В статьях [1] и [2] мы уже касались темы «фантастического» развития науки в МФТИ, связанного в основном с программой топ-100 выхода в мировые рейтинги. По нашему мнению, главный вклад в продвижение МФТИ в мировые рейтинги дают традиционные области: физика, теоретическая физика и отчасти математика. Собственно, в ближайшее время МФТИ собирается войти в топ-100 только в предметном рейтинге Times Higher Education по физике, по своей основной специальности. При этом руководство института уже который год продолжает настаивать, что будущее МФТИ — это биологические и медицинские дисциплины. Никто не будет спорить, что сотрудничество с этими областями науки бывает весьма плодотворно для института. Как нам известно, базовые кафедры в институтах РАН биологического профиля исправно производят публикации с участием приписанных к ним студентов МФТИ.
Однако в этот раз мы хотим обсудить новые подразделения в МФТИ, которые не занимаются образованием, их сотрудники не ведут занятий в институте, и при этом их научная деятельность также вызывает большие сомнения. Мы в первую очередь обратим внимание на те подразделения, для которых МФТИ строит специальные здания, осуществляя миллиардные капиталовложения. Для начала рассмотрим Инжиниринговый центр МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым [3], финансируемый, в частности, по Федеральной целевой программе развития образования [5].
Начнем с собственно финансирования. В программе предусмотрена постройка двух корпусов МФТИ для этого центра, которые в документе именуются «учебно-лабораторные корпуса № 1 и № 2». Из документа следует, что на постройку этих корпусов и сопутствующих коммуникаций уже выделено более 1 млрд руб. и, видимо, будет выделено еще, так как по корпусу № 1 в указанной программе запланированы только проектно-изыскатель-ные работы, а когда-то должны будут пойти и строительные. Мы как преподаватели надеемся, что помимо Инжинирингового центра в этих корпусах сделают хотя бы парочку лекционных аудиторий, которых сейчас институту так не хватает в связи с резким наращиванием набора студентов.
Ну хорошо, а что же будет происходить в этом Инжиниринговом центре? Хорошее представление об этом дает список публикаций центра за 2015 год [4]. В нем всего десять публикаций, семь из них в российских журналах. Российские журналы вроде подозрений не вызывают, в список ВАК входят.
Но есть три статьи в иностранных журналах, которые мы рассмотрим повнимательней. Две из них [6, 7] опубликованы в Journal of International Scientifc Publications, на сайте которого можно увидеть типичную картину — редколлегия из стран третьего мира (правда, не обошлось и без россиян), обещание опубликовать статью за 250 евро в течение 30 дней (http://www.scientific-publications.net/en/deadlines-and-fees/). Также можно заметить, что пока успело выйти только два номера журнала, ни в какие системы индексирования журнал, само собой, не входит.
Еще одна статья [8] опубликована в Contemporary Engineering Sciences. Ситуация аналогичная — редколлегия из стран третьего мира, ни в какие индексы журнал не входит, публикации подешевле — 200 евро (www.m-hikari.com/ces/guide.html). Собственно, мы часто выгребаем у себя в спаме письма от этого издательства Hikari Ltd. с предложениями опубликовать статью у них недорого.
Не знаем, корректно ли экстраполировать, но нам кажется, что и другие аспекты деятельности Инжинирингового центра МФТИ будут идти в том же жульническом ключе, как их публикации.
Нужно сказать, что слово «инжиниринг» постоянно идет в комплекте с какой-то мутью и жутью. Тут уместно вспомнить Высшую школу системного инжиниринга МФТИ [9] и ее директора Григория Бубнова с его паленой диссертацией [10]. Мы были в свое время крайне удивлены информацией Диссернета [10] о плагиате в работе Бубнова и даже интересовались у руководства МФТИ, как же такой человек руководит подразделением МФТИ, которое по статусу эквивалентно факультету? Не пострадает ли репутация вуза? В ответ нам было заявлено, что деловые качества господина Бубнова ректорат устраивают, а с паленой диссертацией пусть разбирается ВАК. Надо сказать, что деловые качества господина Бубнова действительно неординарные, причем настолько, что даже официальный канал «Вести» обратил на них пристальное внимание в своем сюжете (www.vesti.ru/doc.html?id=2622918), а позже появилось сообщение Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=5487) о приостановке государственной аккредитации возглавляемого Бубновым Московского технологического института.
Вообще вопрос о «деловых качествах» многих новоиспеченных руководителей новоиспеченных же подразделений МФТИ заслуживает отдельного исследования. Например, упомянутый выше Инжиниринговый центр МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым возглавляет Т. А. Тавберидзе. Мы не нашли в открытых источниках информации о его научных достижениях или хотя бы о достижениях в сфере разработки трудно-извлекаемых полезных ископаемых. Но на ниве «эффективного управления» Тимур Арсенович отметился неоднократно: и как директор деревообрабатывающего комбината (http://goo.gl/JUJPZt), и, как всякий уважающий себя мебельщик, странными манипуляциями вокруг оборонного предприятия «Базальт» (http://goo.gl/yrwymY). Вероятно, живость характера и определенная склонность к авантюрам — необходимое условие для работы в любом инжиниринговом предприятии.
Ну и довеском к этому идет Биофармкластер/Биобизнесинкубатор МФТИ [11]. В качестве публикаций [12] вывешены старые статьи, вышедшие за границей. Можно было бы сказать, что публикации давно сделаны, а сейчас происходит их внедрение в практику. Но что-то о каких-то прорывных лекарствах и т. п. от этого подразделения пока не слышно. Во всяком случае, на международном уровне, а не на арбидольном. Однако здание для этого подразделения МФТИ построил, причем в итоге в нем не оказалось ни одной пригодной для использования в учебном процессе лекционной аудитории.
Также хотим отметить, что Биофармкластер/Биобизнесинкубатор регулярно упоминается в связи с тем, что такие известные ученые, как Барри Шарплесс, Валерий Фокин и другие, якобы работают в МФТИ. В указанном выше списке публикаций есть несколько статей Фокина, но в них не указан МФТИ как его аффилиация. Более того, у Фокина в базе данных Scopus удается обнаружить только одну статью [13], в которой он поставил аффилиацию МФТИ; да и та по всем признакам сделана без какого-либо участия МФТИ. То есть, если рассматривать Биофармкластер/Биобизнесинкубатор как инициативу по «скупке аффилиаций», то и с этой точки зрения он совершенно неэффективен. Самоочевидно, что в расписании занятий МФТИ найти лекции Фокина и других приписанных выдающихся ученых невозможно. Вместо этого иногда в Биофармкластере/Биобизнесинкубаторе проходят странные мероприятия типа лекции по креационизму, уже освещавшейся в статье [14].
Важно понимать, что огромные деньги тратятся институтом на поддержку и развитие этих явно сомнительных предприятий, в то время как традиционные для Физтеха направления ютятся в старых корпусах. Упомянем, что на родной для нас кафедре высшей математики для профессора личный рабочий стол (не то что кабинет) является несбыточной мечтой. Подавляющее большинство старых лабораторий жмутся в небольших комнатах, в которых не хватает места для оборудования. И даже удивительно, как в таких весьма спартанских условиях продолжается активная научная работа. Не хотелось бы прослыть ретроградами и противниками развития института в новых направлениях, однако мы сторонники того мнения, что новые направления не должны возглавляться учеными с сомнительной репутацией или даже совсем не учеными. Мы считаем, что эти новые направления обязательно должны помогать развитию учебного процесса в институте. Сотрудники лабораторий, безусловно, должны вести курсы на факультетах института, сотрудничать с базовыми и институтскими кафедрами. И уж, конечно, идеология и практика «скупки аффилиаций» никак не могут способствовать развитию института. У нас есть большие сомнения, что МФТИ попадет в топ-100 в мировых рейтингах, просто потому что эти рейтинги писались не для Физтеха и не для нашей системы образования и науки. Но разумно потратить деньги из программы 5топ100 на развитие института вполне возможно.
1. Балашов М. Физтех, топ-100 и карго-культ. ТрВ-Наука № 156 (2014), с. 10.
2. Балашов М., Ждановский И., Карасёв Р., Терёшин Д. Лабораторная работа. 5топ100 в МФТИ. ТрВ-Наука № 187 (2015), с. 7.
3. Центр инжиниринга и технологий МФТИ. Официальная страница www.cet-mipt.ru.
4. Центр инжиниринга и технологий МФТИ. Список публикаций за 2015 год www.cet-mipt.ru/ru/about/publications.
5. Постановление Правительства РФ № 61 от 7 февраля 2011 года «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы». Приложение 4, пункт 11.
6. Maryutina T. A., Musina N. S., Savonina E. Y., Mokochunina T. V. The development of approaches for elemental analysis of the heavy oils and oil residues.Journal of International Scientific Publications 9 (2015), 262–268.
7. Maryutina T. A., Musina N. S., Savonina E. Y., Popova A. Z., Magomedov R. N. The possibilities of extraction approach for recovering of metals from oil products. Journal of International Scientific Publications 9 (2015), 209–215.
8. Lebedev Yu. A., Tatarinov A. V., Epstein I. L., Averin K. A. Mathematical Modeling Of The Gas Bubbles In The Microwave Discharge Of Boiling N-Heptane. Contemporary Engineering Sciences 8:23 (2015), 1057–1065.
9. Высшая школа системного инжиниринга МФТИ. Официальная страница http://sehs.mipt.ru/school/about/heads/.
10. Григорий Георгиевич Бубнов. Предпринимательство и его роль в экономическом возрождении России (вопросы теории). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Московский государственный областной университет, 2002; разбор заимствований на http://wiki.dissernet.org/wsave/BubnovGG2002.html.
11. Биофармкластер/биобизнесинкубатор МФТИ. Официальная страница http://pharmcluster.ru.
12. Биофармкластер/биобизнесинкубатор МФТИ. Список публикаций http://pharmcluster.ru/education/32-infrastruktura/A A A A A A A A A -A A A A A A A A A /358-publikatsii.html.
13. Kwok S.W., Zhang L., Grimster N. P., Fokin V. V. Catalytic asymmetric transannulation of NH-1,2,3-triazoles with olefins. Angewandte Chemie — International Edition 53:13 (2014), 3452–3456.
14. Боринская С., Борисов Н. Прививка от мракобесия: как биофармкластер «Северный» победил креационизм. ТрВ-Наука № 178 (2015), с. 11.
Держите, господа
http://pharmcluster.ru/labs/bioinformatics-and-medical-chemistry/
Правда,список публикаций нужно обновить за 2015-2016 г
Марк, вот эта ссылка на соседнюю лабораторию получше будет:
http://pharmcluster.ru/labs/government-programms/
Упомянутому в статье Фокину обновление списка публикаций вряд ли поможет. Что касается Иваненкова, то он пока выглядит единственным реальным участником в биофармкластере МФТИ. Говорят, что он даже в Россию из США на самом деле переехал.
А для понимания текстов по ссылке от Марка читателям полезно ознакомиться с описанием фаз клинических испытаний https://www.nlm.nih.gov/services/ctphases.html. I-я фаза — это просто проверка на безопасность для здоровья. Есть еще вторая, третья и четвертая (если повезет).
Очень печально,что выход в ТОП100 возможен только для великой pаcы инжинирингов.
Для простых инженеров с результатами, … или не инженеров, … или как ето по-рюски проход, увы, закрыт. Проверил на себе.