Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Святослав Горбунов
Святослав Горбунов

Каково это — быть последним представителем своего рода? В голову, конечно же, приходит образ героя романа Фенимора Купера. Но мало кто знает, что трагедия, подобная той, литературной, происходит на нашей планете сегодня. Здесь и сейчас мы можем следить за тем, как уходит в небытие крупнейшее после слона наземное млекопитающее. Эту историю уже не исправить — если, конечно, не произойдет настоящего чуда (об этом ниже) или же биотехнологии в будущем не подскажут нам выход. Поэтому так важно обратить внимание на эту трагедию. Ведь если она пройдет незамеченной, то с неизбежностью повторится. На фото ниже — Судан, последний представитель подвида северного белого носорога Сeratotherium simum cottoni (Lydekker, 1908). Уже больше года он «последний из могикан». Известна дата его рождения — 19 ноября 1973 года. Ему 43 года, больше, чем многим из тех, кто читает эту заметку.

Судан. Рог носорога обрезан сотрудниками заповедника, чтобы защитить животное от многочисленных браконьеров. Фото: «Википедия»
Судан. Рог носорога обрезан сотрудниками заповедника, чтобы защитить животное от многочисленных браконьеров. Фото: «Википедия»

Судьба его рода столь же показательна, сколь и характерна для нашего времени. Еще в 1960 году на Земле насчитывалось более 2 тыс. северных белых носорогов; к 1980-м годам браконьерам удалось сократить их число до 15 особей. Погоня за наживой сделала свое дело. Многие тысячи долларов за килограмм «ценного» рога затмили людям глаза, и цена взяла верх над ценностью. О диких представителях этого подвида ничего не известно уже давно — как минимум с 2011 года. Возможно (и по всей видимости), их больше не существует (хотя утверждать это с полной уверенностью нельзя — нет данных).

Еще в детстве, в возрасте трех лет, Судан был отправлен в Чехию, в зоопарк «Двур Кралове» (Dvůr Králové Zoo), для пополнения коллекции зоопарка. Возможно, это обстоятельство и спасло ему жизнь. В 2009 году Судан вернулся на африканскую землю, с тем чтобы принять участие в программе с объясняющим всё названием LastChanceToSurvive («Последний шанс выжить»).

Сейчас Судан живет в кенийском заповеднике Ол-Паджета (Ol Pejeta Concervancy). К нему приставлена круглосуточная охрана. Вместе с ним в Кению были доставлены еще три северных носорога, но один из них, самец Суни, умер в октябре 2014 года. Таким образом, в Кении осталось три представителя подвида. А Судан остался последним самцом.

Два других северных носорога, оставшихся в Чехии, умерли в конце мая 2011 и июле 2015 года. Еще двое животных, содержавшихся в Зоопарке Сан-Диего, тоже не дожили до наших дней. Самец Ангалифу умер в декабре 2014-го, а самка Нола — совсем недавно, 22 ноября 2015 года. В зоопарках Сeratotherium simum cottoni больше нет. Всё происходило и происходит на наших глазах.

Теперь северных белых носорогов всего трое: самец Судан и две самки — Наджин и ее дочь Фату. Все они живут в Кении. Будет ли реализован «Последний шанс» — сказать сложно. С каждым годом и месяцем шансы становятся всё более призрачными. Но работа ученых идет — они не теряют надежды.

Пока же мы можем лишь взглянуть в глаза Судану — последнему самцу северного белого носорога, тысячи предков которого когда то населяли африканские равнины от юга Судана до Уганды и от республики Конго до Камеруна.

Мы полагаем, что истории бескрылой гагарки, стеллеровой коровы, квагги, странствующего голубя остались далеко в прошлом — в XIX и XX столетиях. Казалось бы, в XXI веке подобное невозможно. Но это не так! И пусть история Судана служит нам всем в назидание.

Подробнее об истории:

www.olpejetaconservancy.org/wildlife/rhinos/northern-white-rhinos/

www.csmonitor.com/Environment/2015/0729/Northern-white-rhino-How-scientists-hope-to-save-rare-breed-from-extinction

https://en.wikipedia.org/wiki/Northern_white_rhinoceros

6 комментариев

  1. Искусственное осеменение не пробовали?
    Понимаю, конечно, что носорог — не корова, но…

    1. Честно говоря не в курсе подробностей =) Это к специалистам из «Last Chance To Survive».

      Вообще учитывая, что Наджин, вроде как дочка Судана… Там такой инбридинг…

      Я больше на биотехнологии надеюсь. Понятно что будет уже «не то», но хоть что-то. Южный подвид то еще в достаточной численности.

      1. Я тоже не в курсе подробностей. Интересно, насколько генотипы подвидов различны?
        (То есть: что нужно заменить в «южанине», чтобы получить «северянина»?).

        1. Там были некоторые исследования по генетике, при которых спорили подвид это все таки или что-то большее. Но тонкие подробности мне неизвестны.

          Раз:
          http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0009703

          Два:
          http://www.iucnredlist.org/details/4183/0

          Теоретически можно сделать что-то похожее путем обычной селекции. Но:
          1. Где взять такую выборку южных белых носорогов.
          2. Все равно это будет уже «не то».

          P.S. А вообще статья как обычно больше не о носорогах, а о людях. И вывод о людях она представляет довольно печальный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: