Константин Северинов, профессор Ратгерского университета (Нью-Джерси, США) и Сколковского института науки и технологий, зав. лабораториями в Институте молекулярной генетики РАН и Институте биологии гена РАН:
— О чем Вы мечтаете как ученый, автор книг и статей, как просветитель?
— Как ученый я мечтаю о том, чтобы у меня как можно дольше, а на самом деле всегда количество научных идей существенно превышало возможности их исполнения и претворения в жизнь. Как «просветитель» — странно думать о себе в таких терминах — мне бы хотелось увидеть превращение времязатрат на эту деятельность во что-нибудь конкретное, практическое: большее количество школьников, интересующихся биологией; бóльшие конкурсы на биофак МГУ и в Сколтех… Причем желательно, чтобы это были люди не с традиционной университетской и биологической «ориентацией», а те, кто пришли к биологии и биомедицине непрямым путем. Их присутствие сделает нашу науку интереснее и богаче.
Также было бы здорово, чтобы в России начались какие-то практические вещи в духе биохакерства, проектов по «народному» поиску антибиотиков и бактериофагов, биоинформатики или системной биологии с участием достаточно широких слоев населения — и по месту жительства, и по возрастным группам, и т. д.
—Не представляется ли Вам просветительство сизифовым трудом? Как Вам в роли Сизифа?
— У меня скорее обратное впечатление. Если не ставить целью широкий охват и план по валу, то просветительство крайне эффективное, я бы даже сказал, пугающе эффективное занятие. Всегда находятся люди, которые принимают твое «слово» за чистую монету, при этом вовсе необязательно так, как это задумывалось, и это оказывает серьезное влияние на их последующую жизнь. Это пугает, потому что ни один просветитель, конечно же, не знает, как делать правильные выборы, например, профессиональные, а речь идет именно об этом.
С другой стороны, для части людей, которым ты помог сделать выбор, этот выбор оказывается удачным. И тогда мы уже не говорим ни о каком Сизифе, скорее наоборот: знать, что ты помог кому-то сделать правильный выбор, — это прекрасно и в некотором смысле придает смысл твоему существованию. Другой вопрос, что, конечно, бывают случаи, когда индуцированная «конверсия» — переход к профессиональному занятию наукой — кончается неудачей. Про это думать не хочется, но избежать этого нельзя, увы.
— Почему премия «Просветитель» кажется Вам необходимым проектом? Каким видите развитие этого проекта?
Очевидно, что качественный научпоп полезен, особенно для молодых людей, которые ищут область приложения своих сил в будущем. Насчет «взрослых» я менее уверен. Слишком велика опасность, что люди, прочтя пару книжек, пусть даже хороших, сочтут себя не просто просвещенными, а именно образованными в предмете, в котором они ничего не смыслят. Последствия могут быть самыми плачевными. Поэтому мне кажется, что детская и юношеская аудитории — самые важные для проекта. Всегда лучше работать на будущее.