В самом конце июня больше сотни нобелевских лауреатов подписали письмо, в котором призвали «Гринпис» не бороться с ГМО (активисты почему-то особо яростно нападают на «золотой рис», обогащенный витамином А). Новость широко освещалась в СМИ: такая толпа нобелиатов собирается в одном месте впервые. Беда в том, что инициатива совершенно бесполезна: обладатели самой престижной научной премии мира категорически не те люди, кто может переубедить мир не бояться генетически модифицированных существ.
ГМО — один из главных жупелов современности. Причины, по которым его противники так упорно отстаивают право человечества не развивать сельское хозяйство максимально быстро и безопасно (но при этом с неизбежным радикальным переделом агрохозяйственного рынка), заслуживают особого разбирательства, которое в маленькую колонку не поместится. Каковы бы ни были истинные мотивы борцов с ГМО, их усилия иногда приводят к выдающимся результатам: например, 5 июля 2016 года Владимир Путин полностью запретил выращивать и разводить в России генетически модифицированные организмы.
СМИ не отстают от президента и исправно пугают граждан ядовитыми помидорами с генами карася и генно-модифицированной картошкой фри, от которой немедленно отрастает рак. Заплывающей жиром «развитой» горстке человечества сложно представить, что на том же шарике вдвое больше народу загибается от банального и страшного голода. Ученые в силу профессии хорошо осведомлены об этом и пытаются защищать прогресс — как им положено, разумно и взвешенно. «Научные и регулирующие органы по всему миру раз за разом признают организмы, улучшенные при помощи биотехнологий, такими же — если не более — безопасными, чем те, что получены другими методами… Было многократно показано, что ГМО оказывают на окружающую среду менее разрушающее влияние и способствуют повышению биоразнообразия», — пишут нобелиаты в своем письме. Вы еще не заснули?
Зажигательные доводы ученых тонут в пустоте. То есть буквально. Их не слышат. Обычный человек утром отводит одного ребенка в садик, второго в школу, потом с боями добирается до работы на двух автобусах и метро, вечером разрывается между детскими секциями, продуктовым магазином и ужином, загоняет детей в постель, наконец наливает себе чашку чая — и у него физически нет сил и желания вникать в тонкости умных и корректных разъяснений. Ему нужно, чтобы кто-то просто сказал: «Так надо, так не надо». И лучше, чтобы этот кто-то был известным человеком — а не каким-то там нобелиатом.
Известные люди для перегруженных заботами вечно куда-то бегущих людей почти как члены семьи, тем более что об их личной жизни мы знаем больше, чем о проблемах собственных детей. Сами звезды тоже не теряются и в многостраничных интервью уверенно судят обо всем на свете — от науки до политики. Читатели с готовностью берут на вооружение их точку зрения: известные люди успешны, а значит, то, что они делают, хорошо, правильно и ведет к процветанию. Этот привлекательный силлогизм отлично работает, и то, что он ложный, эффекту совершенно не мешает. Убеждение идет через чувства и никак не затрагивает сознание, которое могло бы обнаружить подвох.
И именно поэтому ученые раз за разом проигрывают в войне со средневековьем: они апеллируют к сознанию, а это длинный и утомительный путь — тем более когда проблема по-настоящему сложная. Адепты простых трактовок всегда выбирают короткую дорожку эмоций и оказываются у цели, пока ученые с трудом преодолевают первые метры.
Конечно, можно расчистить путь через сознание — например, кардинально пересмотрев школьную программу. Но мы живем в реальном мире, поэтому стоит обдумать более надежные способы.
Например, убедить звезд в том, что запрещать ГМО не стоит.
Не важно, будут ли это звезды эстрады или политики (хотя вернее переманить на свою сторону артистов — в отличие от политиков, они в основном народом любимы). И вот когда сто певцов и актеров напишут письмо в защиту «золотого риса» — тогда их поклонники наконец уверуют, что эти ГМО не так уж страшны. Тем, кому кажется, что я преувеличиваю или даже оскорбляю любителей телевизора, предлагаю изучить статистику запросов «профилактика рака груди» до и после того, как Анджелина Джоли рассказала, что удалила обе молочные железы из-за опасной мутации.
Признавать, что Джоли или «Менты» для людей куда авторитетнее нобелевских лауреатов, обидно и неприятно. Но если мы хотим добиться результата и убедить людей — а заодно и политиков, которые (хоть в это и не всегда верится) точно такие же люди, — что ГМО безопасны, нужно выбирать действенные рецепты. А цепляясь за шашечки достоинства и стопроцентной научной корректности, мы никуда не уедем.
Люди!
Для меня была и осталась загадка как можно отличить ГМО от не ГМО…
Загадка приоткрылось, когда где-то мелькнули картинки с тесты на определение ГМО.
Я так понял, что всерьез можно определить только конечный набор организмов.
Другое дело, что это тест не продукта, а идиота это заказавшего.
Если так, то надпись «не содержит ГМО» — нечистоплотная реклама, если только этот не поваренная соль.
Теперь о жратве. Кто и когда проверял на наличие вредных и опасных веществ остальные продукты? Могут сказать, что мой дед и прадед ели и остались живы…
Вредные вещества в
Извините сорвалось… серфинг по гуглу показал, что идиотизм процветает.
Надо ждать пока поколение людей не знакомых с биологий, биохимией и пр. не вымрет. А появится ли более образованное поколение?
Ума-то надо всего ничего, просто обратиться к специалистам.
Ну может ГМО и безопасны, но семена то приходится закупать у иностранных компаний. А если и будем разрабатывать свои ГМО, то упремся в их патенты. Дешевле все равно не получится.
Не. Не так. Убедить смогут только товары с яркой броской надписью — ТОЛЬКО ГМО и цена в два раза ниже.
Всё упирается в деньги. Одни местные кликуши и обскуранты, по невежеству. Другие — корысти ради. Это же вся библия нафиг и туда же — многомиллиардные дотации для латифундистов, по распилу бюджета.