«Голубая точка» Карла Сагана

Владимир Сурдин представляет ТрВ-Наука перевод известной книги Карла Сагана «Голубая точка. Космическое будущее человечества» (М.: Альпина нон-фикшн, 2016).

К. Саган. Голубая точкаУже почти двадцать лет нет с нами Карла Сагана (1934–1996) — выдающегося популяризатора науки, прекрасного рассказчика и страстного пропагандиста космических исследований, успевшего за свою жизнь сделать для планеты много полезного. Его имя называют в числе самых знаменитых астрономов благодаря той роли, что он сыграл в космической программе США, в привлечении массового интереса к науке во всем мире. Заслуги Сагана отмечены медалью NASA и высшей наградой Национальной академии наук США «за большой вклад в использование науки на благо общества».

У него было много и других наград, а Мемориальная награда за космические исследования носит имя самого Карла Сагана. Ему присвоено 22 почетных звания за выдающийся вклад в науку, литературу, образование, охрану окружающей среды, а также за изучение последствий ядерной войны и возможностей использования гонки ядерных вооружений в мирных целях. А еще он лауреат Пулитцеровской премии по литературе и автор многочисленных бестселлеров, в числе которых «Космос», ставший самым многотиражным научно-популярным изданием на английском языке за всю историю человечества.

Кроме астрономии, изучения планет Саган активно занимался астробиологией и экзобиологией, в разное время работал в Йерксской обсерватории Чикагского университета, в Институте фундаментальных исследований Калифорнийского университета в Беркли, преподавал в Гарвардском университете, был сотрудником Астрофизической обсерватории Смитсоновского института, а с 1968 года стал работать в Корнелльском университете, где с 1970 года получил место профессора астрономии и пост директора Лаборатории планетных исследований.

Основатели Планетного общества, 1980 год. Карл Саган в центре
Основатели Планетного общества, 1980 год. Карл Саган в центре

Круг интересов Сагана чрезвычайно широк. Он написал более 600 научных и популярных статей, был автором, соавтором или редактором более 20 книг, выполнял множество общественных обязанностей; в 1975–1976 годы руководил Планетным отделением Американского астрономического общества; «стоял у колыбели» печатного органа этого отделения — журнала Icarus («Икар»), ныне престижного международного научного издания, посвященного исследованию Солнечной системы. Был также президентом секции планетологии Американского геофизического союза, возглавлял астрономическую секцию Американской ассоциации развития науки. А еще стал одним из основателей Планетного общества, насчитывающего сейчас десятки тысяч членов по всему свету и осуществляющего не только просветительскую, но и серьезную научную деятельность по исследованию планет и космического пространства, а также финансовую поддержку крупных проектов по поиску радиосигналов от внеземных цивилизаций.

Саган работал в период стремительного взлета космонавтики, отлично понимая, что она дитя военных амбиций, прикрытых романтической и идеологической пеной. Многие ученые в ту пору старались использовать космонавтику для нужд науки, но отнюдь не все, подобно Сагану, видели в ней далекое будущее человечества.

Книгу «Pale blue dot. A Vision of the Human Future in Space» Саган написал в 1994 году, в конце романтической эпохи космонавтики, когда полеты человека в космос уже перестали вызывать у публики восторг, сменившись изрядной настороженностью (катастрофа «Челленджера» уже произошла, а гибель «Колумбии» была впереди).

«Бледно-голубая точка» написана после «Космоса» и поэтому содержит много новых данных, открытий и гипотез. Популярность этой книги на английском очень велика, поскольку, как было сказано в одной из рецензий, «эта книга для всех, кто не разучился мечтать». Но мысль, заложенная в нее Саганом, намного глубже, чем просто романтика космоса. Он начинает свой рассказ с эпохи зарождения человечества, доказывая, что залогом выживания нашего вида была любознательность и стремление за рубежи.

«Мы с самого начала были странниками… На протяжении 99,9% времени существования нашего вида мы были охотниками и собирателями, странниками, пересекавшими саванны и степи. Тогда не было никаких границ и таможен. Повсюду простирался фронтир. Мы имели дело только с землей, океаном и небом…»

Странниками были и предки Сагана, перебравшиеся в начале ХХ века из Европы в Америку. Виртуальным странником оставался и он сам, посылая межпланетные зонды к Венере и Марсу, отправляя первые в истории Земли послания братьям по разуму на межзвездных зондах «Пионер» и «Вояджер». В «Голубой точке» Карл Саган прослеживает завораживающую историю покорения космоса и мечтает о будущем, когда люди выйдут за пределы Солнечной системы и отправятся вдаль. Он считает, что стремление странствовать и расширять границы знаний свойственно природе человека и связано с нашим выживанием как вида.

О своей литературной работе Саган говорил, что пишет, «исходя из предположения, что публика гораздо умнее, чем принято думать, что глубочайшие научные вопросы о природе и происхождении мира вызывают любопытство и энтузиазм у огромного числа людей. Современная эпоха — это важнейший перекресток на пути развития нашей цивилизации и, возможно, нашего вида. Какую бы дорогу мы ни выбрали, наша судьба неразрывно связана с наукой. Поэтому так существенно для нас понимание науки, по сути это вопрос выживания. Кроме того, наука доставляет истинное наслаждение. Так устроено эволюцией, что мы получаем удовольствие от познания, — познающие выживают с большей вероятностью».

В книгах Карла Сагана на фоне огромного разнообразия фактов есть несколько сквозных тем, которые и придают любому из его произведений цельный характер. Во-первых, преемственность: наша нынешняя цивилизация — лишь малое звено в цепи развития природы и ее уникального создания — человека разумного. Вторая тема — бережное отношение к Земле. Произошедшая в середине ХХ века революция в астрономии показала безмерное разнообразие природы космических объектов, утвердив этим мысль об уникальности Земли. Другого дома у человечества нет и не предвидится. Беречь нужно этот.

Третьей сквозной темой, хотя и не всегда подчеркнутой, служит ответственность ученого. Саган уверен, что академическая замкнутость, келейность ведет в тупик. Яркий пример — падение Александрийской научной школы 2000 лет назад. Главный ресурс человека — это знание, уверен Саган. Наука в ее разнообразных исторических формах — единственная гарантия существования человека. Как и в других книгах Сагана, в «Голубой точке» поражает эрудиция автора, свободное перемещение из эпохи в эпоху и настойчивое желание смотреть на наш земной мир глазами пришельца, как бы со стороны оценивая всё то, что здесь на Земле кажется нам привычным и естественным. Саган был инициатором и участником самых странных космических экспериментов. Например, поиски жизни и разума… на Земле, произведенные с борта аппарата «Галилео», который на пути к Юпитеру промчался рядом с нашей планетой. Этот и другие удивительные эксперименты подробно описаны в «Голубой точке». А своим названием она обязана снимку, на котором не видно почти ничего… «Космический аппарат был уже очень далеко от дома, за орбитой самой дальней из планет и высоко над плоскостью эклиптики… Зонд мчался от Солнца со скоростью более 64 тыс. км/ч. Но в начале февраля 1990 года он получил срочное сообщение с Земли. Аппарат послушно повернул свои камеры назад, к планетам, которые были уже далеко. Сканирующая платформа медленно двигалась, захватывая один фрагмент неба за другим. Аппарат сделал 60 снимков и сохранил их в цифровом виде на своем ленточном накопителе. Затем медленно, в марте, апреле и мае, он передал по радио эту информацию на Землю. Каждое изображение состояло из 640 тыс. отдельных элементов (пикселов), напоминающих точки в газетной фототелеграмме или на полотне пуантилиста. Корабль находился на расстоянии 6 млрд км от Земли, поэтому каждый пиксел, передаваемый со скоростью света, достигал Земли за пять с половиной часов. Возможно, эти изображения были бы получены и быстрее, но большие радио телескопы в Калифорнии, Испании и Австралии, принимающие этот „шепот“ с дальних пределов Солнечной системы, обслуживали и другие космические аппараты, бороздившие межпланетное пространство. Среди них был „Магеллан“, направлявшийся к Венере, и „Галилео“, прокладывавший извилистый путь к Юпитеру».

«Pale blue dot»
«Pale blue dot»

Карл Саган давно задумал этот эксперимент, еще когда «Вояджер-1» только-только миновал Сатурн — в 1981 году: «„Вояджеры“ гарантированно должны были функционировать только вплоть до встречи с Сатурном. Я подумал, было бы хорошо, чтобы они, только миновав Сатурн, бросили „последний взгляд“ в сторону дома. Я знал, что от Сатурна Земля покажется „Вояджеру“ совсем крохотной и он не сможет различить никаких ее деталей. Наша планета будет выглядеть просто как светящаяся точка, одинокий пиксел, едва ли отличимый от множества других таких точек — близких планет и далеких солнц. Но именно потому, что такая картинка позволяет оценить всю заурядность нашего мира, обзавестись ею все-таки стоило».

Но съемка откладывалась по разным обстоятельствам. Например, таким: «Выяснилось, что техники, разрабатывающие и передающие радиокоманды для „Вояджеров“, подлежали немедленному увольнению или переводу на другую работу сразу после завершения проекта — NASA было стеснено в средствах. Сразу после того, как мы сделали бы этот снимок, с ними пришлось бы расстаться». Вот так и получилось, что первый снимок Земли из космических глубин впервые был получен только в 1990 году. Но не будь его, возможно, не появилась бы эта прекрасная книга.

Впервые она попала мне в руки в конце 1990-х: ее прислал японский коллега в знак благодарности за полученную им мою книгу. В те годы мне не удалось найти издателя, готового взяться за перевод. Теперь он нашелся, и я очень рад, что это именно «Альпина» с ее серьезным отношением и любовью к научно-популярной литературе. Не менее рад я и тому, что это первый литературный проект, поддержанный новым фондом «Траектория».

Жаль, правда, что на русский язык переведено неиллюстрированное издание книги, в котором не нашлось места даже для той самой знаменитой фотографии из дальнего космоса, получившей собственное имя «Pale blue dot». Разумеется, ее легко найти в Интернете, но всё же нужно было поместить ее на обложку книги. Иногда полезно взглянуть на изображение нашей планеты размером в один пиксель, чтобы ощутить бренность этого мира.

В целом же книга Сагана произвела на меня сильное впечатление. Эта книга — о мечте, о науке и о будущем человечества, которое Саган видит далеко за пределами Земли. Ее нужно прочитать. Это достойный гимн тем 40 тыс. поколений людей, которые жили до нас, строили нашу цивилизацию и добывали знания в гораздо более суровых условиях, чем мы с вами.

Кстати, друзья Сагана считают, что он обладал даром предвидения. Его однокашник по Чикагскому университету Питер Вандерворт вспоминал, что в марте 1957 года — до запуска первого спутника — Карл Саган поспорил с приятелем на коробку шоколадных батончиков, что человек высадится на Луну к 1970 году. Фактически это случилось в июле 1969-го. Кстати, неизвестно, получил ли Карл свои шоколадки. Думаю, что нет: при жизни пророкам редко воздают по заслугам.

А Саган так и не успел состариться; он навсегда остался «молодым и щеголеватым», как вспоминал о нем И. С. Шкловский. В рецензии на одну из книг Сагана журналист из «Тайм» написал: «With terrestrials like Carl Sagan, who needs extras?» («Когда рядом с нами есть такие земляне, как Карл Саган, кому нужны пришельцы?»). Книги Сагана тоже не старятся, поскольку кроме информации в них еще есть дух — они полны любознательности и восторга перед Вселенной. И это не романтические «охи-вздохи» неофита, это восторг знатока.

P. S. 17 июня 2016 года в 19:00 в научно-популярном лектории центра «Архэ» состоится презентация книги «Голубая точка». Вход свободный. Подробности см. http://arhe.msk.ru/?p=8557

Карл Саган. Голубая точка

2 комментария

  1. » залогом выживания нашего вида была любознательность и стремление за рубежи» … т.е., для Разума естественно стремление узнать, расширить границы и т.п. И снова вопрос — парадокс Ферми — ГДЕ ЖЕ ОНИ? Сослаться на «крайнюю редкость жизни во вселенной» пожалуй уже не удастся: на Земле Жизнь возникла геологически мгновенно, на Марсе или была или начинается, на кометах — «кирпичики жизни» находят. Значит — подтверждение вывода по программе SETI — технологические цивилизации в среднем живут очень мало (сами себя уничтожают). Привет новой Холодной войне и сценарию ядерной ночи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: