Александр Архангельский, писатель, телеведущий, сопредседатель премии «Просветитель»:
Знание — вещь хрупкая, как всё самое важное на свете. Надавил посильнее — скорлупа раскололась. И во все времена (как минимум в те, что я застал) научное просветительство шло по лезвию бритвы. Достаточно было чьей-то дурацкой воли, и возникали Лысенко и Петрики. А ученое сословие посмеивалось над энтузиастами, зачем-то желающими разговаривать с невежественным обществом. О чем с ним, спрашивается, разговаривать?
Но если с ним не говорить, оно само берет инициативу в свои неразумные руки. И в зависимости от текущего момента начинает либо выталкивать на экран Чумака, либо снимать кино про живую памятливую воду, либо объяснять само себе, что таяние льдов приведет к затоплению Англии, из-за чего англичанка и гадит, желая колонизовать безопасные берега Байкала, либо громить жизнеспособные фонды поддержи научного знания — заподозрив их в нелояльности.
Не нужно тешить себя иллюзией. Никогда не наступит момент безусловной и окончательной победы знания над невежеством. Заросли, расчищенные однажды, очень быстро восстанавливаются, если их не вырубать каждый день.
Поэтому, несмотря на то что залы, в которых читают публичные лекции ученые, переполнены; несмотря на то что молодые люди готовы платить за доступ к знанию; несмотря на то что проекты «Арзамас» и «ПостНаука» наращивают обороты — это толь-ко тонкий ледок над незамерзающим болотом. Не стелить надежный наст каждый день, каждую минуту — значит гарантированно проиграть.
«Троицкий вариант — Наука» демонстрирует нам не просто волю к жизни — волю к жизни в науке и с наукой. Но и волю к ежедневному труду, на протяжении долгих лет. Спасибо за это.