Советский архитектор Илья Александрович Голосов оставил нам, москвичам, несколько примечательных зданий, упомянутых во всех путеводителях и трудах по истории советской архитектуры. Наиболее известны два из них: это так называемый дом с фигурами (угол Подколокольного переулка и Яузского бульвара) и Клуб им. Зуева (Лесная улица, 18).
Илья Александрович Голосов родился 31 июля 1883 года в Москве в семье священника. В 1898 году Илья Голосов и его старший брат Пантелеймон (род. в 1882 году) поступили в Московское Строгановское художественно-промышленное училище с надеждой в дальнейшем стать архитекторами. Это им удалось. Более известен младший из братьев, Илья Голосов; о нем мы кратко и расскажем.
После полного курса Строгановки Илья Голосов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 году со званием архитектора. Студентом он был активным и прилежным, работал — как это было тогда принято — помощником у известных мастеров, в частности у Щусева и Грабаря; занимался обмерами памятников архитектуры и готовил материалы для «Истории русского зодчества» и журнала «Старые годы».
Войну 1914 года Илья Голосов встретил сложившимся профессионалом. Он был призван в армию, где занимался строительством сооружений для тыловых частей. В 1918 году Голосов поступил в архитектурную мастерскую Моссовета, которой в то время руководил Иван Жолтовский — знаменитый архитектор-неоклассик, мастер большого масштаба. Под его влиянием Илья Голосов увлекся вопросами формообразования в архитектуре — он искал новые формы, которые бы вобрали достижения классиков.
Тем временем магистральным направлением в советской архитектуре стал конструктивизм. По существу, это был функционализм с акцентом на соответствие идеям нового стиля жизни: стране нужны были здания с новым назначением — фабрики-кухни, рабочие клубы, «дома-коммуны», дворцы культуры.
Напомним, что примерно до середины 1930-х годов советские архитекторы еще имели возможность поездок за рубеж и личных контактов с мастерами Запада. Сам Ле Корбюзье, как известно, не только приезжал к нам, но и построил знаменитое здание Центросоюза на Мясницкой, 39. Тем самым до поры советские архитекторы фактически жили в общеевропейском культурном и архитектурном пространстве, где пребывали, например, вилла «Савой» Ле Корбюзье (1928), знаменитое здание Баухауза в Дессау (Вальтер Гропиус, 1925). Поэтому, восхищаясь, например, зданием Клуба им. Зуева — а это, на мой взгляд, действительная удача Ильи Голосова, — мы не должны искать здесь прямых влияний: это памятник эпохи.
В здании Клуба им. Зуева воплощен излюбленный мотив героя нашего рассказа цилиндр — как главный акцент композиции при равновесии масс, в которые цилиндр вписан. Голосов создал много проектов, в которых композиция основана на игре крупных объемов. Продуктивность архитектора была удивительной: он участвовал в большинстве важных архитектурных конкурсов того времени, и, как правило, его проекты занимали первые места. Реализованными, разумеется, оказывались немногие из них, но бесспорно влияние архитектурного мышления Ильи Голосова на современников — тем более что он был скорее практичен, нежели радикален.
Показателен проект здания Русгерторга (1926) — его можно было бы реализовать и сегодня. И проектов этого уровня и подобной тонкости проработки у Голосова немало. При этом архитектор счастливо избежал «крайностей» конструктивизма, а к середине 1930-х и вовсе с конструктивизмом простился.
Примером этому может служить здание, известное москвичам как «дом с фигурами», хотя собственно фигуры (т. е. скульптуры, стоящие у композиционного центра здания — огромной арки для въезда во двор) в памяти москвичей остаются некими условными знаками, поскольку, кто там изображен, мало кто помнит.
Голосов всю жизнь преподавал в МАРХИ; к сожалению, мне не удалось найти отзывов его учеников. Умер Илья Голосов в 1945 году.