«Образ ученого-мечтателя мне на себя примерить трудно»

М. Кронгауз в Ясной Поляне. Фото Ю. Вронской.
М. Кронгауз в Ясной Поляне. Фото Ю. Вронской.

Максим Кронгауз, лауреат специального приза «За беззаветное служение делу Просветительства» премии «Просветитель», руководитель Центра социолингвистики РАНХиГС, заведующий кафедрой русского языка РГГУ:

Стыдно признаваться, но я ни о чем не мечтаю. И это не значит, что у меня нет желаний. Просто я их стараюсь реализовать, осуществить, исполнить. А это означает, что по разряду мечт они никак не проходят. В обычной жизни у меня, правда, есть естественное желание, которое в силу невыполнимости условно можно считать мечтой. Я хотел бы, чтобы ни я, ни мои близкие не испытывали физической боли и унижений. Про весь мир не загадываю; просто не умею желать сразу всем. Что же касается страданий нравственных и душевных, то их избегать не стоит.

Они, мне кажется, необходимы для развития души.

Как ученый я всё время придумываю какие-то задачи, проблемы, а потом начинаю думать, как их решить, как провести исследование, что написать об этом. Но этот процесс совсем не похож на мечтание. Вообще, научное творчество очень неоднородно. Если иногда я ставлю задачи сам себе, то часто их ставит передо мной жизнь в лице коллег, журналистов и других, часто случайных, факторов. Так, меня приглашают на конференцию или на круглый стол, заказывают статью или приглашают высказать экспертное мнение. И при этом задают конкретную тему, о которой приходится думать. Порой внешний стимул оказывается эффективнее внутреннего.

В общем, образ ученого-мечтателя из старого и доброго советского фильма, который мечтает о том, чтобы спасти человечество или сделать великое открытие, мне на себя примерить трудно. Не налезает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: