Праздник экспериментальной биологии фотосинтеза в Пущино

Участники PRS-2016
Участники PRS-2016
Евгений Лысенко, канд. биол. наук, ст. науч. сотр. Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН (Москва)
Евгений Лысенко, канд. биол. наук, ст. науч. сотр. Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева РАН

С 19 по 24 июня в Пущино, в Институте фундаментальных проблем биологии (ИФПБ) РАН, прошла 7-я конференция Photosynthesis Research for Sustainability. Это довольно удивительное явление в мире российской биологии. Первая конференция этой серии прошла в Канаде (2004) [1]. В дальнейшем конференции проходили в Пущино (2007, 2014, 2016), в Баку (2011, 2013), на Крите (2015), следующая пройдет в индийском Хайдарабаде. Вдохновителем и мотором этих конференций является доктор биологических наук Сулейман Аллахвердиев, сотрудник пущинского ИФПБ и московского Института физиологии растений (ИФР) РАН. Он много работал с сильными фотосинтетиками из разных стран, и ему удается собирать лучших представителей этой области. Конференция получила признание: ее участникам предложили направить рукописи статей в специальный выпуск Photosynthesis Research — официального журнала Международного общества исследователей фотосинтеза [2].

Я участвовал в Пущинских конференциях 2014 и 2016 годов. Описать полторы сотни участников непросто: их состав чрезвычайно разнообразен. Это люди очень разных возрастов, от аспирантов до мэтров, перешедших в статус professor emeritus. Среди устных докладчиков преобладают исследователи среднего возраста, хотя есть и мэтры, и молодые дарования. С профессорами приезжает молодежь. Иногда молодежь приезжает и без профессоров. На постерной сессии царит молодость, но и седина у человека с плакатом не редкость. И дискуссии около них порой завязываются нешуточные. Это люди из очень разных стран: Японии, США, Германии, России, Новой Зеландии. На Пущинские конференции «протоптали дорожку» исследователи из Восточной Европы: Эстонии, Словакии, Болгарии, Венгрии. Есть постоянные участники, и есть люди, «заглянувшие» однажды.

Доклады представляют результаты экспериментального анализа всего, что имеет отношение к фотосинтезу — у растений, водорослей, цианобактерий, пурпурных и других бактерий. Можно, пожалуй, разделить доклады на три типа: 1) обзорные о биологической проблеме вообще; 2) обобщающие о том, что в принципе сделал этот исследовательский коллектив; и 3) конкретные экспериментальные работы по определенным узким вопросам. В 2014 году почти все доклады сводились к процессам в электронтранспортной цепи. В этом году кроме классических вопросов было много смежных тем. О протеазах, кальредоксине, катионах, малых РНК, отдельных аминокислотных остатках в белках, вариабельных потенциалах и значении всех этих факторов для фотосинтеза. Часть докладов посвящена применению того, что мы узнали о деталях фотосинтеза, на пользу людям. Например, созданию неорганических кристаллов, подобных марганцевым кластерам водоокисляющего комплекса фотосистемы II, для каталитического расщепления воды на кислород и водород. Или о применении модифицированных родопсиновых каналов (chan-nelrhodopsins) при лечении рака. В 2014 году Хазем Калаи (Hazem Kalaji) рассказывал о спасении газонов футбольных полей для чемпионата Европы при помощи методов анализа флуоресценции хлорофилла. Доклады слушать сложно и интересно. Сложно не только потому, что они излагаются на быстром английском языке с разными акцентами, но и потому, что они требуют глубокого понимания очень разных вопросов, разной методологии и идеологии. Превосходная встряска для интеллектуальных способностей. Однако всё очень интересно, и, даже если не поймешь доклад во всех деталях, всё равно узнаешь много нового. Так, в этот раз японские исследователи убедительно показали, что наряду с привычной Mg-хелатазой существует Mg-дехелатаза — фермент, извлекающий катион Mg из молекулы хлорофилла. Оказалось, что ни PubMed, ни Google этого слова еще не знают, статья пока не опубликована, и узнать об этом можно только на конференциях, подобной этой.

Традиция конференции — посвящение каждого собрания какому-нибудь исследователю. Конференция 2014 года была посвящена директору ИФПБ академику В. А. Шувалову. Нынешняя — исследователю фотосинтеза Натану Нельсону (Nathan Nelson) и лидеру водородной энергетики Неджату Везироглу (Nejat Veziroglu).

Натан Нельсон начиная с 1970-х и по сей день сделал многое для понимания того, как устроены цитохром-b6f-комплекс и фотосистема I. В юности работал в нескольких европейских странах, в том числе у замечательного Рейнхольда Херрманна (Reinhold Herrmann).

В зрелые годы вернулся в Израиль. Человек, который умеет прорываться к знанию и радоваться жизни вокруг. Свобода, интуиция и радость — так он и назвал свой доклад — вот главное! Не степени и посты, но наслаждение от самого познания и от общения с людьми вокруг. Ада Йонат (Ada Yonath), лауреат Нобелевской премии и специалист по рибосомам, начала свой доклад с признания: «Я ничего не понимаю в реакционных центрах фотосистем, но я люблю тебя, Натан!» Заглянувший на следующей неделе к нам в лабораторию Ральф Оэмюллер (Ralf Oelmuller), работавший в 1980-е, как и Натан, в лаборатории Херрманна, вспоминал о нем с восхищением в голосе: «Crazy guy!» А на неформальном празднестве профессор Говинджи (Govindjee; он представляется по имени) рассказал недавнюю историю, как Натану нужно было идти получать государственную премию Израиля, которую вручают президент и премьер-министр, и вдруг выяснилось, что у него нет приличных ботинок. Пришлось занять.

Натан Нельсон (слева) и Говинджи
Натан Нельсон (слева) и Говинджи

Человек мягкий и заинтересованный, Натан, наверное, единственный присутствовал на всех докладах. И с ним его замечательная жена Ханна, проработавшая в лаборатории вместе с ним всю жизнь. Она тоже всё делала с какой-то особенной теплотой: вспоминала профессора Херрманна, рассказывала об их сыне, который в Америке открыл школу совершенно нового типа. И аспиранты Нельсона — давние и теперешние — производили впечатление очень живых людей, не стесняющихся любопытствовать и радоваться.

На следующий день после конференции началась школа для молодых ученых, на которую остались несколько участников конференции. Они прочитали полусотне молодых ученых лекции, а сотрудники ИФПБ познакомили «школьников» со многими современными методами анализа фотосинтеза и сопряженных процессов. Немного удивило, что российская молодежь приехала только на школу и не принимала участия в конференции, где преобладали молодые ученые из других стран. Оказалось, что русские со словаками вполне могут объясняться без помощи английского.

Во многом проведение столь насыщенной конференции стало возможным благодаря гранту РНФ на проведение исследований с представлением их результатов в виде конференции. А также благодаря маленькому дружному оргкомитету, который встречал и провожал участников, решал все текущие проблемы и организовывал общение в кулуарах и досуг гостей. Некоторые мои впечатления из кулуаров конференции можно найти в «Фейсбуке» [3, 4]. На закрытии конференции 24 июня всех членов оргкомитета вызывали «на передний край», и зал дружно благодарил их аплодисментами.

В общем, если вы интересуетесь экспериментальной биологией растений и вам хочется узнать больше про фотосинтез и многое, что с ним связано, запомните название Photosynthesis Research for Sustainability и заглядывайте сюда [5]. Надеюсь, через пару лет она снова соберется в Пущино. Будет интересно.

Фото с сайта конференции PRS-2011

  1. http://photosynthesis2015.cellreg.org/documents/PhotosynthRes_newsreport.pdf
  2. www.springer.com/life+sciences/plant+sciences/journal/11120
  3. www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=651899634965030&id=100004349988069
  4. www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=655876657900661&id=100004349988069
  5. http://cellreg.org/Conference.php

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: