В издательстве Европейского университета в Петербурге вышла книга Аркадия Ипполитова об итальянском художнике XVI века Якопо да Понтормо с подзаголовком «Художник извне и изнутри» [1]. «Извне» в данном случае относится к жизнеописанию художника, составленному его младшим современником Джорджо Вазари, а «изнутри» — к дневнику самого Понтормо (последних лет его жизни).
Текст Вазари (который составляет основной массив книги) сопровождают подробные комментарии Ипполитова, причем они — к счастью и вопреки обыкновению — даны не в сносках и не в конце основного текста, а в подбор с сочинением Вазари; при этом комментарии четко выделены курсивом и расположением на странице. Дневник Понтормо (названный художником «Моя книга») невелик по объему, поэтому комментарии к нему расположены традиционно — в конце текста.
Открывает книгу предисловие Ипполитова — изящное эссе на полторы книжные страницы, служащее, тем не менее, полноправным научным введением к двухсотстраничному тому.
Якопо Каруччи по прозвищу да Понтормо (1494–1557) среди молодых флорентийских художников Высокого Возрождения считался едва ли не самым одаренным. Признание — и, соответственно, заказы — он начал получать довольно рано. Когда ему было едва за двадцать, Понтормо, в частности, создал замечательную по гармоничности и мастерству стенную роспись «Вертумн и Помона» (1519–1521).
Понтормо — ученик Андреа дель Сарто, однако дель Сарто более «классичен»: зрелый Понтормо работал в манере куда более напряженно-страстной, и в этом смысле умиротворенная тональность фрески «Вертумн и Помона» остается несколько «в стороне» от избранного молодым художником пути.
Эволюция Понтормо как живописца обычно представляется в виде перехода от Высокого Возрождения к маньеризму. Принятая в академическом искусствоведении, эта категория довольно-таки условна — это уже не Высокое Возрождение, но еще не барокко.
Так или иначе, Понтормо — большой и своеобразный мастер, и многие его работы удивительны смелостью решений. Таков, например, «Портрет Козимо Медичи-старшего» (1530-е). Удивительный эффект создает здесь пылающий и тревожный красный цвет. Понтормо весьма обдуманно пользовался «открытым» красным — мы можем это видеть на примере его знаменитой картины «Мальчик с алебардой».
Жанры, в которых работал Понтормо, — многофигурные композиции (картоны и фрески) и портрет — определены эпохой: флорентийский художник середины XVI века писал то, что ему заказывали. Впрочем, в пределах избранной тематики Понтормо, как правило, чувствовал себя достаточно раскованно. Поэтому здесь мы находим работы на традиционные сюжеты, где художник, тем не менее, далек от канона и решает свои, собственно художественные задачи.
Такова, например, работа, сюжет которой традиционно называется «Снятие с креста» (Depositio; 1525–1528). Строго говоря, она должна была бы называться иначе, поскольку изображение креста здесь отсутствует, зато детально выписаны оплакивающие Христа — что характерно для сюжета, который называется «Оплакивание» (Lamentatio).
Фигуры несущих тело Христово у Понтормо исполнены в неожиданно светлых тонах и кажутся летящими по воздуху; в особенности это касается фигуры юноши слева в первом ряду. Справа на заднем плане видно лицо Иосифа Аримафейского, которому, как считается, Понтормо придал свои черты.
Не менее смело — при удивительной свободе композиции — написана «Встреча Марии с Елизаветой» (Visitatio Mariae, 1529–1530). Пластика персонажей поражает живостью и гармонией.
Последние одиннадцать лет жизни Понтормо посвятил созданию фресок в капелле Сан-Лоренцо. Фрески эти не имели успеха у современников, а в XVIII веке вообще были сбиты.
Вазари подчеркивает «странности» Понтормо — его замкнутость, необщительность. Ипполитов показывает, что Понтормо избегал обязанностей «светского» человека, предпочитая узкий круг друзей и учеников.
Книга Аркадия Ипполитова интересна не только текстом, но и художественным решением. В ней воспроизведены только четыре рисунка Понтормо (сепия) и его гравированный портрет из «Жизнеописаний» Вазари; макет лаконичен, а при этом книга оставляет впечатление ценного и тщательно исполненного изделия.
Ревекка Фрумкина
1. Ипполитов А. В. Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.