Владимир Алексеевич Щуко (1878–1939) более всего известен как один из авторов неосуществленного проекта здания Дворца Советов. Соответствующая почтовая открытка была размножена миллионными тиражами, так что еще в 1940-е годы дети «октябрятского» возраста просили меня отвезти их посмотреть на это «чудо», увенчанное фигурой Ленина.
Я не берусь оценить, какую роль в творческой и личной жизни Щуко сыграла работа над этим грандиозным проектом, где под руководством Б. М. Иофана и многолетнего соавтора Щуко — В. Г. Гельфрейха (1885–1967) — трудились коллективы сотрудников нескольких архитектурных мастерских. Трудно даже вообразить напряжение, которое должен был испытывать мастер, если параллельно с работой над проектом Дворца Советов он построил Большой Каменный мост в Москве, Главный павильон ВДНХ, да еще и заканчивал комплекс зданий Библиотеки им. Ленина.
Большой Каменный мост и вправду красив.
Об архитектуре Ленинки я судить не берусь — слишком привыкла не только к зданию, но и к жизни в нем. С точки зрения функциональной, т. е. удобства и эффективности работы читателей и сотрудников, эту постройку трудно признать успешной. Напомню, впрочем, что строилась Ленинка в конце 1920-х…
И все-таки «подлинный» Щуко — это неоклассик, успевший, к счастью, реализовать многие свои замыслы как архитектор именно этого направления.
Одаренность Щуко проявилась достаточно рано и притом ярко: с аттестатом Тамбовского реального училища в 1896 году он поступил в Академию художеств на архитектурное отделение в мастерскую Леонтия Николаевича Бенуа. Щуко серьезно занимался не только архитектурными дисциплинами, но и собственно изобразительным искусством — живописью и скульптурой. Он посещал классы Репина, учился гравюре у Василия Матэ, скульптуре — в мастерской В. Беклемишева, рисунку — в классах Льва Бруни (рис. 2 — Щуко в 1902 году).
Актерский талант привел Щуко в Художественный театр, где он некоторое время играл и был отмечен Станиславским. Щуко с успехом работал и как художник театра. В Петербурге в «Старинном театре» и в «Привале комедиантов» были поставлены несколько пьес с его декорациями. Многое он сделал для БДТ и для московского Малого театра. По-видимому, соответствующие эскизы в основном не сохранились — а ведь Щуко работал «рядом» с Рерихом, Добужинским, Е. Лансере, А. Н. Бенуа…
За дипломный проект Дворца наместника на Дальнем Востоке (1904), исполненный в стиле русского ампира, Щуко был удостоен звания художника с правом поездки за границу на казенный счет. Он побывал в Риме, Афинах, Стамбуле.
В 1906 году Щуко был вторично командирован за границу — на этот раз в Италию; выставка, организованная им по окончании поездки, имела большой успех. В 1910-м Щуко стал официальным членом «Мира искусства».
Первой работой Щуко в Петербурге был интерьер Café de France (1907) в доме армянской церкви (Невский пр., 42), разработанный совместно с арх. А. И. Тамановым, причем зал украшали живописные панно работы Е. Е. Лансере и Л. М. Евреинова.
В 1910 году Щуко закончил важную постройку в стиле неоклассики: это два жилых дома — 63 и 65 на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Щуко использовал «гигантский ордер», продлив колонны во всю высоту фасада, а между ними рискнул расположить эркеры. Как совокупность этих приемов не утяжелила постройку — остается загадкой мастера. Дома красивы и по сей день (рис. 3).
В 1911 году в Турине и Риме состоялась Всемирная выставка, для которой Щуко построил русские павильоны. Гармоничность и одновременно внушительность сооружений привлекла всеобщее внимание. Эти беседки и ротонды ничем не украшены — «работают» формы и пропорции, как и подобает классике (рис. 4).
В том же году Щуко получил звание академика архитектуры.
Вплоть до начала войны 1914 года Щуко строил сооружения разного назначения — особняки, вокзалы, церкви; много зданий Щуко построил на Украине.
С 1918 года постоянным соавтором Щуко становится Владимир Георгиевич Гельфрейх (1885–1967), некогда его ученик в Академии художеств. Последний «аккорд» в неоклассике Щуко — «пропилеи» при въезде в Смольный (1923–1925). Работа Щуко над Ленинкой длилась вторую половину 1920-х. Этот комплекс потребовал много сложных технических, а не только собственно архитектурных решений. Нужен был талант особого масштаба, чтобы рискнуть воздвигнуть напротив Кремля, да еще и рядом с Домом Пашкова, целый квартал в стиле «ненавязчивого конструктивизма».
1930-е годы — вплоть до своей кончины — Щуко посвятил работе над проектом Дворца Советов. Параллельно он продолжал работу над более «обозримыми» задачами — в частности, это очень интересный по замыслу и умеренно-конструктивистский театр в Ростове-на-Дону.
Щуко умер в январе 1939 года, таким образом, уже без него в августе того же года открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, где Щуко и Гельфрейх проектировали Главный павильон.
Чтобы вы хоть немного представили себе обстоятельства жизни Щуко в конце 1930-х, добавлю:
Общее руководство будущей ВСХВ было в 1935 году возложено на наркома земледелия СССР М. А. Чернова; в 1938 году он проходил по Третьему Московскому процессу и был расстрелян на полигоне «Коммунарка».
Автор принятого Генплана ВСХВ архитектор В. К. Олтаржевский (1880–1966) был в 1938 году арестован и сослан в Воркуту. К счастью, он выжил, вернулся и активно участвовал в создании московских высотных зданий.
Историю строительства Дворца Советов в фотографиях см.: http://masterok.livejournal.com/1323817.html