Николай Подорванюк, редактор отдела науки «Газета.Ru», науч. сотр. ГАИШ МГУ:
Троицкий вариант — Наука» празднует юбилей, а в юбилей принято произносить тост. Поэтому я и буду отталкиваться от алкоголя. Два года назад я был в городе Кашине Тверской области и в меню местного заведения питания неожиданно обнаружил коктейльную карту. Серьезность документа была подкреплена полкой с настоящими иностранными спиртными напитками и барной стойкой, пусть и сделанной из потрепанной ДСП. Не подвергнуть такое предложение испытанию я не мог и сделал заказ: самбука. В классическом исполнении сей напиток принято налить в стакан, поджечь и аккуратно перелить горящую жидкость в другой стакан; первый же стакан при этом ставится на блюдце вверх дном так, чтобы оставшиеся горящие пары ликера можно было втянуть в себя через трубочку. «Откуда ж им тут, в городе Кашине, знать про такие тонкости?» — ехидно подумал я. «Барменша» же взяла в руки бутылку с самбукой и пустой стакан, крикнула на кухню: «Людк, а Людк! Принеси стакан для самбуки. Один-то у меня есть», — и, получив второй стакан, блестяще исполнила заказ!
После этого случая у меня появилась мечта: что-бы такие ситуации стали не исключением из правил, а обыденностью, чтобы у людей в российской провинции появилось чувство вкуса в алкогольных напитках. Чтобы подавляющее большинство людей, живущих в провинции, не похмелялось крепким пивом по утрам, не пило днем дешевое прокисшее пиво по подворотням и не пило паленую (лишь бы дешевая и «торкала») водку по вечерам. Чтобы люди понимали: если уж пить — то пить хорошее. Если пить вино — то сделанное не из «виноматериалов» в тех городах, где заведомо не может вырасти виноград, как Москва или Санкт-Петербург, а настоящее вино из настоящих винодельческих регионов. И если пить вино — то знать, что белое вино надо подавать охлажденным, а красному вину желательно давать время насытиться кислородом.
Алкоголь — неизменная часть истории человечества, с этим ничего не поделать. Подавляющее большинство людей на планете употребляют алкоголь. Но то, как они употребляют алкоголь, является показательным. Если в российской провинции люди начнут пить алкоголь не для того, чтобы «уколоться и забыться», это будет означать, что у людей есть смысл жизни, что у них есть интересное им занятие, что у них есть чувство собственного достоинства.
А раз так, значит, в этих населенных пунктах будет зачинаться какой-то прогресс, который может привести к развитию сферы услуг в этом регионе, к появлению хороших и качественных (не «совковых») гостиниц, к появлению той инфраструктуры, которая будет позволять региону приглашать и достойно принимать гостей. И может быть, рано или поздно наступят те времена, когда съездить, например, из Москвы в Вологду — по хорошей качественной автомагистрали или скоростной железной дороге — будет быстрее, чем слетать из Москвы в Вену.
А если у человека появится чувство вкуса и чувство собственного достоинства — значит, у него неминуемо появится интерес к науке. Потому что он будет пытаться самостоятельно разобраться в тех процессах, которые его окружают: от того, что же собой представляет звездное небо у него над головой, до того, почему же у него в городе на центральной улице асфальт в выбоинах. И на этой стадии ему понадобится наше сообщество ученых, популяризаторов науки и научных журналистов. С юбилеем, «Троицкий вариант — Наука»!