложно переоценить: основная причина всех смертей на дорогах — ошибка водителя. Очевидно, что необходимо убрать человеческий фактор из транспортного уравнения. С другой стороны, рынки беспилотников только начинают формироваться. Это означает, что у России появляется шанс занять достойное место в мировой технологической гонке.
Системное начало поддержки решения этой проблемы заложено в Национальной технологической инициативе, которая ставит целью создание в России прорывных технологий для действий в трех средах — над этим работают группы АutoNet, AeroNet и MariNet.
В России созданы два главных центра развития технологий робототехники и автономного транспорта. Фонд перспективных исследований сосредоточен на технологиях оборонного применения, а робототехнический центр Сколково поддерживает технологии для гражданской сферы. Одной из задач сколковского робоцентра является идентификация и помощь прорывным проектам, создающим технологии для автономных транспортных средств — наземных, воздушных или морских. Предыдущими поколениями инженеров задача мобильности в целом решена. Актуальная задача науки — увеличение степени автономности и коллаборативности робототехники. И именно в решении этой задачи робоцентр Сколково видит максимальный потенциал для коммерциализации отечественных наукоемких технологий.
Одной из форм поддержки отечественных исследователей является конкурс, проводимый робоцентром Сколково совместно с ФАНО России для стимулирования коммерциализации научно-исследовательских проектов в области беспилотных транспортных средств и систем помощи водителю. В конкурсе могут принять участие подведомственные организации ФАНО России, малые и средние инновационные компании, вузы и научные организации и даже независимые команды разработчиков.
Начиная с 1 декабря 2015 года ведется прием заявок по направлениям: наземные автономные беспилотные ТС, наземные безэкипажные ТС, воздушные беспилотные и безэкипажные ТС, подводная робототехника, морская робототехника, системы помощи водителю. Итоги конкурса будут подведены 18 февраля. Победители получат право на получение грантов от Фонда Сколково в размере от 1 до 5 млн руб. Основными критериями при оценке проектов являются конкурентные преимущества, реализуемость, инновационность, перспективы коммерциализации и опыт членов команды проекта. Подать заявку на конкурс можно на нашем сайте http://robotics.sk.ru.
Ох, уж эти… ИТР. К чему право собственности на автомобиль? А к чему облигации Боуи?
И потом — ткань действительности — очень тонкая. Вам, раз за разом, доказывает это мать-природа, как сегодня, Даниэлла…