Диссернет таранит крепость юристов

Юристам наряду с экономистами и педагогами принадлежит пальма первенства по числу обнаруженных Диссернетом не оформленных надлежащим образом заимствований в диссертациях. Они прочно удерживают третье место в плагиаторских соревнованиях. На рис. 1 мы видим, каким образом распределились обнаруженные Диссернетом диссертации с неоформленными заимствованиями по специальностям.

Рис. 1. Распределение диссертации с неоформленными заимствованиями по специальностям
Рис. 1. Распределение диссертации с неоформленными заимствованиями по специальностям

При рассмотрении заявлений Диссернета о лишении ученых степеней юридические диссертационные советы наиболее упорно отстаивают право своих «птенцов» на списывание. И экспертный совет по праву ВАК Министерства образования и науки РФ к таким «птенцам» также весьма лоялен. Степень этой лояльности находится в прямой зависимости от должностного положения юриста, которого требует лишить ученой степени Диссернет.

Каких только экзотических с логической и юридической точки зрения объяснений многостраничных дословных совпадений в диссертациях юристов с чужими трудами без ссылок на их авторов не довелось наслушаться активистам Диссернета в юридических диссертационных советах и экспертном совете ВАК! Остепененные юристы на голубом глазу рассказывали нам, что учебники и монографии можно дословно списывать в диссертацию, не делая на них ссылки, поскольку в них содержится общеизвестное знание. Еще они убеждали нас в том, что два разных автора независимо друг от друга могут одинаково, вплоть до предлогов и междометий, анализировать закон, поскольку речь идет об анализе одного и того же текста закона. А еще некоторые остепененные юристы считают, что юридическая статистика может полностью совпадать сразу по нескольким десяткам показателей в разных регионах нашей страдающей от эпидемии плагиата страны.

Ввиду этого рьяного, вплоть до стремления лечь костьми, противостояния Диссернету пока не удалось добиться лишения ученой степени кандидата или доктора юридических наук ни одного судьи или прокурора. Всего к настоящему времени Диссернетом подано 31 заявление о лишении ученой степени в отношении остепененных юристов. В итоге пока лишились ученых степеней только двое — Дмитрий Ворновских, депутат Заксобрания Ленинградской области [1], и Владимир Платонов [2], председатель Московской городской думы с 1994 по 2014 год, — он сам подал заявление в Высшую аттестационную комиссию с просьбой лишить его ученой степени [3].

Однако отступать Диссернет не намерен и будет таранить эту крепость дальше. Юристы формируют состояние законности в нашей стране, и чем больше среди них юристов-плагиаторов, то есть нарушителей, тем меньше у нас шансов на принятие разумных законов и правильное их применение.

Зачем в принципе юристу, то есть обладателю довольно востребованной профессии, ученая степень, присужденная за сомнительную, наспех слепленную диссертацию? Это не только возможность бравировать перед коллегами и знакомыми визитной карточкой, на которой под фамилией, именем и отчеством золотым тиснением выбито: «кандидат/доктор юридических наук». Разумеется, есть достаточное количество юристов, чьи потребности недалеко ушли от потребностей дикарей в увешивании себя стеклянными бусами для демонстрации превосходства над соплеменниками. Но это еще не всё. Юристам разных профессий наличие ученой степени дает дополнительные бонусы.

Адвокат под ученую степень может выбить себе более солидный гонорар с клиента. Остепененные юристы освобождаются от сдачи экзамена, требуемого для получения должности судьи, а при сдаче экзамена на получение статуса адвоката — от вопросов по научной специальности диссертационного исследования. Остепененные прокуроры, следователи, судьи получают доплаты и надбавки за ученую степень. У них и других юристов-чиновников наличие ученой степени отражается в разнообразных аттестациях и представлениях на присвоение классных чинов, званий и при назначениях на вышестоящие должности.

Всё это добавляет юридическим специальностям популярности у плагиаторов и диссеродельных фабрик.

Мы уже неоднократно писали, что Диссернет не просто ищет плагиаторов, но и исследует диссеродельный бизнес как таковой. Диссернет устанавливает, в каких вузах и диссертационных советах защитилось больше всего деятелей, в диссертациях которых найдены не оформленные надлежащим образом заимствования из чужих научных трудов, отслеживает научные журналы, облюбованные такими деятелями для своих публикаций и с удовольствием эти публикации принимающие.

Рис. 2. Вузы и научно-исследовательские учреждения, лидирующие по количеству претензий
Рис. 2. Вузы и научно-исследовательские учреждения, лидирующие по количеству претензий

На рис. 2 можно видеть, как выглядит десятка вузов и научно-исследовательских учреждений, лидирующих по количеству защищенных в них юридических диссертаций, к которым Диссернет имеет претензии по части не оформленных в соответствии с установленными требованиями заимствований. Сразу четыре из них относятся к системе МВД РФ. Это весьма согласуется с тем, что у общественности в нашей стране именно к полиции масса претензий по поводу нарушений законности в ее деятельности, именуемой правоохранительной. На рис. 3 вы видите паутину взаимосвязей между журналами, избранными для публикаций остепененными юристами, чьи диссертации поставлены Диссернетом под сомнение в плане самостоятельности написания, и диссоветами вузов, где эти диссертации защищены.

Рис. 3. Журналы по праву в привязке к диссоветам и липовым диссертациям. Изображение: А. Абалкина
Рис. 3. Журналы по праву в привязке к диссоветам и липовым диссертациям.
Изображение: А. Абалкина

На рис. 4 показано количество сомнительных публикаций в журналах, возглавляющих список лидеров. На первом месте издание с говорящим названием «Черные дыры в российском законодательстве». Активисты Диссернета по результатам исследования диссертаций, места их защиты и публикаций по их тематике, взаимоотношений диссертантов, их руководителей и оппонентов отмечают, что у экономистов и педагогов прослеживаются четкие взаимосвязи и взаимодействия в треугольниках «диссовет вуза — экспертный совет ВАК — журнал», тогда как у юристов это действительно «паутина», сеть, цепляющая всё, что можно зацепить, или огромная «черная дыра», вовлекающая в свою орбиту любой околонаучный мусор.

Рис. 4. Журналы, возглавляющие список сомнительных лидеров
Рис. 4. Журналы, возглавляющие список сомнительных лидеров

По большому счету чистка Диссернетом авгиевых конюшен диссертационного плагиата по юридическим специальностям только начата. В «закромах» своего часа дожидаются еще несколько десятков заявлений о лишении ученых степеней сомнительных кандидатов и докторов юридических наук. Непаханое поле юридических диссертаций для проверки на наличие некорректных заимствований уходит своими краями за горизонт…

Ника Шадова

1. dissernet.org/expertise/vornovskikhdv2010.htm

2. dissernet.org/expertise/platonovvm2010.htm

3. https://meduza.io/news/2015/04/22/byvshiy-spiker-mosgordumy-otkazalsya-ot-uchenoy-stepeni-iz-za-obvineniy-v-plagiate

6 комментариев

  1. ну а в чем собствеенно есть предмет юридических наук набор выученнык законов которые затем к- то трактуются никакого творчества тут нет цитирование свода законов пример антиесте6ственной тн науки

  2. ну тн ученые юристы вечно будут переписывать и трактовать кто во что гоазд своды законов компиляция неизбежна надо проверять списанное ими на грамотность

  3. По поводу мест.
    То, что экономисты на первом — это понятно. Экономисты — они по определению чуть-чуть жулики. Как говорил один мой соавтор из ФРГ (ныне покойный, увы): «Бизнес — это почти преступление, потому что б-мен хочет купить подешевле, а продать подороже».
    То, что педагоги на втором месте — обидно и не очень понятно.

    А вот что юристы в лидерах — очень поучительно. Жулики охраняют закон!
    Ну, адвокаты — это понятно. Известный (плачущий) адвокат Резник как-то сказал по ящику, что адвокаты законы трактуют по-своему (или что-то в этом роде — точней не помню).

    Хорошо бы еще разделить адвокатов и прокурорских работников…

    1. 1. «То, что экономисты на первом — это понятно. Экономисты — они по определению чуть-чуть жулики.»
      Не по этой причине. У нас быть официально признанным экономистом почти автоматически означает быть либералом. Быть настоящим либералом и не стремиться демонополизировать нашу экономику нельзя. А проблема в том, что демонополизировать наши основные отрасли в обозримой перспективе невозможно, а ту же электроэнергетику вдобавок и абсолютно нерационально. Причём даже слабые попытки в этой области (реальные, а не фиктивные) наталкиваются на сопротивление стоящих у власти олигархов. Сопротивление же это имеет две причины: во-первых, они не дадут лишить себя собственности, и, во-вторых, создать истинно рыночные условия для наших крупных предприятий значит ликвидировать соответствующее производство.
      Вот и получается, что нужно совмещать либерализм на словах и монополию на деле. Поэтому официальный экономист-либерал должен либо иметь очень специальное устройство мозга, либо быть жуликом.
      2. «То, что педагоги на втором месте — обидно и не очень понятно.»
      Педагоги — очень зависимые люди. От них просто требуют степень.
      3. «А вот что юристы в лидерах — очень поучительно. Жулики охраняют закон!»
      Естественно. У нас по закону наказывают только тех, кто украл немного. Тех, кто украл много, у нас наказывают по какой угодно другой причине. При олигархической власти иначе и быть не может.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: