18 марта в журнале Science было опубликовано пять статей на тему летних исследований системы Плутона автоматической межпланетной станцией «Новые горизонты» (New Horizons) [1]. Нужно отметить, что полгода назад наши знания о карликовой планете и ее спутниках — Хароне, Гидре, Никте, Кербере и Стиксе — изменились самым кардинальным образом. Так, мы узнали о разнообразных и вполне активных геологических процессах (не исключено, что на Хароне имеются даже действующие криовулканы), необычном минеральном составе, весьма сложно устроенной атмосфере Плутона, взаимодействии с солнечным ветром, о практически полном отсутствии пыли в системе и запутанной небесной механике малых лун.
Новые горизонты» провели в пути 9,5 лет, преодолев за это время 5 млрд км, тем самым поставив сразу несколько рекордов — как по удаленности объекта исследования, так и по скорости, с которой аппарат покинул окрестности нашей планеты (в момент выключения двигателей скорость составила 16,26 км/с). Плутона зонд достиг 14 июля 2015 года. С помощью семи основных инструментов было собрано порядка 50 гигабит информации, сохраненной на цифровые носители и с тех пор постепенно передаваемой на Землю. Процесс передачи далек от завершения, до конца 2016 года предстоит принять еще примерно столько же, сколько передано до настоящего момента. При этом радиосигналам, летящим от «Новых горизонтов» со скоростью света, необходимо пять часов, чтобы добраться до Земли.
Впрочем, уже самые первые снимки [2] демонстрировали характерные особенности поверхности Плутона — знаменитое гигантское «сердце», удивительное разнообразие ландшафтов и слоистую атмосферу. Всё это пиршество для исследователей возникает благодаря взаимодействию обширных слоев летучих и непостоянных фракций метана, азота и окиси углерода с инертными и стабильными структурами из водяного льда.
«Мы видим изменения в распределении летучих и замерзающих компонентов Плутона, которые указывают на наличие глобальных циклов испарения и сублимации, — пояснил Уилл Гранди (Will M. Grundy) из Обсерватории Лоуэлла (Флагстафф, штат Аризона), один из ведущих авторов цикла статей. — Эти процессы выглядят гораздо прихотливее, чем на Земле, где присутствует лишь одно вещество, которое конденсируется и испаряется, — вода. Мы далеко не в полной мере еще осознали, каким именно образом происходят все эти взаимодействия, но определенно видим влияние циклических процессов, поработавших над поверхностью Плутона» [3].
Атмосфера Плутона содержит примечательные слоистые туманы, которые оказались и холоднее, и плотнее, чем можно было бы ожидать. Это непосредственным образом влияет на то, какими темпами газы верхних слоев атмосферы Плутона теряются в космосе, и на то, как планета взаимодействует с потоком заряженных частиц от Солнца — солнечным ветром. Интересно, что среди теряющихся газов лидирует метан, а не азот, хотя вблизи поверхности Плутона атмосфера более чем на 99% состоит из азота.
На полученных снимках не только изображения Плутона и Харона, но и малые спутники, открытые в 2005– 2012 годы. Удалось уточнить, что поперечники Никты и Гидры составляют около 40 км, а Стикса и Кербера — всего 10 км. Малые спутники обладают аномальными скоростями вращения и необычными ориентациями полюсов, а также ледяными поверхностями, по цвету и яркости резко контрастирующими с Плутоном и Хароном. Появились указания на то, что по крайней мере некоторые из этих лун образовались в результате слияния еще более мелких тел. Возраст их поверхности датируется по меньшей мере 4 млрд лет. Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что малые спутники сформировались в период, последовавший сразу вслед за глобальным столкновением, породившим двойную систему Плутон — Харон. По крайней мере, так считает Хэл Уивер (Hal Weaver) из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса, член научной группы «Новых горизонтов», ведущий автор статьи о небольших спутниках Плутона.
Фото NASA/JHUAPL/SwRI
Максим Борисов
1. http://science.sciencemag.org/content/351/6279/1284.full
http://science.sciencemag.org/lookup/doi/10.1126/science.aad7055
http://science.sciencemag.org/lookup/doi/10.1126/science.aad9189
http://science.sciencemag.org/lookup/doi/10.1126/science.aad8866
http://science.sciencemag.org/lookup/doi/10.1126/science.aad9045
2. http://trv-science.ru/tag/pluton/
3. www.nasa.gov/feature/science-papers-reveal-new-aspects-of-pluto-and-its-moons
Самые интересные результаты «Новых горизонтов»
- Датировка возраста поверхности Плутона путем подсчета кратеров показывает, что Плутон оставался геологически активным на протяжении последних четырех миллиардов лет. Равнина Спутника, содержащая большое количество льда, лишена каких-либо обнаруживаемых следов кратеров и, по оценкам, геологически чрезвычайно молода — не более 10 млн лет.
- Спутник Плутона Харон может похвастаться более древней поверхностью. Так, обширное экваториальное плато, неофициально названное равниной Вулкана (и населенное горами Стэнли Кубрика и Артура Кларка), по всей видимости, содержит огромный криовулканический поток или потоки, которые вышли на поверхность Харона около 4 млрд лет назад. Эти потоки, вероятно, были вызваны замерзанием внутреннего океана, который в ходе этого процесса глобально разорвал кору Харона.
- Распределение разного рода соединений материалов на поверхности Плутона — от богатых азотом и с высоким содержанием метана до богатых водой — создает весьма замысловатую картину и таит в себе множество головоломных вопросов, касающихся климата Плутона и его геологической истории. Эволюция ландшафтов на Плутоне беспрецедентна для других мест во внешней Солнечной системе.
- Верхняя температурная граница для атмосферы Плутона намного ниже, чем предполагалось в в ходе предварительных моделирований. Это важно с точки зрения последствий для темпов потери его атмосферы. Почему атмосфера настолько холодна, остается загадкой.
- Впервые получена зависимость состава атмосферы Плутона от высоты (включая молекулярный азот, метан, ацетилен, этилен и этан).
- Кроме того, впервые были найдены намеки на вероятный механизм формирования слоев атмосферной дымки Плутона. Концентрация частиц растет под действием так называемых атмосферных гравитационных волн, создаваемых ветрами над гористой местностью Плутона.
- Перед пролетом наличие четырех небольших лун Плутона вызывало обеспокоенность: опасались наличия в системе мусора вплоть до небольших колец сродни сатурновым. Но пылевой счетчик зарегистрировал лишь одну частицу пыли за пять дней пролета. Это сравнимо с плотностью пылевого облака в свободном пространстве внешней Солнечной системы и показывает,что область возле Плутона, по сути, свободна от мусора.
- Счетчики заряженных частиц «Новых горизонтов» показали, что область взаимодействия между солнечным ветром и атмосферой Плутона ограничена дневной стороной в пределах шести плутоновых радиусов (около 7000 км). Это намного меньше, чем ожидалось до пролета. Вероятная причина просчетов — неправильная оценка скорости убегания атмосферы.
- Высокие альбедо (отражательные способности) малых спутников Плутона (от 50 до 80%) находятся в разительном контрасте с намного более низкими альбедо малых тел в популяции пояса Койпера в целом (они варьируются от 5 до 20%). Эта разница придает дополнительную поддержку идее, что спутники Плутона были не захвачены извне, а формировались в ходе агломерации материала, высвободившегося в ходе того столкновения, что и создало всю спутниковую систему Плутона.
www.nasa.gov/feature/top-new-horizons-findings-reported-in-science