Апология книги

Владимир Успенский
Владимир Успенский

Лауреат премии «Просветитель» 2015 года сборник «Математическая составляющая». «Это уникальная и необходимая книга», считает математик и лингвист Владимир Андреевич Успенский, автор «Апологии математики». В 2010 году она тоже удостоилась премии «Просветитель».

Решение жюри премии «Просветитель» я уважаю даже тогда, когда я с ним не согласен — как это, скажем, было в 2014 году; номинацию не называю, но полагаю, что это решение запомнилось многим именно своею странностью. Решение же этого года в номинации «Естественные и точные науки» мною радостно приветствуется — тем более что мною написаны шесть страниц (с 98-й по 103-ю) из 151 страницы книги-лауреата, отчего я стал одним из 16 откликнувшихся на приглашение ее авторов.

Случалось, что приглашенный автор написал всего одну страницу — впрочем, вполне содержательную. Авторами некоторых статей выступили сами редакторы-составители, коих было три: Николай Николаевич Андреев, Сергей Петрович Коновалов, Никита Михайлович Панюнин. Так что общее число авторов книги, включая Алексея Николаевича Крылова (1863–1945), — двадцать.

Слева направо: Н. Панюнин, Н. Андреев и С. Коновалов. Фото премии «Просветитель»
Слева направо: Н. Панюнин, Н. Андреев и С. Коновалов. Фото премии «Просветитель»

Меня уговорил написать шесть страниц Николай Николаевич Андреев, известный автор «Математических этюдов», воплощенных в анимационных видеоклипах. Мое колебание было вызвано сомнением, смогу ли я написать нечто достойное поставленной задачи. А замысел составителей был по-настоящему оригинален: собрать под одной обложкой короткие тексты, в которых отражалась бы конкретная роль математики — «математическая составляющая» — в тех достижениях цивилизации, которыми пользуется человечество.

Любимой книгой раннего детства моих сверстников была «Что я видел» Бориса Житкова (кстати, двоюродного деда великого российского математика и популяризатора математики Владимира Игоревича Арнольда). Когда герой этой книги Алёша Почемучка подрастет, он начнет задавать более сложные вопросы, чем в книге Житкова. И обнаружит, что на многие из них ответ дает математика — как посредством установленных математикой фактов, так и посредством выработанных в этой науке методов мышления.

Каково расстояние до горизонта? Почему крышки люков, утопленные в тротуары и мостовые, всегда круглые, а квадратные — очень редко? А могут ли эти крышки иметь и отличную от круга форму? Почему поезда не сходят с рельсов при поворотах, при том что жестко насаженные на ось колёса, образующие колесную пару, проходят при повороте пути различной длины? Как устроить шифр, который нельзя было бы разгадать? Почему свет от катафота идет в глаза освещающего его своими фарами автомобилиста, а не уходит куда-нибудь в сторону?

Может быть, он еще раньше спросит, почему, когда родители уговаривают его выпить полбокала лекарства и он выпивает это налитое в бокал лекарство, удерживая палец на половине высоты, чтобы никоим образом не выпить больше, — почему в результате оказывается, что, несмотря на все меры предосторожности, он каждый раз выпивает больше половины.

А в старших классах Почемучка спросит, а проявляется ли как-нибудь кривизна нашего пространства в практической деятельности людей; и узнает, что да, проявляется. Он спросит, почему считается, что в немецком языке четыре падежа, а в венгерском только основных (то есть употребляемых с любыми словами) — 18, да и что такое вообще падеж; и узнает, что ответ на этот вопрос дал великий математик Колмогоров. А если он спросит, как проще и быстрее всего найти наибольший общий делитель двух чисел, то с удивлением узнает, что быстрее всего работает старый добрый алгоритм Евклида, известный человечеству уже две с половиной тысячи лет. А если спросит, как быстро умножать большие числа, узнает, что такой алгоритм придумали лишь в XX веке.

На все указанные вопросы Почемучка получит ответ в книге «Математическая составляющая». На мой взгляд, ее уникальность состоит в том, что это первая книга в отечественной научно-популярной литературе, в которой, как сказано в аннотации, «рассказывается как о математической „составляющей“ крупнейших достижений цивилизации, так и о математической „начинке“ привычных, каждодневных вещей». Другая особенность книги — популярно-описательный стиль изложения, рассчитанный на самые широкие круги читателей. Количество формул сведено до минимума, зато широко используется такое мощное средство воздействия на читателя, как цветной рисунок; художнику-оформителю

Роману Александровичу Кокшарову — отдельная благодарность.

Необходимость подобной книги вызвана тем, что широкий круг читателей, подготовленных к чтению классических популярных книг о математике, за последние четверть века практически исчез и сейчас

надо формировать его заново. Рассматриваемая книга предлагает свой способ решения этой важной задачи: математика предстает в книге не как обособленная наука, а как скрытая часть явлений и предметов окружающего мира. Этого, как правило, не осознают даже подкованные в инженерно-техническом отношении специалисты: понимая, как устроены различные технические приспособления, они в большинстве случаев не понимают, где в них скрыта та математика, на основе которой эти приспособления созданы.

Книга рассчитана на самые разные категории читателей. Дети, читая ее, могут задавать вопросы родителям, родители могут и сами прочесть тот или иной сюжет и порекомендовать его ребенку, рассчитывая на совместное обсуждение. Еще одна целевая аудитория — те, кто принимает важные решения: как сказано в предисловии, «от школьника, выбирающего свою будущую профессию, до государственного деятеля, определяющего приоритеты в развитии страны».

Калейдоскоп сюжетов и разнообразие стилей — еще одна особенность книги. Многообразие сюжетов дает возможность каждому читателю найти что-то лично его заинтересовавшее. У книги двадцать авторов, у каждого свой стиль, это наделяет книгу «лица необщим выраженьем». Возможность получения читателем научной информации из первых рук — важное достоинство книги.

Наконец, книга превосходно издана, что, вкупе с содержанием, делает ее эталоном в современном научном книгоиздании. Техническому редактору Михаилу Юрьевичу Панову — отдельная благодарность.

Редакторы-составители совершили научный подвиг, сперва замыслив проект, казавшийся поначалу фантастическим и неосуществимым, а затем его осуществив. Доведение замысла до книги, которую можно взять в руки, потребовало значительных усилий от участников проекта. Одни только переговоры с авторами чего стоили! Ведь от каждого из них (кроме Алексея Николаевича Крылова) необходимо было добиться текста, не выбивающегося из принятого в книге стиля. Некоторые замечательные статьи (например, о расстоянии до горизонта) написали сами редакторы-составители.

Фото Н. Деминой
Фото Н. Деминой

Когда во время церемонии вручения премии редакторы-составители книги были вызваны на сцену, знаки лауреатства были распределены между ними: одному вручили диплом и ритуальную статуэтку, на другого надели мантию, на третьего — квадратную академическую шапочку с кисточкой.

Это можно видеть на записи https://youtu.be/VbcAv5fV1ME, на каковой можно послушать также выступления редакторов-составителей книги-лауреата. Какова дальнейшая судьба мантии, шапочки, статуэтки и диплома, запись не сообщает. Можно предполагать, что они будут храниться в лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института им. В. А. Стеклова ныне РАН, где состоят все трое вызванных на сцену.

Фото В. А. Успенского с сайта gorod.afisha.ru

Математическая составляющая. Н.Н.Андреев, С.П.Коновалов, Н.М.Панюнин (ред.-сост.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: